Особенности формирования двигательных навыков в технико-тактической подготовке спортсменов- боксеров среднего школьного возраста на внеучебных занятиях
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы технико - тактической начальной подготовки учащегося средне-школьного возраста в боксе 6
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей
среднего школьного возраста 6
1.2. Определение технико - тактической подготовки в практике бокса на
начальном этапе подготовки детей среднего школьного возраста 13
1.3. Особенности формирования двигательного навыка технико¬
тактического арсенала на начальном этапе подготовки юного боксера 20
1.4. Особенности индивидуализации спортивной подготовки боксеров (12¬
13 лет) на начальном этапе подготовки в спортивных секциях 33
1.5. Специализированные игровые задания, направленные на
совершенствование технико-тактической начальной подготовки боксеров-школьников 44
Заключение 49
Глава 2. Методы и организация исследования 51
2.1. Методы исследования 51
2.2. Краткая характеристика организации процесса технико-тактической
подготовки в группах боксеров начальной подготовки 52
2.3. Организация исследования 52
Глава 3. Обоснование и разработка методики формирования технико-тактической подготовки боксеров-школьников (12-13 лет) и проверка ее эффективности в педагогическом эксперименте 55
3.1. Обоснование экспериментальной методики 55
3.2. Проведение эксперимента и его результаты 56
3.3. Проверка эффективности разработанной экспериментальной методики.58
Выводы 63
Список литературы 65
Приложения
Глава 1. Теоретические основы технико - тактической начальной подготовки учащегося средне-школьного возраста в боксе 6
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей
среднего школьного возраста 6
1.2. Определение технико - тактической подготовки в практике бокса на
начальном этапе подготовки детей среднего школьного возраста 13
1.3. Особенности формирования двигательного навыка технико¬
тактического арсенала на начальном этапе подготовки юного боксера 20
1.4. Особенности индивидуализации спортивной подготовки боксеров (12¬
13 лет) на начальном этапе подготовки в спортивных секциях 33
1.5. Специализированные игровые задания, направленные на
совершенствование технико-тактической начальной подготовки боксеров-школьников 44
Заключение 49
Глава 2. Методы и организация исследования 51
2.1. Методы исследования 51
2.2. Краткая характеристика организации процесса технико-тактической
подготовки в группах боксеров начальной подготовки 52
2.3. Организация исследования 52
Глава 3. Обоснование и разработка методики формирования технико-тактической подготовки боксеров-школьников (12-13 лет) и проверка ее эффективности в педагогическом эксперименте 55
3.1. Обоснование экспериментальной методики 55
3.2. Проведение эксперимента и его результаты 56
3.3. Проверка эффективности разработанной экспериментальной методики.58
Выводы 63
Список литературы 65
Приложения
Актуальность. Спорт - воспитательная, игровая, соревновательная деятельность, основанная на применении физических упражнений, имеющая социально-значимые результаты.
Отличительной особенностью спорта является обязательное присутствие факта соревнования (соперничества, конкуренции) в спортивной деятельности. Это обуславливает: а) основную цель занятия спортом, достижение возможно высокого спортивного результата; б) специфику подготовки спортсмена - оптимальную тренировочную нагрузку, рациональный режим жизнедеятельности, соответствующие гигиеническое и медицинское обеспечение процесса.
Параллельно решаются другие социально важные задачи - укрепление здоровья; физическое совершенствование человека, его идейное, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Таким образом, спорт выступает как наиболее эффективное средство физического воспитания, действенный метод подготовки к трудовой, оборонной, интернационально-патриотической деятельности, укрепления здоровья, всестороннего и гармоничного развития личности.
Одним из главных направлений совершенствования системы подготовки квалифицированных спортсменов, в частности боксеров, является использование научно-обоснованных методик.
Поскольку основным критерием оценки эффективности и успешности процесса подготовки квалифицированного спортсмена является результат, показанный им на соревнованиях, то чем выше уровень его спортивных достижений, тем выше квалификация и тем сложнее по своей структуре процесс его подготовки.
