Введение 03
Глава 1 Теоретические аспекты научно-исследовательской деятельности обучающихся 06
1.1 Научно-исследовательская деятельность школьников: понятие, цели,
значение и роль в учебном процессе 07
1.2 Исследовательская деятельность школьников в условиях введения ФГОС
ООО 23
2. Анализ основных линий школьных программ темы “Позвоночные
животные” 26
3. Организация и результаты научно-исследовательской деятельности обучающихся по изучению видового разнообразия птиц Красноярска 28
3.1. Анкетирование обучающихся 7-ого класса 32
3.2 Апробирование методики проведения научного-исследования с
обучающимися 36
3.3 Повторное анкетирование обучающихся 7-ого класса 39
Заключение 43
Список использованных источников 44
Приложение 1 49
Приложение 2 50
Современные государственные стандарты ФГОС предъявляют к обучающемуся ряд требований, которые имеют непосредственное отношение к исследовательской деятельности. Например уметь самостоятельно учиться, глубоко вникать в проблематику изучаемого и предполагать неординарные пути решения необходимых задач, а так же владеть основами умения учиться и быть способным к организации собственной деятельности. [4] Решить эту задачу можно вооружив учащихся исследовательскими умениями. Обучающийся вникает в изучаемую проблему и самостоятельно под руководством учителя предметника находит пути решения изучаемой проблематики. Государственный стандарт общего образования предъявляет к выпускнику ряд требований, которые имеют непосредственное отношение к исследовательской деятельности, например, уметь исследовать биологические системы, описывать разнообразные объекты живой природы, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации, использовать приобретенные знания в практической деятельности. К сожалению, немногие учителя подключают учащихся к организации исследования. Основными причинами этого мы считаем отсутствие традиций организации исследовательской деятельности и внешнего заказа на проведение исследования. Зачастую эта работа держится на энтузиазме отдельных учителей.
Жизнь в современном мире требует от человека принятия быстрых и нестандартных решений, умений адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, на становление личностных характеристик обучающегося: формирование у них умений научно - исследовательской деятельности; возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, владеть основами умения учиться, быть способным к организации собственной деятельности; быть готовым действовать самостоятельно; уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; любознательно, активно и заинтересованно познавать мир. Достичь этой цели можно вооружив учащихся исследовательскими умениями.
Ценность научного знания, значимость интеллектуальной и исследовательской деятельности учащихся стали особенно осознаваться в последние десятилетия. Сегодня понимают не только важность, но и необходимость повышения в образовании школьников роли науки и ее методов, призванных активизировать освоение способов и приемов познавательной и исследовательской деятельности учащихся.
Современный учитель-профессионал не только сам становится исследователем, но и организует исследовательскую деятельность школьников. Она помогает обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы, обобщать. Подготавливая, организуя, проводя исследовательскую деятельность учеников, педагог стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, вовлекает их в научную работу, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем. Необходимость организации исследовательской работы среди учащихся в настоящее время не вызывает сомнений. Однако для её проведения требуются не только желание, но и знания, навыки, опыт. Творчески организовать учебный процесс на занятиях учитель может лишь тогда, когда ориентирован на использование инновационных активных и интерактивных форм и методов обучения.
...
Исследовательская деятельность, основная функция которой, состоит в развитие интеллектуально - познавательных способностей и повышения культурного уровня учащихся. НИД позволяет обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлекает в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение абстрагировать, делать выводы
В ходе исследования, была проработана структура и содержание научно-исследовательской деятельности. В структуру входят пояснительная записка, учебно-тематический план, программа научно-исследовательской деятельности, которая состоит из 12 учебных занятий, включающих: беседу, семинары, лекции, проект, игры, экскурсия, лабораторные работы, конференцию.
Методические рекомендации включают разработанный алгоритм для научно-исследовательской работы. Результатом исследования являются повышение качества знаний обучающихся.
1. Голикова Т.В., Галкина Е.А. Методика обучения биологии в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога: учебное пособие к выполнению лабораторнопрактических занятий. Красноярск, 2016. 218 с.
2. Пакулова В.М., Иванова Н.В., Голикова Т.В. Модульные программы по методике обучения биологии: учебное пособие для самообразования [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2-е, стереотип. Красноярск, 2015.
3. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии / Е.В. Тяглова. М.: Планета, 2010. 255 с.
4. Фамелис, С.А. Организация исследовательской работы учащихся /С.А. Фамелис // Биология в школе. 2007. № 1. С. 40-44.
5. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии / Е.В. Тяглова. М.: Планета, 2010. 255 с.
6. Степанова, М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профессиональном обучении: учебно-методическое пособие для учителей/ под ред .А.П.Тряпицыной. Изд-во Каро, Спб. 2006. 47с.
7. Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований: в помощь начинающему исследователю. М.: Педагогика, 1986. - 116 с.
8. Сибагатуллина А. М. Организация проектной и научноисследовательской деятельности: учебное пособие Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. 92 с.
9. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16-21.
10. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников /А. И. Савенков. М.: Сентябрь, 2003. 204 с.
11. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006. 480 с.
12. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. пособие /М. Б. Романовская. - М.: Центр: Педагогический поиск, 2006. 160 с.
13. Райков, Б. Е., Ульяновский, В. Ю., Ягодовский, К. П. Исследовательский метод в педагогической работе. Л.: Госиздат, 1924. 68 с.
14. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Дж. Равен /Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
15. Пономарева, И.Н. Компетентностный подход в содержании школьного учебника по биологии /И.Н. Пономарева //Компетентностный подход в современном образовании: матер. Академ. чтений. СПб: СПбГИПСР, 2005. Вып. 6. С. 46-51.
... всего 47 источников