КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психофизиологические и психологические механизмы письма 6
1.2. Понятие, классификация и симптоматика дисграфии 10
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКОФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ
2.1. Организация исследования и характеристика диагностической
программы 17
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
ГЛАВА III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Организация и содержание коррекционной работы 31
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психофизиологические и психологические механизмы письма 6
1.2. Понятие, классификация и симптоматика дисграфии 10
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОНЕТИКОФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕДОСТАТКАМИ РЕЧИ
2.1. Организация исследования и характеристика диагностической
программы 17
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
ГЛАВА III. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Организация и содержание коррекционной работы 31
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Как известно, нарушение сформированности письма препятствует школьной адаптации, а также успешности обучения, часто порождают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил [4, 5]. В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии.
Многие авторы рассматривают нарушения письма, главным образом, как следствие недоразвития устной речи:
• явных или скрытых нарушений звукопроизношения (Г.А. Каше, М.Е. Хватцев);
• недостаточности фонематического слуха и восприятия (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина);
• недостаточной сформированности артикуляторно-акустической
базы речи (звукопроизношения, фонематических представлений).
В отечественной логопедии раскрыты проблемы симптоматики, механизмов и структуры дисграфии, разработаны общие методологические подходы и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (Е.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, С.Б. Яковлев и др.). Тем не менее, продуктивность коррекционной логопедической работы по преодолению дисграфии недостаточно высока, что определяет актуальность темы нашего исследования.
Целью исследования явилось изучение уровня сформированности фонетико-фонематических процессов у младших школьников с недостатками речи и разработка путей профилактики и преодоления артикуляторноакустической дисграфии.
Объектом исследования являются фонетико-фонематические
нарушения у младших школьников с недостатками речи.
Предметом исследования являются пути профилактики и преодоления артикуляторно-акустической дисграфии у младших
школьников с недостатками речи.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению данной проблемы, раскрыть содержание базовых понятий этиология, механизмы, симптоматика письма, классификация дисграфии.
2. Подобрать группу младших школьников и экспериментально изучить особенности фонематических процессов, проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
3. Разработать комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на устранение нарушений фонетико-фонематических процессов и предупреждение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с недостатками речи.
4. В ходе контрольного эксперимента проверить эффективность проведенной работы.
Методы исследования:
• Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по изучаемому вопросу;
• Эмпирические методы: констатирующий, формирующий и
контрольный эксперимент. Использовалась специально сконструированная диагностическая программа.
• Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Гипотеза: мы предполагаем, что повышение эффективности
коррекционной работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников может быть достигнуто при следующих педагогических условиях:
• учёта механизма возникновения артикуляторно-акустической дисграфии;
• целенаправленного развития фонетико-фонематического
восприятия как функциональной базы письма в системе логопедического воздействия.
Структура работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы.
Многие авторы рассматривают нарушения письма, главным образом, как следствие недоразвития устной речи:
• явных или скрытых нарушений звукопроизношения (Г.А. Каше, М.Е. Хватцев);
• недостаточности фонематического слуха и восприятия (Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Г.В. Чиркина);
• недостаточной сформированности артикуляторно-акустической
базы речи (звукопроизношения, фонематических представлений).
В отечественной логопедии раскрыты проблемы симптоматики, механизмов и структуры дисграфии, разработаны общие методологические подходы и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (Е.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, С.Б. Яковлев и др.). Тем не менее, продуктивность коррекционной логопедической работы по преодолению дисграфии недостаточно высока, что определяет актуальность темы нашего исследования.
Целью исследования явилось изучение уровня сформированности фонетико-фонематических процессов у младших школьников с недостатками речи и разработка путей профилактики и преодоления артикуляторноакустической дисграфии.
Объектом исследования являются фонетико-фонематические
нарушения у младших школьников с недостатками речи.
Предметом исследования являются пути профилактики и преодоления артикуляторно-акустической дисграфии у младших
школьников с недостатками речи.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к изучению данной проблемы, раскрыть содержание базовых понятий этиология, механизмы, симптоматика письма, классификация дисграфии.
2. Подобрать группу младших школьников и экспериментально изучить особенности фонематических процессов, проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
3. Разработать комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на устранение нарушений фонетико-фонематических процессов и предупреждение артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с недостатками речи.
4. В ходе контрольного эксперимента проверить эффективность проведенной работы.
Методы исследования:
• Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по изучаемому вопросу;
• Эмпирические методы: констатирующий, формирующий и
контрольный эксперимент. Использовалась специально сконструированная диагностическая программа.
• Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Гипотеза: мы предполагаем, что повышение эффективности
коррекционной работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников может быть достигнуто при следующих педагогических условиях:
• учёта механизма возникновения артикуляторно-акустической дисграфии;
• целенаправленного развития фонетико-фонематического
восприятия как функциональной базы письма в системе логопедического воздействия.
Структура работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы.
Письмо следует рассматривать, как психическую функцию в психологическое содержание которой входят различные психические процессы и их взаимодействие, и эта функция формируется только путем обучения. Недостаточное развитие какой-либо из операций письма может вызвать у детей младшего школьного возраста - дисграфию.
Специфические ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия, недостаточным развитием звукового анализа и синтеза, с нарушением звукопроизношения также вызывают артикуляторноакустическую дисграфию.
Чаще всего у детей встречается на основе неправильного произношения (артикуляторно-акустическая дисграфия), которая
проявляется в заменах, пропусках, смешениях букв, соответствующих заменах, пропускам и смешениям звуков в устной речи. Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма.
Нами был проведен констатирующий эксперимент при анализе данных которого мы выделили следующие особенности, характерные для учащихся с нарушениями письма:
1. У младших школьников с недостатками речи отмечаются нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата, наиболее частотны.
2. У младших школьников с нарушением звукопроизношения чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных.
3. У детей отмечается несформированность фонетикофонематического восприятия.
4. У детей с нарушением письменной речи специфические ошибки, такие как пропуск, перестановка букв свидетельствуют о несформированности действия звукового анализа слов. Обращает на себя внимание тот факт, что у второклассников еще не было сформировано четкого представления понятий «звук» и «слог»;
5. У детей наблюдается искажение слоговой структуры слова, что указывает на недостаточную полноту слухового восприятия и затруднения детей при анализе звукового состава речи.
6. В ходе обследования письма у младших школьников большинство ошибок было допущено на замену и смешение букв по артикуляционноакустическому сходству.
На формирующем этапе мы определили направления и содержание коррекционной работы по профилактике и коррекции артикуляторноакустической дисграфии.
1. Исправление нарушенного звукопроизношения;
2. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
3. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
4. Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии включало:
• Конкретизацию слухового и произносительного образа каждого из смешиваемых звуков;
• Сличение смешиваемых звуков в слуховом и произносительном плане.
Результаты контрольного эксперимента показали нам значительное улучшение уровня сформированности фонетико-фонематических процессов у детей, что говорит об эффективности проведенной нами работы по профилактике и коррекции артикуляторно-акустической дисграфии.
Специфические ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия, недостаточным развитием звукового анализа и синтеза, с нарушением звукопроизношения также вызывают артикуляторноакустическую дисграфию.
Чаще всего у детей встречается на основе неправильного произношения (артикуляторно-акустическая дисграфия), которая
проявляется в заменах, пропусках, смешениях букв, соответствующих заменах, пропускам и смешениям звуков в устной речи. Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма.
Нами был проведен констатирующий эксперимент при анализе данных которого мы выделили следующие особенности, характерные для учащихся с нарушениями письма:
1. У младших школьников с недостатками речи отмечаются нарушения в анатомическом строении артикуляционного аппарата, наиболее частотны.
2. У младших школьников с нарушением звукопроизношения чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных.
3. У детей отмечается несформированность фонетикофонематического восприятия.
4. У детей с нарушением письменной речи специфические ошибки, такие как пропуск, перестановка букв свидетельствуют о несформированности действия звукового анализа слов. Обращает на себя внимание тот факт, что у второклассников еще не было сформировано четкого представления понятий «звук» и «слог»;
5. У детей наблюдается искажение слоговой структуры слова, что указывает на недостаточную полноту слухового восприятия и затруднения детей при анализе звукового состава речи.
6. В ходе обследования письма у младших школьников большинство ошибок было допущено на замену и смешение букв по артикуляционноакустическому сходству.
На формирующем этапе мы определили направления и содержание коррекционной работы по профилактике и коррекции артикуляторноакустической дисграфии.
1. Исправление нарушенного звукопроизношения;
2. Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
3. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
4. Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку.
Содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии включало:
• Конкретизацию слухового и произносительного образа каждого из смешиваемых звуков;
• Сличение смешиваемых звуков в слуховом и произносительном плане.
Результаты контрольного эксперимента показали нам значительное улучшение уровня сформированности фонетико-фонематических процессов у детей, что говорит об эффективности проведенной нами работы по профилактике и коррекции артикуляторно-акустической дисграфии.
Подобные работы
- Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии
у младших школьников
в условиях общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция артикуляционно-акустической дисграфии у младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция артикуляционно-акустической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКОЙ
ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ школьников
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста в процессе психолого- педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020