В этой связи возникает необходимость разработки и применения новых подходов изучения изменений организма занимающихся с целью моделирования его состояния в условиях тренировки, приближенной по интенсивности и нагрузки к экстремальным условиям соревнований.
На Всероссийском семинаре тренеров по боксу главный тренер сборной команды России Н.Д. Хромов указал на необходимость индивидуализации подготовки ведущих спортсменов страны и увеличения объема интенсивной специальной подготовки в режимах, моделирующих соревновательную деятельность.
Перестройка системы подготовки ведущих боксеров страны вызывает необходимость перестройки системы подготовки боксеров более низших звеньев и, особенно, в группах начальной подготовки, как базы для групп высшего спортивного мастерства. Именно в этом звене формируется основа искусства бокса - тактика, которая и обеспечивает возможность высоких результатов на международной арене.
Объект исследования. Процесс спортивной подготовки боксеров среднего школьного возраста (12-13 лет) во вне учебное время.
Предмет исследования. Особенности экспериментальной методики технико - тактической подготовки боксеров-школьников (12-13 лет).
Цель исследования. На основе формирования двигательного навыка повысить уровень технико-тактической подготовленности боксеров групп начальной подготовки.
Гипотеза. Предполагается, что процесс спортивной подготовки боксеров групп начальной подготовки, построенный с учетом особенностей детей среднего школьного возраста и разработанной нами методики, будет способствовать повышению уровня их технико-тактической подготовленности.
Задачи исследования:
1. На основе литературных источников изучить состояние вопроса о проблеме технико - тактической подготовки в боксе;
2. На основе формирования двигательного навыка обосновать и разработать экспериментальную методику технико - тактической подготовки боксеров-школьников (12-13 лет) групп начальной подготовки;
3. Проверить эффективность экспериментальной методики на практике.
Методологическая основа исследования: труды по общей теории спортивной тренировки (Набатникова М.Я., 1982; Платонов В.Н., 1984; 1986; 1997; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., 1997; Матвеев Л.П., 1999 и др.), научные исследования в области физической подготовки спортсменов (Зациорский В.М., 1966; Вайцеховский СМ., 1969; Кузнецов В.В., 1970; 1975; Верхошанский Ю.В., 1977; 1988; Филимонов В.И., 1979; 2000).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Практическая значимость: проведенное исследование позволяет расширить и углубить знания по проблеме технико - тактической подготовки в боксе, полученные результаты могут быть использованы в работе практического тренера, работающего со спортсменами групп подготовки по боксу.
Надёжность и достоверность данных, полученных в процессе исследования, обеспечивались применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата, а также качественным и количественным анализом эмпирического материала с применением методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Контрольные испытания;
4. Педагогический эксперимент;
5. Математическо-статистическая обработка.
Отличительной особенностью спорта является обязательное присутствие факта соревнования (соперничества, конкуренции) в спортивной деятельности. Это обуславливает: а) основную цель занятия спортом, достижение возможно высокого спортивного результата; б) специфику подготовки спортсмена - оптимальную тренировочную нагрузку, рациональный режим жизнедеятельности, соответствующие гигиеническое и медицинское обеспечение процесса.
Параллельно решаются другие социально важные задачи - укрепление здоровья; физическое совершенствование человека, его идейное, умственное, нравственное, эстетическое воспитание. Таким образом, спорт выступает как наиболее эффективное средство физического воспитания, действенный метод подготовки к трудовой, оборонной, интернационально-патриотической деятельности, укрепления здоровья, всестороннего и гармоничного развития личности.
Одним из главных направлений совершенствования системы подготовки квалифицированных спортсменов, в частности боксеров, является использование научно-обоснованных методик.
Поскольку основным критерием оценки эффективности и успешности процесса подготовки квалифицированного спортсмена является результат, показанный им на соревнованиях, то чем выше уровень его спортивных достижений, тем выше квалификация и тем сложнее по своей структуре процесс его подготовки.
