Введение 3
ГЛАВА 1 Теорретические аспекты социально-педагогической профилактики девиантного поведения старших школьников 6
1.1Содержание понятия социально-педагогическая профилактика .6
1.2Факторы девиантного поведения в старшем школьном возрасте 12 1.3Возможности волонтерской деятельности в социальнопедагогической профилактике девиантного поведения старших школьников
ГЛАВА 2 Эксперементальная работа по организации волонтерской деятельности как средства социально-педагогической профилактики
девиантного поведения старших школьников 27
2.1 Диагностика склонности к девиантному поведению у старших
подростков 27
2.2 Программа волонтерского отряда35
2.3 Оценка эффективности программы волонтерского отряда 42
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 54
В настоящее время вопрос отклоняющегося поведения детей и подростков от общепризнанных норм приобретает угрожающие размеры и, соответственно, является наиболее актуальным. Исходя из этого, психологи ставят первоочередной задачу необходимости смещения акцентов с работы по борьбе с возможными нарушениями социализации уже сформировавшейся личности на профилактику девиантного поведения в подростковом возрасте. Данная работа требует качественно новых профессиональных подходов, а также разработки конкретных форм их реализации.
Первичные проявления девиантного поведения могут наблюдаться уже в младшем школьном возрасте, что является следствием относительно низкого уровня интеллектуального развития ребенка, определенных недостатков в процессе формирования личности, а также негативным влиянием семьи и ближайшего окружения ребенка. Соответственно, чем старше становится ребенок, тем больше причин, которые будут способствовать проявлению девиаций в его поведении.
К факторам, влияющим на отклонения в поведении подростков, можно отнести проблемы в семье подростка, зависимость подростков от требований групп и ценностей, принятых в данных группах, а также устойчивую школьную успеваемость и отсутствие познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость является основной причиной девиантного поведения подростков, так как следствием нарастания неуспеваемости является полное отсутствие желания учиться. Особенно актуальна это в старшем школьном возрасте, когда происходит профессиональное самоопределение и переход из пространства школы в другие учебные заведения.
В настоящее время трудность решения проблем девиантного поведения старших школьников связана с тем, что долгие годы этим проблемам не уделялось должного профессионального внимания, соответственно в нашем обществе педагогами совместно с другими специалистами проводилась не воспитательно-профилактическая работа, а предпринимались, главным образом, предупредительно-карательные меры, в результате которых наказание, которое подросток получал за тот или иной проступок, не только не нейтрализовало накопления асоциального потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.
Исходя из вышесказанного, наиболее первоочередной становится проблема поиска форм, методов и средств социально-педагогической профилактики девиантного поведения старших школьников, что подчеркивает актуальность данной работы.
Теоретической основой исследования являются работы следующих ученых: Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна, С.А. Беличевой и др. по проблемам отклонений в поведении детей, а также работы по социальной педагогике таких учёных, как М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, Т.И. Шульга, Л.М. Шипицына и др.
Цель исследования: определить эффективность социально
педагогических условий организации волонтерской деятельности как средства социально-педагогической профилактики девиантного поведения старших школьников.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятия "социально-педагогическая
профилактика", "волонтерская деятельность", "факторы девиантного поведения".
2. Охарактеризовать социально-психологические особенности старших школьников с девиантным поведением.
3. Провести диагностическое исследование склонности к девиантному поведению у старших школьников.
4. Разработать и реализовать программу организации волонтерской деятельности старших школьников.
...
Нами была проведена исследовательская работа по вовлечению старших школьников в волонтерскую деятельность, в соответствии с поставленной целью, были решены следующие задачи:
Проанализированы понятия «социально-педагогическая профилактика», «волонтерская деятельность», «факторы девиантного поведения».
Были выявлены факторы девиантного поведения с точки зрения правонарушений.
Были изучены теоретические вопросы волонтерского движения, как одного из элементов социальной работы, рассмотрено развитие волонтерского движения в молодежной среде, а также разработана программа волонтерского движения как эффективный метод профилактики девиантного поведения.
Было проведено исследование на базе средней общеобразовательной школы Красноярского края. Выборка состояла из 14 человек 14 - 17 лет, из них 7 человек - мужского пола и 7 человек женского пола.
Результаты диагностики выявили наличие склонности к девиантному поведению у 7 старших школьников по следующим шкалам: склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к агрессии и насилию, склонность к делинквентному поведению. В качестве основных рисков возникновения девиантного поведения выступают следующие: высокий уровень конфликтности в семье, низкий уровень семейной взаимосвязи, низкая успеваемость, высокий процент сверстников с опытом употребления алкоголя и наркотиков, низкая самооценка и слабое видение перспектив собственной жизни, правонарушения.
Данные старшие школьники были включены в волонтерский отряд по направлениям: помощь пожилым людям, проведение мероприятий в детском саду, проведение субботников и спортивных мероприятий. Повторная диагностика проведена со следующими результатами.
У старших школьников с высокой и средней степенью риска удалось исправить следующие факторы риска:
• злоупотребление психоактивными веществами (у всех старших школьников, за исключением 1);
• образование и трудовая занятость. Высокая степень риска по данному фактору осталась у 3 старших школьников;
• отношения со сверстниками. Стали более общительными и доброжелательными по отношению к сверстникам все старшие школьники, за исключением 1, у которой степень риска по данному фактору средняя.
• свободное время и досуг - низкая степень риска у всех старших школьников.
• установки и социальные ориентации - низкая степень риска у всех старших школьников, за исключением 2 старших школьников.
• личностное поведение - улучшилось у всех старших школьников, за исключением 2 старших школьников.
Соответственно, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод о положительном влиянии волонтерской деятельности на изменение поведения старших школьников, что подтверждает поставленную гипотезу исследования.