ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1 Понятие государственной власти и её система в Российской
Федерации 10
1.2 Понятие местного самоуправления и его система в Российской Федерации 16
2 СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 22
2.1 Участие российских граждан в организации и деятельности органов
государственной власти России как принцип организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации 22
2.2 Законность как принцип организации государственной власти и
местного самоуправления в Российской Федерации 28
2.3 Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации как принцип организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации 33
2.4 Гласность и открытость деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления как принцип организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации 39
3 МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК УРОВЕНЬ ПУБЛИЧНОЙ
ВЛАСТИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
Актуальность исследования конституционных принципов организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации связано с их высокой значимостью в любом современном демократическом государстве, где во главе всего должны стоять права и свободы человека и гражданина.
Несмотря на то, что вопрос конституционных принципов организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации довольно широко изучен как в Российской Федерации, так и за её пределами, он все еще вызывает активные дискуссии в научной среде. Связано, в том числе, с масштабными изменениями, внесенными в Конституцию РФ законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". Это не могло не отразиться и на предмете данного исследования.
Указанное выше обстоятельство явилось основополагающим в актуальности на современном этапе осмысления проблем правового регулирования и реализации принципов организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Именно перспективы развития данной области, а также решение как уже существующих, так и возникших в связи с внесением поправок от 2020 года в Конституцию РФ проблем являются основной целью настоящей магистерской диссертации. Так, настоящее исследование представляет собой попытку предложить решение проблем, которые были выявлены в ходе проведения исследования.
К моменту написания работы проблемам конституционных принципов организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации были посвящены работы целого ряда деятелей в области юридической науки: Аваньян С.А., Аржанов В.В., Барбин В.В., Безруков А.В., Бланкенагель А., Гизоев С.Э., Голунский С.А., Гончаров В.В., Гошуляк В.В., Григорьев Е.В., Гриценко Е.В., Денисов С.А., Егорова Н.Е., Золотарев М.В., Исаев И.А., Колесников Е.В., Колесникова А.В., Корабельникова Ю.Л., Кочетова Н.М., Кулакова Т.А., Куракин А.В., Малый А.Ф., Михеев Д.С., Москалева О.В., Пилюгина Т.В., Петров В.И., Пешин Н.Л., Синцов Г.В., Трегубова Е.В., Манов Г.Н., Морозов А.В., Нурмагамбетов Р.Г., Романовская О.В., Хасянов Р.З., Холодная Р.З., Чиркин В.Е. и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации принципов организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в сфере реализации принципов организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
Задачами данного исследования являются:
• определение понятия государственной власти, местного самоуправления и их систем;
• анализ принципов организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
• определение понятия публичной власти в современных правовых реалиях;
• выявление проблем в реализации конституционных принципов организации государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса уголовного и уголовнопроцессуального права, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей. Материалы работы могут быть полезны при подготовке к научным конференциям и семинарским занятиям, в написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также статей. Кроме того, материалы данной работы могут повлиять на состояние законности использования природных объектов, их охраны и защиты.....
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что текущая система и принципы организации деятельности государственных органов и местного самоуправления далеки от совершенства. Причины такого положения в праве являются разносторонними, однако решающее значение здесь имеет отсутствие четкости в определении предметов совместного ведения органов государственной власти и органов местного самоуправления, что вносит определенную неясность. В связи с этим существует необходимость совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с принципами организации органов публичной власти Российской Федерации.
Так, например, в разрезе рассмотрения принципа гласности, как одного из принципов организации государственных органов и местного самоуправления, нельзя не обратить внимание и на то, что в нынешних условиях усложнения экономической ситуации в стране и роста внешнеполитической напряженности необходимо дополнительное
повышение доверия населения как к государственной, так и к местной власти, усиление гражданской активности, привлечение граждан для решения местных вопросов. Недопустимо оставлять без изменения сложившуюся ситуацию, в которой органы местной власти фактически могут быть отделены от населения, поскольку созданные бюрократические процедуры мешают непосредственному контакту местного самоуправления и граждан.
