Актуальные проблемы законотворчества в субъектах Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В
СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ 12
1.1 Понятие, виды и принципы законотворческого процесса в субъектах
Российской Федерации 12
1.2 Организация и стадии законотворческого процесса в субъектах Российской
Федерации 18
1.3 Субъекты законотворческого процесса в субъектах Российской
Федерации 25
2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДМЕТАМ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 29
2.1 Конституционно-правовое регулирование предметов совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 29
2.2 Пределы самостоятельности субъектов Российской Федерации в
законотворчестве по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 35
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 41
3.1 Взаимодействие федеральных и региональных органов законодательной власти в рамках законотворческого процесса по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 41
3.2 Основные проблемы законотворчества в субъектах Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации и пути их решения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
1 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В
СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ 12
1.1 Понятие, виды и принципы законотворческого процесса в субъектах
Российской Федерации 12
1.2 Организация и стадии законотворческого процесса в субъектах Российской
Федерации 18
1.3 Субъекты законотворческого процесса в субъектах Российской
Федерации 25
2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДМЕТАМ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 29
2.1 Конституционно-правовое регулирование предметов совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 29
2.2 Пределы самостоятельности субъектов Российской Федерации в
законотворчестве по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 35
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 41
3.1 Взаимодействие федеральных и региональных органов законодательной власти в рамках законотворческого процесса по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 41
3.2 Основные проблемы законотворчества в субъектах Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации и пути их решения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Формирование и развитие федеративных отношений в современной России зависит от целого ряда различных правовых факторов, в том числе от качества законотворческой деятельности на всех уровнях публичной власти.
Любая государственная деятельность по своей природе является сложной и многогранной. Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов не является исключением.
Объем законотворческих полномочий субъектов Российской Федерации обусловлен федеративным устройством России.
Региональный законотворческий процесс представляет собой деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по разработке, принятию, изменению или отмене законов, основанную на познании потребностей общества в урегулировании наиболее важных общественных отношений, которая включает в себя разработку и рассмотрение законопроекта, принятие и обнародование законов.
Данный процесс в целом аналогичен федеральному законотворческому процессу, а потому не получил широкого исследования в юридической литературе.
Необходимо отметить, что правовое регулирование в любом федеративном государстве имеет определенные проблемы, которые объективно обусловлены необходимостью обеспечения единого правового пространства с одной стороны и с другой — самостоятельностью субъектов Российской Федерации в вопросах собственного ведения и наличием законодательных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленных в ч. 2 ст. 76 Конституции.
Несмотря на предоставление довольно широких полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, федеральный законодатель в то же время определил пределы и границы нормотворческих полномочий, исключая возможность произвольного регулирования вопреки принципам, установленным федеральным законодательством.
Для формирования единой правовой системы государства недостаточно заниматься совершенствованием лишь федерального законодательства: в контексте последних политических и экономических тенденций, связанных в том числе с образованием в составе РФ новых субъектов, а также с необходимостью правового регулирования новых общественных отношений, возникающих в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), особую значимость приобретает проблема совершенствования регионального законодательства.
Думается, что многие проблемы законотворческой деятельности на региональном уровне изначально порождаются как объективными, так и субъективными причинами. Например, отсутствием у большинства депутатов законодательных органов необходимых познаний в области законотворческой техники, перегруженностью планов законодательной деятельности, излишняя урегулированностью некоторых общественных отношений, входящих в сферу совместного ведения, на федеральном уровне и так далее.
Актуальность работы обусловлена не только необходимостью теоретического анализа состояния регионального законодательства по вопросам совместного ведения, но и необходимостью разработки конкретных практических рекомендаций по преодолению существующих проблем в сфере законотворчества в субъектах Российской Федерации по вопросам совместного ведения с целью их последующего использования для формирования предложений по внесению изменений в действующее законодательство с учетом всех выявленных пробелов.
Научная проблема исследования заключается в необходимости соотнесения имеющихся теоретических знаний в данной области на настоящий момент с практическим опытом их применения.
Элементом научной новизны является рассмотрение уже существующих теоретических положений, разработанных ведущими юристами - практиками и теоретиками применительно к современным условиям.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы расширяют сферу научного познания в области законотворчества субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы в ходе дальнейшего научного изучения проблемы.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в законотворческой деятельности депутатов как федеральных, так и региональных законодательных органов, в том числе, при обсуждении и принятии законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации. А также материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций по дисциплинам «Конституционное право», «Теория государства и права», а также в ходе преподавания специальных курсов.
