Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа №149592

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1.1. Особенности связной речи и познавательных процессов младших школьников с ЗПР 6
1.2. Изложение как форма развития связной речи и познавательных
процессов младших школьников с ЗПР 12
1.3. Методика обучения написанию изложений 17
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего
эксперимента 26
2.2. Анализ письменных работ (изложений) детей младшего
школьного возраста с ЗПР в рамках констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
3.1. Организация формирующего эксперимента и его содержание.. .38
3.2. Анализ результатов коррекционной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59

В последнее время в школах неуклонно растет число учащихся, испытывающих трудности в обучении по разным причинам. Особую группу таких школьников составляют дети с ограниченными возможностями здоровья и в данной работе мы рассматриваем категорию детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Данная категория занимает промежуточное положение между нормально развивающимися детьми и детьми с умственной отсталостью. При ЗПР наблюдается негрубое нарушение познавательной сферы и отдельных высших психических функций. Ряд отечественных педагогов, таких как Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер и др. отмечают у детей с ЗПР тенденцию к положительной динамике развития при хорошо организованной коррекционно-развивающей работе. Ученики с задержкой психического развития обучаются по тем же учебно-методическим комплектам, что и их нормально развивающиеся сверстники, и получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Однако особенности и замедленный темп психического развития сказывается на качестве и полноте освоения детьми с ЗПР школьной программы. Одним из главных факторов, препятствующих полноценному обучению детей, являются несформированность связной речи, как устной, так и письменной.
Работу по развитию связной речи и ВПФ обучающихся начальных классов с ЗПР важно проводить системно и организованно. Этот тезис отражен и в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобренной решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию.
Одним из упражнений, которое позволяет проводить комплексную работу во всех вышеперечисленных направлениях, является изложение. Несмотря на широкое освещение этого упражнения в методической литературе, формирование навыка написания изложения у детей с ЗПР имеет некоторое своеобразие и требует дополнительной педагогической работы.
Все это определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования: выявить трудности, возникающие при написании изложения, у младших школьников с ЗПР и подобрать методические приемы для успешного формирования данного навыка.
Объект исследования: процесс обучения написанию изложения младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: методические приемы для успешного
формирования навыка написания изложения у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: младшие школьники с задержкой
психического развития испытывают трудности в написании изложения и нуждаются в специальной коррекционно-педагогической работе, направленной на формирование данного навыка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования навыка написания изложения у младших школьников с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень сформированности навыка написания изложения у младших школьников с ЗПР в ходе констатирующего эксперимента.
3. Подобрать методические приемы, направленные на успешное формирование навыка написания изложения у младших школьников с ЗПР и провести коррекционно-педагогическую работу по формированию данного навыка.
4. Выявить эффективность проведенной коррекционно­
педагогической работы по формированию навыка написания изложения у младших школьников с ЗПР в ходе контрольного эксперимента....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С каждым годом в школы поступает все больше учеников с ЗПР. Эта категория детей имеет негрубое нарушение познавательной сферы и отдельных высших психических функций. Школьники с ЗПР при хорошо организованной коррекционно-развивающей работе, они получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Однако дети с задержкой психического развития испытывают затруднения в процессе обучения, что обуславливается недостаточным развитием познавательных процессов, специфическими расстройствами мыслительных процессов, нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Также к моменту зачисления в первый класс у многих учеников с ЗПР выражены нарушения речи, в том числе и связной, что также является одним из важных факторов, препятствующих полноценному обучению детей с задержкой. Поэтому работу по развитию связной речи и ВПФ обучающихся начальных классов важно проводить системно и организованно.
Одним из видов работ, которое позволяет проводить комплексную работу во всех вышеперечисленных направлениях, является изложение. Несмотря на широкое освещение этого вида упражнения в методической литературе, формирование навыка написания изложения у детей с ЗПР имеет некоторое своеобразие и требует дополнительной педагогической работы.
В ходе ознакомления с методической литературой, мы выяснили, что при работе над изложением расширяется словарный запас детей. В их речевой оборот включаются новые слова. Вместе с этим процесс передачи услышанного текста вызывает у обучающихся потребность в употреблении целого ряда слов, которые содержатся в их пассивном словаре.
Написание изложения направленно и на развитие познавательных процессов учащихся. При работе над изложением происходит развитие памяти: дети запоминают образцы речевых оборотов; развитие
мыслительных процессов: школьники усваивают логику последовательности действий в рассказе, обучаются находить главное, выполнять логический анализ текста, составлять план; на этапе знакомства с текстом задействуется внимание: ученикам необходимо концентрироваться и удерживать внимание на материале.
После изучения литературы по теме работы, нами был проведен констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента является изучение уровня сформированности навыка написания изложения у детей с задержкой психического развития, а также выявление наиболее характерных ошибок в работах детей с ЗПР.
Мы выявили, что у младших школьников с ЗПР имеются трудности формирования навыка написания изложения. Такие дети по сравнению с нормально развивающимися сверстниками совершают в несколько раз больше ошибок в творческих работах. Письменный строй речи учеников с ЗПР зачастую аграмматичен, сопровождается значительным количеством орфографических ошибок. При попытках письменно передать содержание авторского текста дети упускают смыслообразующие части, путают последовательность событий, не устанавливая причинно-следственные связи, не передают основную мысль текста.
Уровень сформированности навыка написания изложений у младших школьников с задержкой развития оказывается значительно ниже, чем у четвероклассников без нарушений. 5 из 11 детей с ЗПР получили отметку «2» за содержание, еще пятеро получили «3», и лишь один ребенок - «4».
Этот факт подтверждает необходимость специальной коррекционно­педагогической работы с детьми с ЗПР, направленной на формирование навыка написания изложений.
Проведя качественный анализ ошибок в детских работах, и проанализировав их, мы пришли к выводу, что часто ученики с ЗПР совершали ошибки по ряду следующих причин:
♦ трудности, связанные с текстовыми умениями;
• нарушение грамматического строя речи;
• бедность словарного запаса.
Поэтому мы предполагаем, что формирование навыка написания изложения у детей с ЗПР будет проходить успешнее, если систематически включать в свою работу упражнения по следующим направлениям:
1. Работа над лексической стороной речи.
2. Работа по развитию грамматического строя речи....


