Актуальные проблемы законотворчества в субъектах Российской
Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В
СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ 12
1.1 Понятие, виды и принципы законотворческого процесса в субъектах
Российской Федерации 12
1.2 Организация и стадии законотворческого процесса в субъектах Российской
Федерации 18
1.3 Субъекты законотворческого процесса в субъектах Российской
Федерации 25
2 ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДМЕТАМ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 29
2.1 Конституционно-правовое регулирование предметов совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 29
2.2 Пределы самостоятельности субъектов Российской Федерации в
законотворчестве по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 35
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 41
3.1 Взаимодействие федеральных и региональных органов законодательной власти в рамках законотворческого процесса по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации 41
3.2 Основные проблемы законотворчества в субъектах Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации и пути их решения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Формирование и развитие федеративных отношений в современной России зависит от целого ряда различных правовых факторов, в том числе от качества законотворческой деятельности на всех уровнях публичной власти.
Любая государственная деятельность по своей природе является сложной и многогранной. Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов не является исключением.
Объем законотворческих полномочий субъектов Российской Федерации обусловлен федеративным устройством России.
Региональный законотворческий процесс представляет собой деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по разработке, принятию, изменению или отмене законов, основанную на познании потребностей общества в урегулировании наиболее важных общественных отношений, которая включает в себя разработку и рассмотрение законопроекта, принятие и обнародование законов.
Данный процесс в целом аналогичен федеральному законотворческому процессу, а потому не получил широкого исследования в юридической литературе.
Необходимо отметить, что правовое регулирование в любом федеративном государстве имеет определенные проблемы, которые объективно обусловлены необходимостью обеспечения единого правового пространства с одной стороны и с другой — самостоятельностью субъектов Российской Федерации в вопросах собственного ведения и наличием законодательных полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленных в ч. 2 ст. 76 Конституции.
Несмотря на предоставление довольно широких полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, федеральный законодатель в то же время определил пределы и границы нормотворческих полномочий, исключая возможность произвольного регулирования вопреки принципам, установленным федеральным законодательством.
Для формирования единой правовой системы государства недостаточно заниматься совершенствованием лишь федерального законодательства: в контексте последних политических и экономических тенденций, связанных в том числе с образованием в составе РФ новых субъектов, а также с необходимостью правового регулирования новых общественных отношений, возникающих в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), особую значимость приобретает проблема совершенствования регионального законодательства.
Думается, что многие проблемы законотворческой деятельности на региональном уровне изначально порождаются как объективными, так и субъективными причинами. Например, отсутствием у большинства депутатов законодательных органов необходимых познаний в области законотворческой техники, перегруженностью планов законодательной деятельности, излишняя урегулированностью некоторых общественных отношений, входящих в сферу совместного ведения, на федеральном уровне и так далее.
Актуальность работы обусловлена не только необходимостью теоретического анализа состояния регионального законодательства по вопросам совместного ведения, но и необходимостью разработки конкретных практических рекомендаций по преодолению существующих проблем в сфере законотворчества в субъектах Российской Федерации по вопросам совместного ведения с целью их последующего использования для формирования предложений по внесению изменений в действующее законодательство с учетом всех выявленных пробелов.
Научная проблема исследования заключается в необходимости соотнесения имеющихся теоретических знаний в данной области на настоящий момент с практическим опытом их применения.
Элементом научной новизны является рассмотрение уже существующих теоретических положений, разработанных ведущими юристами - практиками и теоретиками применительно к современным условиям.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы расширяют сферу научного познания в области законотворчества субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы в ходе дальнейшего научного изучения проблемы.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы в законотворческой деятельности депутатов как федеральных, так и региональных законодательных органов, в том числе, при обсуждении и принятии законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации. А также материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций по дисциплинам «Конституционное право», «Теория государства и права», а также в ходе преподавания специальных курсов.
Объектом исследования являются связанные с законотворчеством субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в целом, а предметом - отдельные стадии, особенности и проблемы данного процесса.
Целью исследования является всестороннее исследование состояния регионального законодательства по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, формирование четких выводов по выявленным проблемам и разработка соответствующих практических рекомендаций....