Объектом исследования являются связанные с законотворчеством субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в целом, а предметом - отдельные стадии, особенности и проблемы данного процесса.
Целью исследования является всестороннее исследование состояния регионального законодательства по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, формирование четких выводов по выявленным проблемам и разработка соответствующих практических рекомендаций....
Любая государственная деятельность по своей природе является сложной и многогранной. Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов не является исключением.
Объем законотворческих полномочий субъектов Российской Федерации обусловлен федеративным устройством России.
Региональный законотворческий процесс представляет собой деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по разработке, принятию, изменению или отмене законов, основанную на познании потребностей общества в урегулировании наиболее важных общественных отношений, которая включает в себя разработку и рассмотрение законопроекта, принятие и обнародование законов.
Данный процесс в целом аналогичен федеральному законотворческому процессу, а потому не получил широкого исследования в юридической литературе.
Необходимо отметить, что правовое регулирование в любом федеративном государстве имеет определенные проблемы, которые объективно обусловлены необходимостью обеспечения единого правового пространства с одной стороны и с другой — самостоятельностью субъектов Российской Федерации в вопросах собственного ведения и наличием законодательных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленных в ч. 2 ст. 76 Конституции.
Несмотря на предоставление довольно широких полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, федеральный законодатель в то же время определил пределы и границы нормотворческих полномочий, исключая возможность произвольного регулирования вопреки принципам, установленным федеральным законодательством.
Для формирования единой правовой системы государства недостаточно заниматься совершенствованием лишь федерального законодательства: в контексте последних политических и экономических тенденций, связанных в том числе с образованием в составе РФ новых субъектов, а также с необходимостью правового регулирования новых общественных отношений, возникающих в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), особую значимость приобретает проблема совершенствования регионального законодательства.
Думается, что многие проблемы законотворческой деятельности на региональном уровне изначально порождаются как объективными, так и субъективными причинами. Например, отсутствием у большинства депутатов законодательных органов необходимых познаний в области законотворческой техники, перегруженностью планов законодательной деятельности, излишняя урегулированностью некоторых общественных отношений, входящих в сферу совместного ведения, на федеральном уровне и так далее.
Актуальность работы обусловлена не только необходимостью теоретического анализа состояния регионального законодательства по вопросам совместного ведения, но и необходимостью разработки конкретных практических рекомендаций по преодолению существующих проблем в сфере законотворчества в субъектах Российской Федерации по вопросам совместного ведения с целью их последующего использования для формирования предложений по внесению изменений в действующее законодательство с учетом всех выявленных пробелов.
Научная проблема исследования заключается в необходимости соотнесения имеющихся теоретических знаний в данной области на настоящий момент с практическим опытом их применения.
Элементом научной новизны является рассмотрение уже существующих теоретических положений, разработанных ведущими юристами - практиками и теоретиками применительно к современным условиям.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы расширяют сферу научного познания в области законотворчества субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы в ходе дальнейшего научного изучения проблемы.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в законотворческой деятельности депутатов как федеральных, так и региональных законодательных органов, в том числе, при обсуждении и принятии законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации. А также материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций по дисциплинам «Конституционное право», «Теория государства и права», а также в ходе преподавания специальных курсов.
Объектом исследования являются связанные с законотворчеством субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в целом, а предметом - отдельные стадии, особенности и проблемы данного процесса.
Целью исследования является всестороннее исследование состояния регионального законодательства по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, формирование четких выводов по выявленным проблемам и разработка соответствующих практических рекомендаций....
Вопросы и проблемы законотворчества в субъектах Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации уже неоднократно становились предметом изучения юристами-теоретиками. Однако, как показало исследование, изучение данной темы по-прежнему актуально. Доказательством тому служит тот факт, что в настоящее время по-прежнему сохраняется тенденция дублирования регионами федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, низкая законодательная активность депутатов и иных субъектов права законотворческой инициативы и другие проблемы законотворчества по предметам совместного ведения.
Цели и задачи, поставленные перед началом исследования, выполнены в полном объеме. В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы.
Уровень теоретической разработанности рассматриваемой темы оказался достаточно высоким. Юристы-теоретики в своих работах восполняют пробелы законодательства в части определения следующих ключевых понятий: законотворческий процесс, стадия законотворческого процесса, субъект законодательной инициативы и др.
