Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №149659

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психофизиологические и психологические механизмы письма 6
1.2. Понятие, классификация и симптоматика дисграфии 10
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКО­ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ
2.1. Организация исследования и характеристика диагностической
программы 17
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
ГЛАВА III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Организация и содержание коррекционной работы 31
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

Как известно, нарушение сформированности письма препятствует школьной адаптации, а также успешности обучения, часто порождают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил [4, 5]. В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии.
Многие авторы рассматривают нарушения письма, главным образом, как следствие недоразвития устной речи:
• явных или скрытых нарушений звукопроизношения (Г.А. Каше, М.Е. Хватцев);
• недостаточности фонематического слуха и восприятия (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина);
• недостаточной сформированности артикуляторно-акустической
базы речи (звукопроизношения, фонематических представлений).
В отечественной логопедии раскрыты проблемы симптоматики, механизмов и структуры дисграфии, разработаны общие методологические подходы и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (Е.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, С.Б. Яковлев и др.). Тем не менее, продуктивность коррекционной логопедической работы по преодолению дисграфии недостаточно высока, что определяет актуальность темы нашего исследования.
Целью исследования явилось изучение уровня сформированности фонетико-фонематических процессов у младших школьников с недостатками речи и разработка путей профилактики и преодоления артикуляторно­акустической дисграфии.
Объектом исследования являются фонетико-фонематические
нарушения у младших школьников с недостатками речи.
Предметом исследования являются пути профилактики и преодоления артикуляторно-акустической дисграфии у младших
школьников с недостатками речи.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению данной проблемы, раскрыть содержание базовых понятий этиология, механизмы, симптоматика письма, классификация дисграфии.
2. Подобрать группу младших школьников и экспериментально изучить особенности фонематических процессов, проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
3. Разработать комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на устранение нарушений фонетико-фонематических процессов и предупреждение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с недостатками речи.
4. В ходе контрольного эксперимента проверить эффективность проведенной работы.
Методы исследования:
• Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по изучаемому вопросу;
• Эмпирические методы: констатирующий, формирующий и
контрольный эксперимент. Использовалась специально сконструированная диагностическая программа.
• Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Гипотеза: мы предполагаем, что повышение эффективности
коррекционной работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников может быть достигнуто при следующих педагогических условиях:
• учёта механизма возникновения артикуляторно-акустической дисграфии;
• целенаправленного развития фонетико-фонематического
восприятия как функциональной базы письма в системе логопедического воздействия.
Структура работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Письмо следует рассматривать, как психическую функцию в психологическое содержание которой входят различные психические процессы и их взаимодействие, и эта функция формируется только путем обучения. Недостаточное развитие какой-либо из операций письма может вызвать у детей младшего школьного возраста - дисграфию.
Специфические ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия, недостаточным развитием звукового анализа и синтеза, с нарушением звукопроизношения также вызывают артикуляторно­акустическую дисграфию.
Чаще всего у детей встречается на основе неправильного произношения (артикуляторно-акустическая дисграфия), которая
проявляется в заменах, пропусках, смешениях букв, соответствующих заменах, пропускам и смешениям звуков в устной речи. Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма.
Нами был проведен констатирующий эксперимент при анализе данных которого мы выделили следующие особенности, характерные для учащихся с нарушениями письма:
1. У младших школьников с недостатками речи отмечаются нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата, наиболее частотны.
2. У младших школьников с нарушением звукопроизношения чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных.
3. У детей отмечается несформированность фонетико­фонематического восприятия.
4. У детей с нарушением письменной речи специфические ошибки, такие как пропуск, перестановка букв свидетельствуют о несформированности действия звукового анализа слов. Обращает на себя внимание тот факт, что у второклассников еще не было сформировано четкого представления понятий «звук» и «слог»;
5. У детей наблюдается искажение слоговой структуры слова, что указывает на недостаточную полноту слухового восприятия и затруднения детей при анализе звукового состава речи.
6. В ходе обследования письма у младших школьников большинство ошибок было допущено на замену и смешение букв по артикуляционно­акустическому сходству.
На формирующем этапе мы определили направления и содержание коррекционной работы по профилактике и коррекции артикуляторно­акустической дисграфии.
1. Исправление нарушенного звукопроизношения;
2. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
3. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
4. Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии включало:
• Конкретизацию слухового и произносительного образа каждого из смешиваемых звуков;
• Сличение смешиваемых звуков в слуховом и произносительном плане.
Результаты контрольного эксперимента показали нам значительное улучшение уровня сформированности фонетико-фонематических процессов у детей, что говорит об эффективности проведенной нами работы по профилактике и коррекции артикуляторно-акустической дисграфии.


1. Ахутина, Т.В. Дисграфия: нейропсихологический и психолого­педагогический анализ / Т.В. Ахутина, О.А. Величенкова, О.Б. Иншакова. - СПб.: Изд-во ун-та, 2004. - С. 82-97.
2. Безруких, М.М. Особенности развития познавательных функций у учащихся 9-10 лет, имеющих трудности письма // С.П. Ефимов, С.К. Хромов; Школа здоровья - 2001. - №4. - 51 с.
3. Безруких, М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма / М.М. Безруких // Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. - 2004. - № 2. - С. 21-24.
4. Боскис, Р.М. Нарушения письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей // Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, - Изв. АПН РСФСР. Вып. 18. - 191 с.
5. Величенкова, О.А. Анализ специфических ошибок письма младших школьников / О.А. Величенкова. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.: МПСИ, 2001. - 51 с.
6. Величенкова, О.А. Специфические ошибки при различных видах письма / О.А. Величенкова. // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Выпуск VII. - М.: МГПУ, 2001. - 42 с.
7. Величенкова, О.А. Комплексный подход к анализу специфических нарушений письма у младших школьников / О.А. Величенкова, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. - Школа здоровья. 2001. № 4. - 31 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
9. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. // Логопедия сегодня. - 2013. - № 4. - 132 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
11. Ионова, А.Н. Дидактические игры и коррекция устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2004. - №1. - 105 с.
12. Киселёва, Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // Логопед. - 2008. - № 7. - 65-70 с.
13. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов / В.А. Киселева. - М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с.
14. Клейменова, О.А. Особенности работы логопеда по преодолению
нарушений письма у младших школьников // Логопед. - 2014. - №5. - 88­
92 с.
15. Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы /
O. М. Коноваленко. - М.: АСТ, 2006. - 158 с....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