Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В
ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста 7
1.2. Методика организации музыкальных занятий с детьми старшего
дошкольного возраста в ДОО 14
1.3. Роль музыкальных занятий в формировании патриотических
представлений у детей дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ МУЗКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1. Диагностика сформированности патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста 24
2.2. Содержание работы по патриотическому воспитанию детей
старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий 35
2.3. Определение эффективности использования музыкальных занятий
в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 59
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Идея патриотизма всегда занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших видах его деятельности - культурной, идеологической, политической, экономической и военной.
Для многих людей Россия - это их родина. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо чувствовать духовную жизнь народа, творчески утверждать себя в ней, принимать русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - это процесс, целью которого является педагогическое воздействие на личность ребенка для обогащения знаний о Родине, развития патриотизма, формирования умений и навыков нравственного поведения, потребности трудиться на общее благо. Формирование отношения к стране или народу, в котором человек живет, начинается в детстве [5].
Процесс детского познания происходит в предметно-наглядной и активной форме, в которой ребенок непосредственно видит, слышит и осязает окружающий его мир. При этом возникают образы, более яркие, эмоциональные и запоминающиеся, чем те, что возникают на страницах книг и учебников. Именно так формируется любовь к Родине, ее природе, истории, культуре и людям.
Патриотическое воспитание - один из методов социального развития ребенка, которое происходит в процессе приобщения к социальной действительности. Как организованный педагогический процесс патриотическое воспитание представляет собой взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является формирование патриотизма и патриотических установок у подрастающего поколения.
В психолого-педагогических исследованиях патриотизм
рассматривается как сложное личностное образование, обобщенная форма выражения любви к Родине. Содержательными признаками патриотизма являются знание истории, культуры и традиций Родины, познавательный интерес к прошлому и настоящему Родины, потребность в поступательном развитии Родины, чувство национального достоинства, гордость за принадлежность к родной культуре, активная творческая деятельность на благо Родины.
Патриотическое воспитание, направленное на формирование патриотических чувств и установок, сегодня практически исчезло из терминологии дошкольной педагогики. Современные (комплексные и парциальные) программы, концептуальные и нормативные документы, определяющие задачи социального развития, уделяют внимание этому разделу, но зачастую делают это в отдельных и разрозненных разделах патриотического воспитания.
Начиная работу по воспитанию патриотизма и формированию любви к своей Родине, педагогам прежде всего необходимо самим узнать ее, подумать, что уместно показать и рассказать детям, подчеркнув, что характерно именно для этого человека, этого края и этого места, что можно сделать, чтобы показать связь между местным селом или городом и страной в целом. Необходимо подумать о том, как это сделать [6].
Патриотическое воспитание включает в себя не только нравственное воспитание, но и решение задач, таких как трудовое, духовное, эстетическое и физическое воспитание.
В этой связи успешность развития дошкольников в патриотическом плане станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту....
Преобладание материальных ценностей над духовными в современном обществе приводит к тому, что у детей формируются искаженные представления о доброте, милосердии, щедрости, справедливости, гражданственности и патриотизме. Патриотизм - самое сложное и благородное из человеческих чувств.
Патриотизм - это любовь к родной земле и гордость за свой народ. Патриотизм - это уважение к хранителям Родины, к гимну, флагу и гербу Родины. Знания о Родине священны для россиян. Это не просто информация, которую получают дети дошкольного возраста. Это истина, которая должна трогать их чувства.
Знание о мужестве и героизме защитников Отечества с древнейших времен до наших дней, об их доброте и красоте воинских обрядов формирует у ребенка тягу к героизму, естественное желание подражать армии, что в свою очередь формирует у него мотивацию «быть похожим на храброго, ловкого, сильного и терпеливого солдата». Создает для этого благоприятные условия. А это очень важно на этапе формирования нового достойного солдата, которого будет уважать общество и страна и, который будет защищать свою страну.
Музыка более доступна детям, чем любой другой вид искусства. Дети рождаются с практически неразвитыми зрительно-аналитическими способностями, но они уже могут различать многие звуки и необычайно чувствительны к ним. Из музыкального фонтана каждый в младенчестве начинает пить, слушая колыбельные, сладкие и убаюкивающие песни.
С точки зрения психологии музыкальность - это особое свойство, проявляющееся в эмоциональной реактивности человека на музыку и его способности слушать звуки определенного содержания. Музыка оказывает самое непосредственное влияние на эмоциональное состояние человека и с ее помощью можно быстро активизировать или, наоборот, успокоить ребенка, если это необходимо. Создание собственной музыки позволяет детям выражать свои эмоции в культурно приемлемой форме.
Детство - это время накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают существенное влияние на дальнейшее музыкальное развитие ребенка и на формирование всех сторон его личности.
Чувства к Родине постепенно формируются в процессе накопления знаний и вырастают из любви к родным и близким, интереса к понятным ребенку явлениям общественной жизни, чувства причастности к судьбе Родины. Таким образом, современные ДОО являются социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма и становления основ гражданственности.
В ходе экспериментальной деятельности нами была разработана серия музыкальных занятий с учетом психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста и задач патриотического воспитания. В содержание серии музыкальных занятий вошли музыкальные произведения по народной, семейной и военной тематике. Выбор содержания, форм и методов организации музыкальной деятельности обеспечил положительный результат в развитии показателей патриотизма у детей ЭГ, что было выявлено в процессе экспериментальной работы.
Таким образом, приобщение детей к музыкальному наследию способствует развитию чувства патриотизма.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 1999. - 624 с.
2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - URL:
http: //www.opentextnn.ru/music/interpretation/?id=2797
3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Карапуз, 2009. - 304 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
5. Бородина Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. // Современные проблемы науки и образования. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20011
6. Буре Р.С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова; под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989. - 230 с.
7. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.
8. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1989. - 80 с.
9. Выготский Л.С. Психология искусства. - СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.
10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг. Гарант. Ру. Информационноправовой портал.- URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71393772/
11. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солицевой. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
13. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. - М.:
Просвещение, 2006. - 111 с.
14. Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи. / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 77 с.
15. Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: Скрипторий 2003, 2008. - 6 с....44