Введение 3
Глава 1. Основы политики «мягкой силы» 6
1.1. «Мягкая сила» в международных отношениях 6
1.2. Особенности и отграничение «мягкой силы» от других видов политического влияния 9
1.3. Национальные особенности «мягкой силы» во внешней политике стран 13
Глава 2. Проблемы реализации «мягкой силы» на примере США и ЕС 33
2.1 Генезис политики мягкой силы в США и ЕС 33
2.2. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике США и ЕС 53
Заключение 64
Библиографический список 68
Приложение 72
Актуальность выбранной темы исследования обоснована протекающими политическими процессами в современном обществе. Одной из основных задач внешней политики всех государств является повышение его статуса на мировой арене, создание благоприятных внешних условий для долгосрочного социально-экономического развития страны. При этом в разные эпохи существенно изменяются политический инструментарий достижения данной задачи. Если в XX в. в условиях международной напряженности основной тенденцией было наращивание государствами в первую очередь «жесткой силы» - военной и экономической мощи, то сегодня под влиянием процессов глобализации и в условиях становления новой «полицентричной системы международных отношений» на передний план в качестве главных факторов влияния государств на мировую политику, наряду с военно-политическим весом и экономическими ресурсами, выдвигаются факторы «мягкой силы»: достижения государств в области культуры и искусства, науки, технологий, образования и т.д.
Объектом исследования является - ресурсы внешней политики государств. Предметом - «мягкая сила» во внешней политике.
Цель данной работы - рассмотреть «мягкую силу» как ресурс внешней политики государства на примере США и стран ЕС.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
• раскрыть понятие «мягкая сила», причины появления, свойства, функции и задачи в международных отношениях;
• определить особенности и отграничение «мягкой силы» от других видов политического влияния;
• проанализировать национальные особенности «мягкой силы» во внешней политике стран;
• проследить генезис политики мягкой силы в США и ЕС;
- выявить проблемы реализации политики «мягкой силы» во внешней политике США и ЕС.
Концепция «мягкой власти» была сформулирована Дж. Наем, и именно его работы в данной области на протяжении нескольких лет послужили отправной точкой для данного исследования. Следует отметить, что Дж. Паю приходилось вступать в полемику со своими критиками, поэтому к своим первоначальным тезисам он впоследствии добавил новые уточнения.
В работе сделан теоретический экскурс, позволяющий проследить, как в рамках теории международных отношений различные школы подходили к рассмотрению проблематики власти в мировой политике. В частности, работы К. Уолтца , Д. Миршмейера, Д. Айкенберри. Проблематика «силы» и «влияния» на мировой арене также разрабатывалась Ю.П. Давыдовым, в работах Р. Дувалла, М. Барнеттаи др. Проблематика реализации политики «мягкой силы» в США в генезисе рассматривается в статьях И.В.Шумилиной, Г.Ю. Филимонова.
Основной упор в рассмотрении понятийного аппарата сделан на труды Дж.Ная, профессора Гарвардского университета - автора термина «мягкая сила» и основоположника целого направления в изучении «мягкого» инструментария американского могущества. В процессе проработки темы работы были использованы его основные труды: «Призвание к лидерству: меняющаяся природа американской мощи», «Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике». Дж.Най исследует внешнеполитические проблемы, связанные с глобализацией и универсальной взаимозависимостью, вооружениями и распространением ядерного оружия, политикой США в с другими странами, а также вопросы управления и власти как внутри государства, так и на мировой сцене в условиях глобализации и информационной революции.
...
«Мягкая сила» рассматривается как концепт политической науки, который применяется для анализа мягких инструментов политического влияния государств в условиях глобальной конкуренции. Основным инструментом «мягкой силы» является привлекательный имидж страны. «Мягкая сила» — это способность государства перетягивать на свою сторону другие государства путем демонстрации ценностей и достижений в разных областях жизни. Антитезой «мягкой силы» выступает «жесткая сила», к которой относятся инструменты военного и экономического давления. Диалектическое соединение «мягкой» и «жесткой» силы в государственной стратегии обозначается понятием smart power («умная сила»).
