ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ ПРИРОДНЫХ
ОБЪЕКТОВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие и сущность природных объектов 8
1.2 Классификация природных объектов 18
1.3 Особенности охраны и использования природных объектов 27
2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА
ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 31
2.1 Проблемы понятийного аппарата охраны природных объектов 31
2.2 Проблемы экологических императивов в системе правовых
предписаний о рациональном использовании природных объектов 36
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В
ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ 54
3.1 Совершенствование использования природных объектов 54
3.2 Совершенствование правовой базы охраны природных ресурсов.... 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Актуальность исследования правового режима природных объектов проявляется в том, что человечество во всем мире уже давно подчинило себе всю природу и природные объекты, в частности. Зачастую, человек при использовании природных благ не обращает внимание на тот урон, который причиняется природным объектам, не задумывается о необратимых последствиях. Вместе с тем, природные объекты - это основа нашей жизни и нашего существования, от беспорядочного и бездумного использования которых человечество обречено на вымирание. Данный тезис не нуждается в подтверждении, достаточным является динамика возникновения онкологических заболеваний у людей за последние 50-100 лет.
Указанное обстоятельство определило и сделало актуальным на современном этапе научное осмысление проблем правового режима природных объектов с целью понимания дальнейших перспектив развития законодательства в данной области. Именно перспективы развития законодательства в данной области и являются основной целью настоящей магистерской диссертации, так как данное исследование является попыткой предложить решение тех проблем, которые были выявлены в рамках настоящего исследования.
Исследование правового режима природных объектов является весьма изученной темой исследования как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Научной интерес к данной теме проявляется ее значимостью в жизни каждого человека. Вместе с тем, в доктрине права отсутствуют профильные исследования по определению правового режима природных объектов на современном этапе с целью выявления проблем и вероятных путей их решения. Проблемам экологического права в целом были посвящены работы следующих деятелей в области юридической науки: Берг Л.Н., Бринчук М.М., Вельяминов Г.М., Воронин Б.А., Гадилов М.В., Глазьев С.Ю., Голиченков А.К., Гордеева Е.М., Гринберг Р.С., Дюмулен И.И., Ершова И.В., Жаворонкова Н.Г., Загашвили В.С., Исаченко Т.М., Исполинов А.С., Кабанова Н.А., Кадышева О.В., Кардашова И.Б., Кичигин Н.В., Лозовский Л.Ш., Лопатина О.Н., Митин А.Н., Михайленко А.Н., Новиков Ю.И., Нуралиев С.У., Панова А.С., Перевалов В.Д., Перевалов В.Д., Петрова Т.В., Пискулов Ю.В., Полуэктов А.Б., Портанский А.П., Райзберг Б.А., Русин С.Н., Сабельников Л.В., Салиева Р.Н., Селиванова Н., Соколова Н.А., Стародубцева Е.Б., Фаткудинов З.М., Халевинская Е.Д., Хлуденева Н.И., Чаленко Н.Н., Чернышева Н.А., Шепенко Р.А., Шерпаев В.И., Шпаковский Ю.Г., Шумилов В.М. и другие. За пределами Российской Федерации: Alekseev S.S., Charnovitz S., Chelyshev M.Yu., Flek D., Howse R., Kislicyna N.F., Leebron D.W., McDougle M.S., T unkin G.I., Van Dijck P. и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием природных объектов, их охраной и защитой.
Предметом исследования нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с использованием природных объектов, их охраной и защитой.
Цель работы заключается в актуальном анализе проблем и противоречий общественных отношений, возникающих в связи с использованием природных объектов, их охраной и защитой.
Задачами исследования выступают:
• определение понятия и сущности природных объектов;
• анализ классификации природных объектов;
• исследование особенностей охраны и использования природных объектов;
• выявление проблем понятийного аппарата охраны природных объектов;
• выявление проблем экологических императивов в системе правовых предписаний о рациональном использовании природных объектов;
• определение путей совершенствования правовой базы охраны и использования природных объектов;
- определение путей совершенствования правовой базы контрольнонадзорной деятельности в сфере охраны и использования природных ресурсов.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса экологического права, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей. Материалы работы могут быть полезны при подготовке к научным конференциям и семинарским занятиям, в написании рефератов, курсовых и дипломных работ, а также статей. Кроме того, материалы данной работы могут повлиять на состояние законности использования природных объектов, их охраны и защиты.
