ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРИЕНИСЕЙСКОМ КРАЕ В XVIII
ВЕКЕ
§ 1. Первые образовательные учреждения 11
1.1. Политика властей 11
1.2. Организационные формы обучения 19
§ 2. Инфраструктура форм общего образования 28
§ 3. Содержание обучения 34
§ 4. Круг чтения и уровень образованности 41
ГЛАВА II. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В 1804 - 1863 ГОДАХ
§ 1. Образовательная политика властей 45
§ 2. Структура общего образования 1804 - 1863 г 56
§ 3. Содержание образовательного процесса 61
§ 4. Частное обучение и его место в общем образовании населения 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИМЕЧАНИЯ 80
Актуальность темы исследования. На протяжении всей истории Российского государства шёл процесс формирования и развития народного образования. В XVIII - первой половине XIX века в разных частях страны он проходил с различной степенью интенсивности. Наиболее существенным различие наблюдалось в европейском и неевропейском, дальневосточном регионах. В Приенисейском крае процесс формирования и развития народного образования в XVIII - первой половине XIX века шёл крайне медленно. Во многом это определялось социальной, экономической и политической отсталостью края по сравнению с европейскими регионами страны, малой его заселенностью, а также и большой географической удаленностью от столицы, недостаточной развитостью транспортной сети, которая связывала бы западную и восточную части страны, отсутствие квалифицированных педагогических кадров.1.
Если в европейской части просвещение развивалось более выражено, в первую очередь, под влиянием гуманистических идей западноевропейских стран, влиянием европейских народных просветителей и общей идеей равенства, гражданства и свободы, начиная с правления Екатерины II, то в Приенисейском крае первые вехи народного просвещения в том основополагающем виде, фундаментальной их форме были привнесены и развиты ссыльными декабристами в середине первой половины XIX столетия. Процесс формирования образования в Приенисейском крае в целом начинался не на основе научно-светской мысли, позитивных наук, а с теологических позиций. Однако с XVIII - первой половины XIX века связь Приенисейского края с европейской частью России, а также развитие народного образования в нем стала постепенно меняться в положительную сторону.
На современном этапе развития исторической науки актуальность процессов, происходящих в период XVIII - первой половины XIX века, не вызывает сомнения.
Ведь ситуация, которая складывалась в тот период, в значительной степени напоминает ситуацию, которая сложилась в современном российском обществе2. Сейчас мы наблюдаем аналогичную процессы: в последние годы Приенисейский край и дальневосточный федеральный округ становится вновь под пристальное внимание государства с целью его дальнейшего развития и преобразования.
В этой связи вопросы, относящиеся к изучению истории народного образования Приенисейского края периода XVIII - первой половины XIX века, являются наиболее актуальными в наше время, поскольку, отталкиваясь от исторических событий изучаемого времени, обозначается перспектива нового качественного витка развития народного образования в современное время. Помимо этого в XVIII веке система народного образования начинает свое поступательное развитие не только в Приенисейском крае, по всей Сибири, но и по всей стране в целом. Самобытность, присущая жителям Приенисейского края, оказала свое влияние на особенности становления народного образования, поддерживая индивидуальные начала в человеке, его личностную неповторимость. И в настоящее время система народного образования также переживает изменения в сторону личностно-ориентированного образования, то есть такого же, каким оно и зарождалось в Приенисейском крае с начала XVIII века. Поэтому для того, чтоб внести изменения в современное образование данного края, нужно обратиться к истокам.
...
Развитие системы образования в России XVIII - первой половины XIX века - сложный и многоступенчатый процесс. Традиционно начало формирования образовательной сети связывают с именем Петра I, поскольку именно в период его правления в России возникает светско-профессиональное образование, нацеленное, главным образом, на практическое применение знаний. Образование при Петре I во многом становится по типу европейского, основная идея российского образования в этот период - европейский гуманизм.
На протяжении XVIII столетия Россия старалась укрепить позиции образования в системе государственного устройства, осознавая его потенциал и перспективы для жизни страны. Отсюда небезосновательные стремления Петра I к выделению образования в качестве государственной обязательной службы со всеми вытекающими из этого последствиями, в отношении дисциплины обучающихся.