В этой связи возникает необходимость разработки и применения новых подходов изучения изменений организма занимающихся с целью моделирования его состояния в условиях тренировки, приближенной по интенсивности и нагрузки к экстремальным условиям соревнований.
На Всероссийском семинаре тренеров по боксу главный тренер сборной команды России Н.Д. Хромов указал на необходимость индивидуализации подготовки ведущих спортсменов страны и увеличения объема интенсивной специальной подготовки в режимах, моделирующих соревновательную деятельность.
Перестройка системы подготовки ведущих боксеров страны вызывает необходимость перестройки системы подготовки боксеров более низших звеньев и, особенно, в группах начальной подготовки, как базы для групп высшего спортивного мастерства. Именно в этом звене формируется основа искусства бокса - тактика, которая и обеспечивает возможность высоких результатов на международной арене.
Объект исследования. Процесс спортивной подготовки боксеров среднего школьного возраста (12-13 лет) во вне учебное время.
Предмет исследования. Особенности экспериментальной методики технико - тактической подготовки боксеров-школьников (12-13 лет).
Цель исследования. На основе формирования двигательного навыка повысить уровень технико-тактической подготовленности боксеров групп начальной подготовки.
Гипотеза. Предполагается, что процесс спортивной подготовки боксеров групп начальной подготовки, построенный с учетом особенностей детей среднего школьного возраста и разработанной нами методики, будет способствовать повышению уровня их технико-тактической подготовленности.
Задачи исследования:
1. На основе литературных источников изучить состояние вопроса о проблеме технико - тактической подготовки в боксе;
2. На основе формирования двигательного навыка обосновать и разработать экспериментальную методику технико - тактической подготовки боксеров-школьников (12-13 лет) групп начальной подготовки;
3. Проверить эффективность экспериментальной методики на практике.
Методологическая основа исследования: труды по общей теории спортивной тренировки (Набатникова М.Я., 1982; Платонов В.Н., 1984; 1986; 1997; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., 1997; Матвеев Л.П., 1999 и др.), научные исследования в области физической подготовки спортсменов (Зациорский В.М., 1966; Вайцеховский СМ., 1969; Кузнецов В.В., 1970; 1975; Верхошанский Ю.В., 1977; 1988; Филимонов В.И., 1979; 2000).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Практическая значимость: проведенное исследование позволяет расширить и углубить знания по проблеме технико - тактической подготовки в боксе, полученные результаты могут быть использованы в работе практического тренера, работающего со спортсменами групп подготовки по боксу.
Надёжность и достоверность данных, полученных в процессе исследования, обеспечивались применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата, а также качественным и количественным анализом эмпирического материала с применением методов математической статистики.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Контрольные испытания;
4. Педагогический эксперимент;
5. Математическо-статистическая обработка.
Одним из главных направлений совершенствования системы подготовки квалифицированных спортсменов, в частности боксеров, является использование научно-обоснованных методик.
В этой связи возникает необходимость разработки и применения новых подходов изучения изменений организма занимающихся с целью моделирования его состояния в условиях тренировки, приближенной по интенсивности и нагрузки к экстремальным условиям соревнований.
Проведенный теоретический анализ литературных источников по проблеме указал на отсутствие рекомендаций по использованию специализированных игровых заданий в технико-тактической подготовке боксеров 12-13 лет. Выявлено, что наиболее благоприятным периодом освоения технико-тактического арсенала боксерами 12-13 лет на этапе начальной подготовки является 1 год обучения. В результате исследования определены специализированные игровые задания, способствующие эффективному освоению технико-тактического арсенала боксерами 12-13 лет на этапе начальной подготовки.
Исходя из цели дипломной работы - на основе формирования двигательного навыка повысить уровень технико-тактической подготовленности боксеров групп начальной подготовки, была проведена экспериментальная методика.
Разработанные специализированные игровые задания технико-тактических действий способствующие решению боевых ситуаций боксерами 12-13 лет на этапе начальной подготовки повлияли на уровень технико-тактической подготовки спортсменов, занимающихся в секции бокса.