Следует различать краткосрочные и долгосрочные инструменты «мягкой власти». В краткосрочном периоде, который, как правило, не превышает нескольких месяцев, наиболее эффективными инструментами являются СМИ, традиционные и новые социальные медиа, с присущими им возможностями и ограничениями. В долгосрочной перспективе «мягкая власть» в меньшей степени зависит от риторики, но больше связана с практикой: государства, имеющие более привлекательные для остальных модели развития, подтвержденные уровнем жизни, экономическими и социальными достижениями, с большей вероятностью будут пользоваться авторитетом и одобрением. В длительной перспективе эффективными инструментами «мягкой власти» для государства являются, во-первых, предоставление услуг высшего образования, а, во-вторых, - развитие наук, в том числе общественных, основная задача которых заключается в производстве смыслов - теорий и концепций, легитимизирующих позицию и взгляды этого государства.
Понятие «мягкая сила» хорошо просматриваемую на примере политики США.
Особенно актуальной концепция «мягкой силы» стала в годы Дж. Буша мл., поскольку именно с внедрением «мягкой силы» в «жесткий внешнеполитический курс США связывались надежды американцев улучшить свой имидж за рубежом. Однако они не оправдались. Барак Обама, занявший пост президента США в январе 2009 года, возглавил страну в период, когда её популярность в мире была крайне подорванной. Поэтому первоочередной задачей перед новой американской администрацией стало восстановление авторитета США на мировой арене.
Остается надеяться, что нынешний президент США учтет опыт и ошибки своих предшественников и внесет определенные коррективы во внешнюю политику, которая вызывает всё больше вопросов в мире. Уже можно говорить о понимании новой администрацией того, что США нуждаются в значительных переменах в реализации своего внешнеполитического курса. Так, на открытии 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Барак Обама подчеркнул, что «ни одна страна не может и не должна пытаться доминировать над другими. Из его многочисленных выступлений прослеживается четкое желание
Вернуть Америке популярность и поддержку ее прежних союзников и партнеров.
Необходимость перемен во внешнеполитическом курсе страны осознает и Хилари Клинтон, которая в своей первой речи на посту государственно госсекретаря США предложила некий баланс мягкой и твердой мощи, который должен лечь в основу новой внешнеполитической линии США.
Таким образом, всё чаще стали говорить об определенном балансе «мягкой» и «твердой» силы, который вошел в международный лексикон как «умная сила»/ smart power.
...
1. Давыдов Ю.П. Понятие «жесткой» и «мягкой» силы в теории международных отношений // Международные процессы. Том 2. Номер 1 (4). Январь-апрель 2004.
2. Давыдов Ю.П. Понятие «жесткой» и «мягкой» силы в
теории международных отношений // Международные процессы. Т. 2 (2004). № 1.
3. Дубинин Ю.В. Дипломатическая служба Франции / Дипломатия иностранных государств : учеб. пособие / под ред. Т.В. Зоновой ; МГИМО(У) МИДРФ. - М.: РОССПЭН, 2004.
4. Законы привлекательности // Коммерсант. 2006. 26 апреля. С. 25.
5. Зевелев И.А., Троицкий М.А. Сила и влияние в американо-российских
отношениях. Семиотический анализ // Очерки текущей политики. Выпуск
2. Научно-образовательный форум по
международным отношениям. Москва, 2006.
6. Зевелев И.А., Троицкий М.А. Сила и влияние в американо-российских отношениях. Семиотический анализ. Очерки текущей политики. Выпуск 2. Научно-образовательный форум по международным отношениям. Москва, 2006.
7. Киртон, Дж. Дж. Основные концепции изучения роли Европейского союза в «Группе 8» Дж.Киртон / Европейский союз и «Группа 8»: совместная ответственность за глобальное общественное благо: коллективная монография. М.: Изд-во НИУ ВШЭ. 2010.
8. Леонова О. Мягкая сила - ресурс внешней политики государства//Обозреватель, 2013, №4.
9. Михайлов В.А. Внешняя политика Российской Федерации на рубеже второго и третьего тысячелетий // Геополитика: / Под общ. ред. В. А. Михайлова. М.: Изд-во РАГС, 2014.
10. Най Дж. «Мягкая» сила и американо-европейские отношения. //
Свободная мысль - XXI. 2004. № 10.
11. Най Дж. Гибкая власть: Как добиться успеха в мировой политике. М., 2006.
12. Най, Дж. С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике / Дж. С. Най. - М.: Фонд «Тренды», 2006.
13. Най Дж. Мягкая утрата власти. - Internationale Politik. Январь - февраль 2005, С.63.
14. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить / Отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Караганов. - М.: АСТ: Русь-Олимп, 2008.
15. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить. / Отв. ред. и рук. авт. кол. С.А. Караганов. - М.: АСТ: Русь-Олимп. 2008.
... всего 42 источника