Вопросы и проблемы законотворчества в субъектах Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации уже неоднократно становились предметом изучения юристами-теоретиками. Однако, как показало исследование, изучение данной темы по-прежнему актуально. Доказательством тому служит тот факт, что в настоящее время по-прежнему сохраняется тенденция дублирования регионами федеральных законов по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, низкая законодательная активность депутатов и иных субъектов права законотворческой инициативы и другие проблемы законотворчества по предметам совместного ведения.
Цели и задачи, поставленные перед началом исследования, выполнены в полном объеме. В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы.
Уровень теоретической разработанности рассматриваемой темы оказался достаточно высоким. Юристы-теоретики в своих работах восполняют пробелы законодательства в части определения следующих ключевых понятий: законотворческий процесс, стадия законотворческого процесса, субъект законодательной инициативы и др.
Центральной частью законотворческого процесса является законодательный процесс, поэтому можно сделать вывод, что понятия «законодательный процесс» и «законотворческий процесс» соотносятся как часть и целое.
В ходе исследования было сформулировано следующее определение понятия «законотворческий процесс».
Законотворческий процесс - это деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по разработке, принятию, изменению или отмене законов, основанная на познании объективных потребностей общества в урегулировании наиболее важных общественных отношений, которая включает в себя разработку и рассмотрение законопроекта, принятие и обнародование законов.
Законотворческая деятельность в субъектах Российской Федерации во многом сходна с процессом законотворчества на федеральном уровне. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять стадии законотворческого процесса на региональном уровне.
В наиболее общем виде можно выделить следующие стадии регионального законотворческого процесса:
1) выявление потребности в законодательном регулировании
общественных отношений, разработка идеи, концепции закона;
2) реализация права законодательной инициативы и внесение проекта законопроекта на рассмотрение в законодательный орган субъекта;
3) предварительное рассмотрение законопроекта;
4) рассмотрение законопроекта и принятие закона;
5) подписание и опубликование принятых законов главой субъекта;
6) вступление закона в силу.
Изучение действующего законодательства показало, что в целом порядок законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации урегулирован достаточно подробно. Однако данное утверждение касается в большей степени законодательного процесса как основной составной части законотворческого процесса. В то же время проблеме подготовительно - прогностического этапа, предшествующего непосредственному принятию закона, в юридической науке уделено недостаточно внимания. По нашему мнению, подготовительный этап, а именно выявление потребности в необходимости законодательного урегулирования общественных отношений, разработка идеи, концепции будущего закона, также имеет принципиально важное значение для развития как правовой системы отдельных регионов, так и государства в целом....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 01.07.2020. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 13.07.2020)// Российская газета. - 1999. - № 206.
3. Приказ Минюста России от 31.05.2012 № 87 (ред. от 02.10.2019) «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»// "Бюллетень Минюста РФ". - 2013. - № 1.
4. Устав Пензенской области (ред. от 05.11.2020 года) // Пензенские вести. - 1996. - № 133-134.
5. Закон Пензенской области от 1 ноября 1999 года № 171-ЗПО «О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области» (ред. от 05.11.2020) // Ведомости ЗС Пензенской области. - 10.11.1999. - №12. - С. 16.
6. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 03.08.2002 № 52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» (ред. от 05.06.2018) // Кабардино-Балкарская правда. - 2002. - № 155-156
7. Закон Омской области от 21.11.2002 № 409-ОЗ «О нормативных
правовых актах Омской области» (ред. от 18.06.2020) // Ведомости
Законодательного Собрания Омской области. - 2002. - № 4. - Ст. 1803
8. Закон Рязанской области от 01.06.2005 № 53-ОЗ «О регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (ред. от 21.07.2016) // Рязанские ведомости. - 2005. - № 119.
9. Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 29 апреля 2020 г. № 570-30/6 ЗС [Электронный ресурс] // Режим доступа: http ://www.pravo. gov.ru
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.1996 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области»// Собрание законодательства РФ. -1996. - №7. - ст. 700
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы»// Собрание законодательства РФ. -2004. - № 18. - ст. 1833.
12. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29
октября 2008 г. № 9-Г08-15 [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=79580#081 04110956590904
13. Учебная и научная литература
14. Авакьян, С.А. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. Материалы научной конференции, Москва, 21 - 23 марта 2002 г. / Под ред. С.А. Авакьян - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 480 c.
15. Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп./ А.В. Безруков. М.: Юстицинформ, 2015. - 304 с....86