1. Айвазян, О.О. Изложение как важная форма развития русской
связной письменной речи учащихся начальных классов / О.О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2010. №3. - [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/izlozhenie-kakvazhnaya-forma-razvitiya-russkoy- svyaznoy-pismennoy-rechi-uchaschihsyanachalnyh-klassov
2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учебник для студ. дефект / Под ред. А.К. Аксеновой.
• М.: Владос, 2007. - 316 с.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С.Лебединской. - [Электронный ресурс] Режим доступа: - https://poisk-ru.ru/s18723t19.html
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
5. Власова, Е.И. Понятие связной речи, особенности её развития у младших школьников / Е.И. Власова. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1 september.ru/articles/634368/
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/1/0162/index.shtml
7. Готовность к школьному обучению детей с ЗПР шестилетнего возраста / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1989.
• 105 с.
8. Гордиенко, Е.А. Методика развития русской речи младших школьников: Методическое пособие к курсу «Методика преподавания русского языка в младших классах» для студентов педагогических учебных заведений / Е.А. Гордиенко. - Житомир: Изд-во ЖГУ им. И. Франко, 2008. - 48 с.
9. Давыдова, Т.В. Учимся писать изложения и сочинения / Т.В. Давыдова. - М.: Стрекоза, 2009. - 32 с.
10. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой,
B. И. Дубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1984. - 203 с.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2001. - 74 с.
12. Есенина, С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 1-2 классы. Практикум для учащихся 7-8 лет / С.А. Есенина. - М.: Грамотей, 2017. - 64 с.
13. Есенина, С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 3 класс / С.А. Есенина. - М.: Грамотей, 2017. - 48 с.
14. Есенина, С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс / С.А. Есенина. - М.: Грамотей, 2016. - 48 с.
15. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Г. Зикеев. - М.: Владос, 2000. - 200 с....48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