ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 5
1.1 Понятия тактики игры 5
1.2 Функции игроков 7
1.3 Индивидуальные тактические действия в нападении 9
1.4 Индивидуальные тактические действия в защите 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Задачи исследования 26
2.2 Методы исследования 26
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ
ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 12-14 ЛЕТ 28
3.1 Особенности методики тактической подготовки
волейболистов 28
3.2 Задачи тактической подготовки юных волейболистов 12-14 лет.. ..32
3.3 Методика обучения и совершенствования индивидуальных
тактических действий в нападении 34
3.4 Методика обучения и совершенствования индивидуальных
тактических действий в защите 43
ВЫВОДЫ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Актуальность. В теории и методике спортивной тренировки актуальна проблема разработки средств и методов, повышающих эффективность обучения индивидуальным тактическим действиям юных волейболистов (А.В. Беляев, Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев).
В игровых видах спорта очень важное место в достижении победы относится к тактике игры. Совершенно очевидно, что правильно выбранная и претворенная в жизнь тактика борьбы против конкретного соперника будет способствовать успеху, а неправильно выбранная или осуществленная в ходе спортивного поединка тактика обычно ведет к поражению. Любое групповое или командное действие заканчивается индивидуальным действием. Без индивидуального тактического совершенствования немыслимо проведение четких командных тактических действий, которые придают игре стройность и слаженность.
Согласно программе ДЮСШ по волейболу, дети начинают принимать участие в календарных играх городского и областного масштаба в возрасте 12 - 14 лет, а к 14 годам юным волейболистам определяется игровая функция, в связи с чем, роль индивидуальной тактической подготовки возрастает. В этом возрасте закладывается базовая технико-тактическая подготовка, воспитываются соревновательные качества применительно к волейболу. И от умения правильно подобрать средства и методы по обучению и совершенствованию индивидуальным тактическим действиям на этом этапе во многом будет зависеть слаженность групповых и командных действий, а также дальнейшее спортивное мастерство юных волейболистов.
Объект исследования - тактические действия волейболистов.
Предмет исследования - индивидуальные тактические действия юных волейболистов 12-14 лет.
Цель исследования - совершенствование учебно-тренировочного процесса по индивидуальной тактической подготовке юных волейболистов 1214 лет.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы тренерами ДЮСШ, инструкторами по волейболу, руководителями спортивных секций и учителями физической культуры для успешного осуществления учебно -тренировочного процесса, связанного с тактической подготовкой юных волейболистов.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и списка использованных источников.
1. Установлено, что в возрасте 12-14 лет тактические умения формируются в процессе обучения и совершенствования техники игры. Изучение приемов в усложненных условиях способствуют формированию тактических умений.
2. В 12-14 лет дети разучивают индивидуальные тактические действия в нападении и защите, а также взаимодействия, на основе которых усваиваются затем групповые и тактические действия.
В этом возрасте большое внимание уделяется развитию качеств и способностей, от которых во многом зависит успешность тактических действий. Эффективны здесь специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты, способствующие развитию быстроты реакции и быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности, наблюдательности, быстроты переключения с одних действий на другие.
3. Главное средство обучения и совершенствования тактическим действиям - многократное выполнение упражнений, действий, элементов.
4. Овладение основам индивидуальной тактики осуществляется на начальных этапах обучения в начале в упрощенных, а затем в условиях, приближенных к игровой обстановке.