Центральной частью законотворческого процесса является законодательный процесс, поэтому можно сделать вывод, что понятия «законодательный процесс» и «законотворческий процесс» соотносятся как часть и целое.
В ходе исследования было сформулировано следующее определение понятия «законотворческий процесс».
Законотворческий процесс - это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по разработке, принятию, изменению или отмене законов, основанная на познании объективных потребностей общества в урегулировании наиболее важных общественных отношений, которая включает в себя разработку и рассмотрение законопроекта, принятие и обнародование законов.
Законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации во многом сходна с процессом законотворчества на федеральном уровне. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять стадии законотворческого процесса на региональном уровне.
В наиболее общем виде можно выделить следующие стадии регионального законотворческого процесса:
1) выявление потребности в законодательном регулировании
общественных отношений, разработка идеи, концепции закона;
2) реализация права законодательной инициативы и внесение проекта законопроекта на рассмотрение в законодательный орган субъекта;
3) предварительное рассмотрение законопроекта;
4) рассмотрение законопроекта и принятие закона;
5) подписание и опубликование принятых законов главой субъекта;
6) вступление закона в силу.
Изучение действующего законодательства показало, что в целом порядок законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации урегулирован достаточно подробно. Однако данное утверждение касается в большей степени законодательного процесса как основной составной части законотворческого процесса. В то же время проблеме подготовительно - прогностического этапа, предшествующего непосредственному принятию закона, в юридической науке уделено недостаточно внимания. По нашему мнению, подготовительный этап, а именно выявление потребности в необходимости законодательного урегулирования общественных отношений, разработка идеи, концепции будущего закона, также имеет принципиально важное значение для развития как правовой системы отдельных регионов, так и государства в целом....
Цели и задачи, поставленные перед началом исследования, выполнены в полном объеме. В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы.
Уровень теоретической разработанности рассматриваемой темы оказался достаточно высоким. Юристы-теоретики в своих работах восполняют пробелы законодательства в части определения следующих ключевых понятий: законотворческий процесс, стадия законотворческого процесса, субъект законодательной инициативы и др.
Центральной частью законотворческого процесса является законодательный процесс, поэтому можно сделать вывод, что понятия «законодательный процесс» и «законотворческий процесс» соотносятся как часть и целое.
В ходе исследования было сформулировано следующее определение понятия «законотворческий процесс».
Законотворческий процесс - это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по разработке, принятию, изменению или отмене законов, основанная на познании объективных потребностей общества в урегулировании наиболее важных общественных отношений, которая включает в себя разработку и рассмотрение законопроекта, принятие и обнародование законов.
Законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации во многом сходна с процессом законотворчества на федеральном уровне. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять стадии законотворческого процесса на региональном уровне.
В наиболее общем виде можно выделить следующие стадии регионального законотворческого процесса:
1) выявление потребности в законодательном регулировании
общественных отношений, разработка идеи, концепции закона;
2) реализация права законодательной инициативы и внесение проекта законопроекта на рассмотрение в законодательный орган субъекта;
3) предварительное рассмотрение законопроекта;
4) рассмотрение законопроекта и принятие закона;
5) подписание и опубликование принятых законов главой субъекта;
6) вступление закона в силу.
Изучение действующего законодательства показало, что в целом порядок законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации урегулирован достаточно подробно. Однако данное утверждение касается в большей степени законодательного процесса как основной составной части законотворческого процесса. В то же время проблеме подготовительно - прогностического этапа, предшествующего непосредственному принятию закона, в юридической науке уделено недостаточно внимания. По нашему мнению, подготовительный этап, а именно выявление потребности в необходимости законодательного урегулирования общественных отношений, разработка идеи, концепции будущего закона, также имеет принципиально важное значение для развития как правовой системы отдельных регионов, так и государства в целом....
Подобные работы
- Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам избирательного права
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Теоретические основы соотношения федерального и регионального законодательства: на опыте Красноярского края
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики
как субъекта Российской Федерации
(федеральные стандарты и республиканское регулирование).
Диссертация , конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ПРЕДЕЛАХ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
(правовые проблемы) (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Правовое регулирование предмета совместного ведения РФ и субъектш РФ в сфере государственного регулирования отношений
недропользования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Законность и целесообразность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Региональное правотворчество и проблема обеспечения единого правового пространства РФ (Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019