Преемники Петра Великого, главным образом, Екатерина II продолжила активное развитие идей просвещения в России. Общаясь с видными представителями французского просветительства, императрица стремилась внедрить некоторые важные их аспекты в жизни российского народа. Так постепенно, «сверху», начинает формироваться система образования в России по типу западного образца. Основное образование к тому времени в России было церковно-приходские школы. Но начинают организовываться еще при Петре I отдельные общеобразовательные школы, первые училища и гимназии. Вслед за ними на образовательной арене российского просвещения появляются первые исполины отечественного образования и науки - университеты, высшие профессиональные образовательные учреждения. К концу XVIII века в России формируется законченная в отношении формы система профессионального образования.
Дальнейшее фундаментальное развитие образование получает при либеральном правлении Александра I. Издаются положения и уставы, упорядочивающие работу образовательной системы, определяются и разрабатываются идеи и направления её, а также поднимаются вопросы о теории и методике преподавания, учебных планах, программах. Учитель и ученик - особые вопросы для государства, которые государства старается решить. Однако незавидному материальному положению учителей в России предстоит оказаться исторической традицией.
При Николае I образование становится выражено унифицированным и единообразным, усиливается иерархия образовательных учреждений, на первый план выходит вопрос возвращения к старым методам образования, основанным на религиозной нравственности. Развитие отечественной светско- профессиональной мысли и образования приостанавливается. В то же время на этом фоне увеличивается количество образовательных учреждений, финансирование отрасли возрастает в 5 раз, в том числе высшего - в 1,5 раза, что положительно влияет на образование в целом. Но в то же время остается открытым вопрос о целесообразности идее религиозной нравственности как единственной основе всего образования - ведь Крымская война были позорно проиграна. Вместе с тем, возможно, такой выбор Николаем I был выбран неслучайно в условиях его опасений о монархизме в стране.
В Приенисейском крае развитие образования шло значительно медленнее, чем в европейской части России. Во многом это было обусловлено значительной географической удаленностью сибирских центров образования, а также более низким уровнем финансирования, не интересом к данному краю. Основными полномочиями по регулированию образовательного процесса здесь наделялись органы местного самоуправления, которые по мере возможности сил претворяли в крае идеи просвещенного гуманизма.
...
1. ГАТО, Тюменская комендантская канцелярия ф.6. № 56, лл. 14.
2. Ценюга С.Н. «Становление и развитие теории практики педологической работы в народном образовании Приенисейского края второй половины XIX - первой трети XX вв.»: Автореф. дис ... д-ра пед. наук: 05.15.10. - Красноярск, 2010.- 47 с.
3. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению / Н.И. Дроздов, Е.В. Артемьев, Г.Ф. Быконя, В,И. Федорова - Красноярск: группа компаний «Платина», 2005. - 256 с.
4. История Красноярского края. Культура / Под ред. А.П. Статейнов, О.М. Покаместова и др. - Красноярск: Буква, 2008. - 550 с.
5. Шаповалова Л.И. Открыть красоту: художественная культура Красноярского края / Л.И. Шаповалова. - Красноярск: Искусство, 2006. - 175 с.
6. Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век) / И. Алешинцев. - СПб.: Издание О.Богдановой, 1912. - 350 с.
7. Андреев А.Л. Отечественное образование во второй четверти XIX в. // Педагогика. - 2006. - № 4. - с. 76-86.
7. Виттекер Ц.Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время / Ц.Х. Виттекер. - СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. - 350 с.
8. Медынский Е.Н. История русской педагогики: До Великой Октябрьской социалистической революции. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Госуд. уч.-пед. изд- во, 1938. - 511 с.
9. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX - начало XX века. Сборник документов. - Спб.: Лики России, 2000. - 360 с.
10. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения (1802-1902) /С.В. Рождественский. - СПБ.: Издание Министерства народного просвещения, 1902. - 786 с.
11. XX в./Экспериментальное учебное пособие для учащихся старших классов школ гуманитарного профиля, гимназий, лицеев, колледжей, а также для студентов вузов. М.: Издательский центр ООО «Фирма МХК», 2000,- 192 с.
12. Белокуров С.А. Зерцалов А.Н. О немецких школах в Москве в первой четверти XVIII века. (1701-1715гг.).- Москва: 1920.- 244 с.
13. Берталанфи Л. Общая теория систем критический обзор //исследование по общей теории систем/ Под. ред. В.Н.Садовского, Э.Г.Юдина., -М: 1969 - С.23-82.
14. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем; Воронеж; из- дат.Воронежского университета, 1977, - 303с.
15. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов Спб.: Питер, 2000,304 с.
... всего 45 источников