Гипотеза, выдвинутая в начале дипломной работы, о том, что процесс спортивной подготовки боксеров групп начальной подготовки, построенный с учетом особенностей детей среднего школьного возраста и разработанной нами методики, будет способствовать повышению уровня их технико-тактической подготовленности, полностью подтвердилась.
По результатам исследования видно, что результаты технико-тактической подготовки спортсменов начальной подготовки, занимающихся в секции бокса в экспериментальной группе, после проведения эксперимента повысились (240 баллов);
- Уровень технико-тактической подготовки в экспериментальной группе спортсменов начальной подготовки, занимающихся в секции бокса по отношению к результатам контрольной группы спортсменов начальной подготовки, занимающихся в секции бокса (193 балла) увеличился на 47 баллов. Полученное эмпирическое значение Нэмп(6.5) находится в зоне значимости;
- Проведенный эксперимент, незначительно повлиял на физическую подготовленность спортсменов. На начало эксперимента контрольная группа спортсменов начальной подготовки, занимающихся в секции бокса, по общефизическим показателям развития превосходила экспериментальную группу спортсменов начальной подготовки, занимающихся в секции бокса, так же мы можем это наблюдать и по окончанию эксперимента;
- Показатели физического развития боксеров (контрольная и экспериментальная группа) по окончанию эксперимента в сравнении друг с другом изменились не значительно. Полученное эмпирическое значение Нэмп (66.5) находится в зоне незначимости.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.
В этой связи возникает необходимость разработки и применения новых подходов изучения изменений организма занимающихся с целью моделирования его состояния в условиях тренировки, приближенной по интенсивности и нагрузки к экстремальным условиям соревнований.
Проведенный теоретический анализ литературных источников по проблеме указал на отсутствие рекомендаций по использованию специализированных игровых заданий в технико-тактической подготовке боксеров 12-13 лет. Выявлено, что наиболее благоприятным периодом освоения технико-тактического арсенала боксерами 12-13 лет на этапе начальной подготовки является 1 год обучения. В результате исследования определены специализированные игровые задания, способствующие эффективному освоению технико-тактического арсенала боксерами 12-13 лет на этапе начальной подготовки.
Исходя из цели дипломной работы - на основе формирования двигательного навыка повысить уровень технико-тактической подготовленности боксеров групп начальной подготовки, была проведена экспериментальная методика.
Разработанные специализированные игровые задания технико-тактических действий способствующие решению боевых ситуаций боксерами 12-13 лет на этапе начальной подготовки повлияли на уровень технико-тактической подготовки спортсменов, занимающихся в секции бокса.
Гипотеза, выдвинутая в начале дипломной работы, о том, что процесс спортивной подготовки боксеров групп начальной подготовки, построенный с учетом особенностей детей среднего школьного возраста и разработанной нами методики, будет способствовать повышению уровня их технико-тактической подготовленности, полностью подтвердилась.
По результатам исследования видно, что результаты технико-тактической подготовки спортсменов начальной подготовки, занимающихся в секции бокса в экспериментальной группе, после проведения эксперимента повысились (240 баллов);
- Уровень технико-тактической подготовки в экспериментальной группе спортсменов начальной подготовки, занимающихся в секции бокса по отношению к результатам контрольной группы спортсменов начальной подготовки, занимающихся в секции бокса (193 балла) увеличился на 47 баллов. Полученное эмпирическое значение Нэмп(6.5) находится в зоне значимости;
- Проведенный эксперимент, незначительно повлиял на физическую подготовленность спортсменов. На начало эксперимента контрольная группа спортсменов начальной подготовки, занимающихся в секции бокса, по общефизическим показателям развития превосходила экспериментальную группу спортсменов начальной подготовки, занимающихся в секции бокса, так же мы можем это наблюдать и по окончанию эксперимента;
- Показатели физического развития боксеров (контрольная и экспериментальная группа) по окончанию эксперимента в сравнении друг с другом изменились не значительно. Полученное эмпирическое значение Нэмп (66.5) находится в зоне незначимости.
Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.