В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов общественных отношений, возникающих в связи с использованием природных объектов, их охраной и защитой.
Методологическая база исследования сформировалась в результате изучения и использования большого теоретического и практического материала, нормативно-правовых актов, официальных документов, литературных источников и публикаций. Это вызвало необходимость применения разнообразных методов исследования, в числе которых системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный,
поисковый, а также метод сравнительного правоведения.
Структура работы продиктована целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Проведенное исследование правового режима природных объектов позволило сделать следующие предложения.
Федеральным законом от 23.06.2016 № 218-ФЗ были внесены изменения в статью 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Она была дополнена пунктом 2.1, который устанавливает, что при ощэеделении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. При этом порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Внесение указанного изменения в статью 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» было обусловлено необходимостью устранения неопределенности нормативно-правового регулирования отношений,
связанных с возмещением вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, выявленной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 № 12-П.
Предполагалось, что норма, предусмотренная пунктом 2.1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», позволит достигнуть надлежащего баланса между законными интересами лица, добросовестно реализующего меры по устранению причиненного вреда окружающей среде, и публичным интересом, состоящим в максимальной компенсации причиненного вреда. В частности, согласно этой норме при определении соответствующим государственным органом на основании утвержденных такс и методик размера вреда, причиненного окружающей среде, подлежащая уплате в бюджет сумма должна быть уменьшена на фактические затраты по устранению такого вреда, которые понес причинитель вреда....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Грлжданский кодекс Российской Федерации (члсть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 12. - Ст. 1024.
4. Распоряжение Прлвительства РФ от 31.12.2008 № 2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 3. - Ст. 425.
Научная и учебная литература
5. Авакьян, С.А. Конституция России: природа, эволюция,
современность / С.А. Авакьян. 2-е изд. - М.: РЮИД, 2000. - 528 с.
6. Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие / И.А. Алебастрова. - М.: Юрайт-М, 2001. - 638 с.
7. Багаутдинова, С.Р. Правовой режим земель курортов как земель особо охраняемых территорий и объектов / С.Р. Багаутдинова. - Москва: Отдел оперативной полиграфии ГУЗ, 2018. - 222 с.
8. Боголюбов, С.А. Экологическое право: учебник для вузов / С.А.
Боголюбов. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 1998. - 434 с.
9. Бринчук, М.М. Экологическое право: объекты экологических отношений / М.М. Бринчук. - Москва: Ин-т государства и права РАН, 2011. - 152 с.
10. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник для стодентов высших учебных зааедений / М.М. Бринчук. - Москва: Гооодец, 2009. - 445 с.
11. Гооиченков, А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учебное пособие для вузов / А.К. Голиченков. - Москва: Городец, 2008. - 429 с.
12. Дехтярь, Г.М. Стандартизация, сеатификация и классификация в туризме: Учебное пособие / Г.М. Дехтярь. - Москва: Праспект, 2018. - 400 с.
13. Дудко, И.Г. Влияние европейского права на конституционное право государств Центральной и Восточной Европы: Монография / И.Г. Дудко, И.А. Гагаева. - М.: Юраитинформ, 2013. - 278 с.
14. Игитян, М.Ю. Государственно-частное партнерство в
соаременной России: Монография / М.Ю. Игитян, С.Г. Камолов, А.В. Паалюк; Отаетственный редактор С.Г. Камолов. - Москва: Издательство Фонда поддержки международных программ. 2017. - 520 с.
15. Кааашников, С.В. Применение общепризнанных принципов и норм в сфере защиты прав чеаовека в России: вопросы теории и практики / С.В. Калашников. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 162 с....63