Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Особенности связной речи и познавательных процессов младших школьников с ЗПР 6
1.2. Изложение как форма развития связной речи и познавательных
процессов младших школьников с ЗПР 12
1.3. Методика обучения написанию изложений 17
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 26
2.2. Анализ письменных работ (изложений) детей младшего
школьного возраста с ЗПР в рамках констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
3.1. Организация формирующего эксперимента и его содержание.. .38
3.2. Анализ результатов коррекционной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
В последнее время в школах неуклонно растет число учащихся, испытывающих трудности в обучении по разным причинам. Особую группу таких школьников составляют дети с ограниченными возможностями здоровья и в данной работе мы рассматриваем категорию детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Данная категория занимает промежуточное положение между нормально развивающимися детьми и детьми с умственной отсталостью. При ЗПР наблюдается негрубое нарушение познавательной сферы и отдельных высших психических функций. Ряд отечественных педагогов, таких как Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер и др. отмечают у детей с ЗПР тенденцию к положительной динамике развития при хорошо организованной коррекционно-развивающей работе. Ученики с задержкой психического развития обучаются по тем же учебно-методическим комплектам, что и их нормально развивающиеся сверстники, и получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Однако особенности и замедленный темп психического развития сказывается на качестве и полноте освоения детьми с ЗПР школьной программы. Одним из главных факторов, препятствующих полноценному обучению детей, являются несформированность связной речи, как устной, так и письменной.
Работу по развитию связной речи и ВПФ обучающихся начальных классов с ЗПР важно проводить системно и организованно. Этот тезис отражен и в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию.
Одним из упражнений, которое позволяет проводить комплексную работу во всех вышеперечисленных направлениях, является изложение. Несмотря на широкое освещение этого упражнения в методической литературе, формирование навыка написания изложения у детей с ЗПР имеет некоторое своеобразие и требует дополнительной педагогической работы.
Все это определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования: выявить трудности, возникающие при написании изложения, у младших школьников с ЗПР и подобрать методические приемы для успешного формирования данного навыка.
Объект исследования: процесс обучения написанию изложения младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: методические приемы для успешного
формирования навыка написания изложения у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой
психического развития испытывают трудности в написании изложения и нуждаются в специальной коррекционно-педагогической работе, направленной на формирование данного навыка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования навыка написания изложения у младших школьников с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности навыка написания изложения у младших школьников с ЗПР в ходе констатирующего эксперимента.
3. Подобрать методические приемы, направленные на успешное формирование навыка написания изложения у младших школьников с ЗПР и провести коррекционно-педагогическую работу по формированию данного навыка.
4. Выявить эффективность проведенной коррекционно
педагогической работы по формированию навыка написания изложения у младших школьников с ЗПР в ходе контрольного эксперимента....
С каждым годом в школы поступает все больше учеников с ЗПР. Эта категория детей имеет негрубое нарушение познавательной сферы и отдельных высших психических функций. Школьники с ЗПР при хорошо организованной коррекционно-развивающей работе, они получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Однако дети с задержкой психического развития испытывают затруднения в процессе обучения, что обуславливается недостаточным развитием познавательных процессов, специфическими расстройствами мыслительных процессов, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Также к моменту зачисления в первый класс у многих учеников с ЗПР выражены нарушения речи, в том числе и связной, что также является одним из важных факторов, препятствующих полноценному обучению детей с задержкой. Поэтому работу по развитию связной речи и ВПФ обучающихся начальных классов важно проводить системно и организованно.
Одним из видов работ, которое позволяет проводить комплексную работу во всех вышеперечисленных направлениях, является изложение. Несмотря на широкое освещение этого вида упражнения в методической литературе, формирование навыка написания изложения у детей с ЗПР имеет некоторое своеобразие и требует дополнительной педагогической работы.
В ходе ознакомления с методической литературой, мы выяснили, что при работе над изложением расширяется словарный запас детей. В их речевой оборот включаются новые слова. Вместе с этим процесс передачи услышанного текста вызывает у обучающихся потребность в употреблении целого ряда слов, которые содержатся в их пассивном словаре.
