ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Сущность психологической готовности к школьному обучению
детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности компонентов психологической готовности 13
1.3. Мотивационная готовность к школьному обучению детей старшего
дошкольного возраста 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 25
2.3. Формирование мотивационной готовности детей к школьному
обучению в разновозрастной группе 29
2.4. Результаты контрольного этапа исследования 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности - учебной. Готовность к школе рассматривается как выраженное новообразование дошкольного возраста, которое обеспечит в дальнейшем адаптацию ребенка к условиям школьного обучения. Учебная деятельность детей старшего дошкольного возраста побуждается целой системой разнообразных мотивов. Все эти мотивы учения могут быть разделены на две большие категории - одни из них связаны с самой учебной деятельностью, а другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой, то есть социальные мотивы.
Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. По мнению Д.Б. Эльконина, «учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий».
Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только те мотивы, которые непосредственно связаны с содержанием. Если удаётся сформировать такие мотивы, то этим самым поддерживаются те общие мотивы деятельности, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельностью.
Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, имеются в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний, на данном этапе развития и которые могут служить основой для формирования собственно учебных мотивов. В структуре стартовой готовности к обучению в школе это наиболее важное качество.
Актуальность исследования: В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в дальнейшем ФГОС ДО) актуальным является поиск подходов к диагностике мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Цель исследования: выявить психолого - педагогические условия формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации (в дальнейшем ДОО)
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме и выявить:
• сущность и составляющие компоненты психологической готовности;
• выявить условия формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
2. Экспериментально изучить развитие мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
3. На основе выделенных психолого-педагогических условий разработать мероприятия по формированию мотивационной готовности к школьному обучению для детей в условиях разновозрастной группы ДОО.
Объект исследования: процесс формирования мотивационной
готовности детей к школьному обучению.
Предмет исследования: выявление психолого - педагогических условий формирования готовности детей к школьному обучению в разновозрастной группе ДОО.
...
В дошкольный период формируется готовность к систематическому школьному обучению. В настоящее время проблема готовности к школе рассматривается в связи с реализацией концепции модернизации и непрерывного образования Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Как указано в стандарте, целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования . Таким образом, готовность ребенка к школьному обучению следует рассматривать не как конечный результат, а как постоянный процесс, динамичную и развивающуюся систему, где происходит появление новых качеств, свойств, черт личности.
Подводя общий итог исследования по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей в разновозрастной группе ДОО определили: сущность и составляющие компоненты психологической готовности (интеллектуальный, мотивационный, эмоциональный), уточнили условия и предпосылки повышения уровня психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста в разновозрастной группе, обосновали содержание и методы, обеспечивающие эффективное формирование интеллектуального, мотивационного и эмоционального компонентов психологической готовности к школе.
Подобрали комплекс диагностических методов, направленных на определение уровней мотивационной готовности к школе, а также различные мероприятий, которые могут применяться в разновозрастной группе ДОО с целью повышения уровня психологической готовности к школе и формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного
возраста в условиях разновозрастной группы ДОО, доказали эффективность этих мероприятий при соблюдении таких условий как: использование игровой деятельности, организация сотрудничества детей в разновозрастной группе с учётом их возрастных возможностей, обеспечение сотрудничества со школой. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.
1. Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6-10 лет. СПб.: СПбГУПМ, 2001. 153 с.
2. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1995. с. 132-142.
3. Большой психологический словарь. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/index.php (дата
обращения 29.04.2016).
4. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика- Синтез, 2010. 70с.
5. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в
школе: психолого-педагогические основы. Учебное пособие для
студентов вузов. М.: Академический Проект, 2003. 256 с.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2013. 1136 с.
7. Гладкова Ю.А. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению // Журнал Ребёнок в детском саду. 2010. № 4. С. 8-13.
8. Гринёва М.С. Структура личностной готовности к школе детей пяти, шести, семи лет // Журнал Педагогическое образование и наука. 2010. № 11. С. 37-40.
9. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: МГППУ, 2002. 68 с.
10. Диагностика готовности ребенка к школе. А.И. Булычева. М.: Мозаика- Синтез, 2007. 104 с.
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
12. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. 288 с.
13. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб.: Речь, 2007. 118 с.
14. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Электронный ресурс]
URL: https: //docs.google.com/document/d/1 -
to80RE7Zjlqobnobry7up87IlyOJ81fwP9j5iWatNo/edit?pli=1 (дата
обращения 05.05.2016).
15. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. М.: АСТ, 2010. с. 94
... всего 33 источника