В связи с этим целесообразно внести соответствующие изменения в Конституцию РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», указав принцип гласности в качестве одного из основополагающих принципов осуществления местного самоуправления. Внесение подобных изменений задаст определенный вектор деятельности органов местного самоуправления, обеспечит на законодательном уровне возможность для развития институтов местной власти, создаст условия для более активного участия местного населения в процессе осуществления местного самоуправления. Кроме того, внесение указанных изменений позволит привести нормативно-правовую базу, регламентирующую основы деятельности органов местной власти, к соответствию иному законодательству, максимально расширяющему и защищающему права и свободы граждан.
Помимо этого, при изучении вопроса об участии граждан Российской Федерации в организации и деятельности органов публичной власти РФ был выявлен ряд проблем, к которым можно отнести:
• снижение количества граждан, которые принимают участие в референдумах и выборах (стоит отметить, что это касается всех уровней публичной власти);
• допущение возможности искажения воли избирающих граждан, причем как со стороны органов государственной и муниципальной власти, так и каких-либо отдельных политических и общественных объединений;
• нехватка практики социального контроля за процессом проведения выборов и референдумов, а также подсчитывания и учета голосов граждан;
• доступность избирательных участков должна быть более высокой, в том числе для лиц, которые проживают в каких-либо отдаленных или труднодоступных местностях.
Предполагается, что вариантом решения перечисленных проблем может послужить более активное внедрение электронной демократии (совокупность институтов прямой демократии, которые реализуются как российскими, так и иностранными гражданами, с помощью информационно -коммуникационных технологий), что, несомненно, также положительно скажется на уровне доверия между государством и гражданами Российской Федерации.
При всем этом, звучащие в настоящее время оценки произошедшей в России с января 2020 года конституционной реформы и восприятие ее в качестве новой стратегии развития и поворота к традиционным ценностям, ознаменовавшим отказ от идеалов демократического и правового государства, также представляются слишком категоричными и не соответствующим действительности: все-таки говорить о кардинальном изменении Конституции 1993 года не приходится.
Так, нельзя не согласиться с выводом Конституционного Суда РФ, выраженным в его Заключении по Закону о поправке, в котором он подчеркивает, что Конституция в целом не меняется, так как основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, являясь непосредственным ядром Конституции, как и прежде сохраняют свою силу и остаются неизменными.
Но даже учитывая вышеизложенное в области организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления произошли довольно масштабные изменения, которые были подробно рассмотрены во время написания данной работы.
Как показал проведенный анализ изменений в сферах федеративного устройства и местного самоуправления, многие новеллы, раздвигая рамки дискреции для федерального законодателя, создают при этом дополнительную неопределенность и угрозу нарушения конституционных принципов и прав. В связи с этим перед федеральным законодателем, как и перед Конституционным Судом РФ, стоит непростая задача дальнейшего конституционного истолкования поправок, их согласования с иными положениями в русле конституционных принципов и в целях устранения возникающих неопределенностей и противоречий. Выработанные до сих пор в российской конституционно-судебной практике правовые позиции по вопросам федерализма и местного самоуправления сохраняют свою актуальность и могут послужить важным ориентиром в поиске баланса, а также в процессе дальнейшей законодательной интерпретации новых конституционных положений.....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 01.07.2020. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 09.11.2020, N 45, ст. 7061.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ (ред. от 20.05.2002) "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3176.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020) // Российская газета. - 1999. - № 206.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание
законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // "Парламентская газета", N 7, 11-17.02.2011
7. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // Собрание законодательства РФ - 16.03.2020 - N 11 - ст. 1416.
8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // "Парламентская газета", N 140-141.
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" // СЗ РФ - 2015 - N 50 - ст. 7226.
Научная и учебная литература
10. Аржанов, В.В. Разграничение полномочий и предметов ведения между государственными органами и органами местного самоуправления // Административное право и процесс. 2019. N 7. С. 40 - 42.
11. Голунский, С.А., Строгович, М.С. Конспект по теории государства и права. М., 1940; Теория государства и права. М., 1955.
12. Исаев, И.А. Politica Hermetica: скрытые аспекты власти М.: Юристъ, 2002.
13. Чиркин, В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С. 16.
14. Чиркин, В.Е. Конституционная терминология: монография / В.Е. Чиркин - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - М.: Норма - ИНФРА-М, 2016 - 215 с.
15. Манов, Г.Н. Признаки государства: новое прочтение.
Политические проблемы теории государства. М., 1993. 42 с....84