Написание изложения направленно и на развитие познавательных процессов учащихся. При работе над изложением происходит развитие памяти: дети запоминают образцы речевых оборотов; развитие
мыслительных процессов: школьники усваивают логику последовательности действий в рассказе, обучаются находить главное, выполнять логический анализ текста, составлять план; на этапе знакомства с текстом задействуется внимание: ученикам необходимо концентрироваться и удерживать внимание на материале.
После изучения литературы по теме работы, нами был проведен констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента является изучение уровня сформированности навыка написания изложения у детей с задержкой психического развития, а также выявление наиболее характерных ошибок в работах детей с ЗПР.
Мы выявили, что у младших школьников с ЗПР имеются трудности формирования навыка написания изложения. Такие дети по сравнению с нормально развивающимися сверстниками совершают в несколько раз больше ошибок в творческих работах. Письменный строй речи учеников с ЗПР зачастую аграмматичен, сопровождается значительным количеством орфографических ошибок. При попытках письменно передать содержание авторского текста дети упускают смыслообразующие части, путают последовательность событий, не устанавливая причинно-следственные связи, не передают основную мысль текста.
Уровень сформированности навыка написания изложений у младших школьников с задержкой развития оказывается значительно ниже, чем у четвероклассников без нарушений. 5 из 11 детей с ЗПР получили отметку «2» за содержание, еще пятеро получили «3», и лишь один ребенок - «4».
Этот факт подтверждает необходимость специальной коррекционнопедагогической работы с детьми с ЗПР, направленной на формирование навыка написания изложений.
Проведя качественный анализ ошибок в детских работах, и проанализировав их, мы пришли к выводу, что часто ученики с ЗПР совершали ошибки по ряду следующих причин:
♦ трудности, связанные с текстовыми умениями;
• нарушение грамматического строя речи;
• бедность словарного запаса.
Поэтому мы предполагаем, что формирование навыка написания изложения у детей с ЗПР будет проходить успешнее, если систематически включать в свою работу упражнения по следующим направлениям:
1. Работа над лексической стороной речи.
2. Работа по развитию грамматического строя речи....
1. Айвазян, О.О. Изложение как важная форма развития русской
связной письменной речи учащихся начальных классов / О.О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. №3. - [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/izlozhenie-kakvazhnaya-forma-razvitiya-russkoy- svyaznoy-pismennoy-rechi-uchaschihsyanachalnyh-klassov
2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студ. дефект / Под ред. А.К. Аксеновой.
• М.: Владос, 2007. - 316 с.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. - [Электронный ресурс] Режим доступа: - https://poisk-ru.ru/s18723t19.html
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
5. Власова, Е.И. Понятие связной речи, особенности её развития у младших школьников / Е.И. Власова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1 september.ru/articles/634368/
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/1/0162/index.shtml
7. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1989.
• 105 с.
8. Гордиенко, Е.А. Методика развития русской речи младших школьников: Методическое пособие к курсу «Методика преподавания русского языка в младших классах» для студентов педагогических учебных заведений / Е.А. Гордиенко. - Житомир: Изд-во ЖГУ им. И. Франко, 2008. - 48 с.
9. Давыдова, Т.В. Учимся писать изложения и сочинения / Т.В. Давыдова. - М.: Стрекоза, 2009. - 32 с.
10. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой,
B. И. Дубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1984. - 203 с.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 74 с.
12. Есенина, С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 1-2 классы. Практикум для учащихся 7-8 лет / С.А. Есенина. - М.: Грамотей, 2017. - 64 с.
13. Есенина, С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 3 класс / С.А. Есенина. - М.: Грамотей, 2017. - 48 с.
14. Есенина, С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс / С.А. Есенина. - М.: Грамотей, 2016. - 48 с.
15. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Зикеев. - М.: Владос, 2000. - 200 с....48