ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ 6
1.1 Сущность и структура личностно-ориентированного обучения 6
1.2 Индивидуальные образовательные траектории как средство реализации
личностно-ориентированного обучения 9
1.3 Возможность реализации ИОТ на основе конструирования задачного
материала 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИОТ
НА ОСНОВЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАДАЧНОГО МАТЕРИАЛА 16
2.1 Способ обращения задач 16
2.2 Способ обобщения задачи 22
2.3 Способ замены части данных в исходной задаче другими данными без
замены заключения 28
2.4 Способ составления задач по заданным чертежам 31
2.5 Способ переформулировки задач 36
2.6 Технология построения индивидуальных образовательных технологий
на уроках математики 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Российское образование находится на этапе модернизации всех своих составляющих. Это связано и с введением новых федеральных образовательных стандартов, и с использованием цифровых технологий в образовании, и с связи с необходимостью использования дистанционных технологий обучения.
Все эти изменения призваны реализовывать ориентиры на личность учащегося в обучении, на формирование универсальных способностей, социальных потребностях и ценностях. Так, например, в новых ФГОСах заложены требования к результатам усвоения обучающимися образовательных программ на метапредметном уровне, а также, что немало важно, построение индивидуальных образовательных траекторий, которые дадут возможность произвести качественное изменение процесса обучения математике в средней школе.
Анализ педагогической и методической литературы таких авторов как Е.С. Полат, Л.Н. Агаева, Е.А. Александровой, Л.В. Байбородовой, С.А. Вдовиной, А.В. Воронцова, Н.Ф.Ильиной, Т.В. Машковой, А.В.Мудрик, Н.В. Рыбалкиной, Л.Г. Семушина, А.Н.Тубельского, А.В. Хуторского, Н.Н. Суртаевой, Ю.Г. Юдиной, И.С.Якиманской и др. показывает возрастающий интерес к построению индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Встает вопрос, какие же пути и средства следует использовать при организации обучения математике на основе индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) для того чтобы все перечисленные задачи были решены.
Учитывая специфику предмета, мы полагаем, что к таким средствам можно отнести реализацию ИОТ на основе конструирования задачного материала.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью поиска новых эффективных средств (в соответствии с новыми стандартами) реализации личностно-ориентированного подхода к школьному математическому образованию.
Цель выпускной квалификационной состоит в разработке методического аппарата, позволяющего реализовывать индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) учащихся на основе конструирования задачного материала.
Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу, выяснить объем и содержание понятий «индивидуальная образовательная траектория», «конструирование» и др.
2. Изучить возможность использования ИОТ как средства реализации личностно-ориентированного обучения.
3. Проанализировать возможность реализации ИОТ учащихся на основе конструирования задачного материала.
4. Разработать методический аппарат, позволяющий реализовывать ИОТ учащихся на основе конструирования задачного материала.
Теоретическая значимость исследования:
1. Раскрыты возможности использования ИОТ как средства
реализации личностно-ориентированного обучения;
2. Дано обоснование применения методического аппарата, позволяющего реализовывать ИОТ учащихся на основе конструирования задачного материала;
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования и предлагаемые методические материалы могут быть применены в деятельности учителя математики.
Частичная апробация предлагаемых методических подходов осуществлялась на базе школы №22 г. Фарап р. Туркменистан. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В процессе анализа психолого-педагогической и методической литературы были выявлены основные подходы к пониманию понятий индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), конструирование ИОТ и др.
Так как анализ сущности ИОТ показал, что она соответствует сущности личностно-ориентированного обучения, сделан вывод о том, ИОТ можно использовать как средство реализации личностно-ориентированного обучения.
С целью анализа возможности использования конструирования задачного материала как средства реализации ИОТ учащихся была рассмотрена суть процесса конструирования. Выявлено, что конструирование способствует получению некоторых результатов, на обеспечение которых направлено внедрение ИОТ. Сделан вывод о том, что реализацию ИОТ возможно осуществлять посредствам конструирования задачного материала.
Выделены наиболее характерные виды организации деятельности по конструированию задачного материала. На этой основе разработаны соответствующие серии упражнений, применимые в рамках реализации краткосрочных ИОТ учащихся.
Продемонстрирован вариант проектирования и реализации краткосрочных образовательных траекторий в рамках урока для 9-го класса
1. Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №2. С. 40-52.
2. Заир-Бек Е. С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха (актуальные проблемы развития образовательного процесса): Методические материалы к обучающим семинарам. СПб : Изд-во «Петроградский и К», 1995. 64 с.
3. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография. Волгоград : Перемена, 2000. 148с.
4. Маскаева А. М. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся при изучении раздела «Начала математического анализа» // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1 - Том II (Психолого-педагогические науки). С. 69-73.
5. Моденова М. В. Конструирование систем математических задач // Интеграция образования. 2009. №4. С.98-102.
6. Построение модели личностно-ориентированного обучения. Под научной ред. Якиманской И.С. М. : КСП+, 2001. 128 с.
7. Погорелов А.В. Геометрия. 7-9 классы. М. : Просвещение, 2014. 240 с.
8. Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 классы. М. : Просвещение, 2014. 175 с.
9. Пойа, Д. Как решать задачу. М. : Учпечгиз, 1961. 208 с.
10. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике. М. : Просвещение, 2005. 255 с.
11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М. : НИИ школьных технологий, 2005. 208с.
12. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. М. : Издательская корпорация «Логос»,1999. 272 с.
13. Сериков В.В. Личностно-ориентированный подход в образовании: концепции и технологии: Монография. Волгоград : Перемена, 1994. 152 с.
14. Смирнова А. А. Конструирование дополнительных задач при
обучении математике в основной школе Научное мнение. 2015. № 6. С.
111-115.
15. Смирнова А. А. Технология конструирования творческих заданий с учащимися на уроках математики // Наука и школа. 2019. №5. С. 156-163.
16. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М. : 2000. 320 с.
17. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000. 112 с.