Введение 3
1. Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних
дел 7
1.1. Понятие и задачи органов внутренних дел РФ 7
1.2. Полномочия МВД Российской Федерации 15
2. Система органов внутренних дел РФ 26
2.1.Центральный аппарат органов внутренних дел и его
подразделения 26
2.2 Территориальные органы внутренних дел и их система 30
3. Реформирование органов внутренних дел на современном этапе.. ..46
Заключение 57
Список использованной литературы 60
При любом общественно-политическом строе, режиме власти органы внутренних дел, как бы они назывались, выполняли, среди прочих, и общие задачи: охрану общественного порядка, обеспечение общественной
безопасности, борьбу с преступностью. Манифестом от 8 сентября 1802 года в числе восьми других было образованно Министерство внутренних дел России.
В истории России такая государственная структура как Министерство внутренних дел всегда занимала значимое место в системе государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является исключением в этом отношений и нынешний период исторического развития.
С конца XX в. Россия встала на путь коренных изменений во всех областях общественной жизни, построения демократического, правового государства и формирования гражданского общества. Происходящие изменения затронули все институты российского государства. Меняется жизнедеятельность общества, изменяются функции государства, а, следовательно, изменяются и функции органов внутренних дел в целом.
На органы внутренних дел, как одну из важнейших составляющих механизма государства, возлагается выполнение многих функций, в том числе и обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан; охрана общественного порядка и борьба с преступностью.
Роль органов внутренних дел различна в государствах тоталитарных и государствах правовых, демократических. В тоталитарном государстве задачи полиции сводятся, прежде всего, к использованию репрессивных форм деятельности во взаимоотношениях с населением при реализации государственной воли. В правовом, демократическом государстве органы внутренних дел выступают в другом качестве. Репрессивные и карательные функции, в большинстве своем, отходят на второй план, уступая место задачам обеспечения правопорядка и общественной безопасности, профилактики и контроля над преступностью.
Перед органами внутренних дел встают важнейшие задачи повышения уровня политического правосознания, общей и профессиональной культуры своих сотрудников.
В последние годы происходят существенные структурные изменения во всей системе правоохранительных органов в целом, в том числе и в органах внутренних дел. К примеру Федеральная Миграционная служба РФ и Федеральная Служба по контролю за оборотом наркотиков вошли в состав органов внутренних дел. В центральном аппарате МВД России в этой связи появились два главных управления соответствующих этим службам Главное Управление Миграционной службы и Главное Управление службы по контролю за оборотом наркотиков. На основе внутренних войск, входящих в централизованную систему МВД России, в состав которой вошли силовые структуры такие как ОМОН. СОБР, Спецназ и другие, которые являлись структурными подразделениями органов внутренних дел.
Поэтому, актуальность темы исследования обусловлена как научнотеоретической, так и практической значимостью вопросов, связанных с формированием в России действенного механизма обеспечения общественного правопорядка. Актуальность темы, кроме того обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением места и роли органов внутренних дел в государственном механизме современной России.
Современная система органов внутренних дел - это целостное, сложное структурное образование, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Элементный состав, тенденции развития и особенности органов внутренних дел находятся в непосредственной зависимости от их системных качеств и свойств, обуславливающих их функциональную направленность.
Проблемы совершенствования органов внутренних дел следует рассматривать сквозь призму их социально-правового статуса, объема и дифференциации полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 “утверждено новое
Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федераций.
Таким образом, все это обуславливает необходимость общетеоретического исследования роли органов внутренних дел в современном российском государстве и обществе.
Теоретической и методологической основой исследования явились федеральные и региональные нормативно-правовые акты, научные статьи правоведов.
Научной и теоретической основой стали труды таких ученых, как Козлова, В.Н.Бойко, Бобров А.М.. Деятельность же органов внутренних дел в механизме государства в современной отечественной литературе исследуется, как правило, в административно-правовом аспекте А.В. Быков, А.В. Губанов, А.Н. Костин, С.Н. Шишкарев.
В связи с вышесказанным цель работы состоит в определении места органов внутренних дел в системе государственных органов,
Перед написанием работы были сформулированы следующие задачи:
-изучить нормативно-правовые, теоретико-правовые аспекты деятельности ОВД;
-изучить место и роль органов внутренних дел в системе правоохранительных органов РФ;
-обобщить и критически осмыслить современное состояние правового регулирования организации и деятельности органов внутренних дел в контексте процессов укрепления вертикали исполнительной власти в
Российской Федерации;....
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности органов внутренних дел.
Роль ОВД в государстве огромна. Система органов внутренних дел - это большой институт, состоящий из множества звеньев. На него возлагается множество различных задач. Одно из центральных мест в них занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Таким образом, анализ существующих подходов к законодательному определению понятия «органы внутренних дел» в странах ближнего зарубежья, а также исторического опыта развития системы указанных органов в России позволяет определить их как систему правоохранительных, исполнительно-распорядительных органов государственной власти, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина, борьбу с правонарушениями (преступлениями и административными проступками), охрану общественного порядка и обеспечение общественной и личной безопасности. В истории России органы внутренних дел всегда занимали значимое место в системе государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является в этом отношении исключением и нынешний период исторического развития, когда деятельность указанных органов находится под пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественности, рядовых граждан. Это объясняется в первую очередь их назначением и характером функций, широкими возможностями по применению ими силовых и не силовых мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования.
И так, в составе органов внутренних дел находятся: центральный аппарат МВД России территориальные органы МВД России,
образовательные учреждения, научно- исследовательские,
медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД. Таким образом, мы рассмотрели структуру и полномочия центрального аппарата и территориальных органов внутренних дел. МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (п. 1
Положения о МВД России). Согласно Структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636, МВД России относится к числу тех министерств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Задачи, основные полномочия и организация деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне определены Типовым положением о территориальном органе МВД России по субъекту РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249. На основании этого Типового положения в соответствующих территориальных органах МВД России разрабатываются собственные положения, утверждаемые затем Министром внутренних дел РФ.
Органы внутренних дел подверглись большим реформам, в результате которых появилась мощная и достаточно хорошо функционирующая структура как полиция. Вторым этап современных реформ можно считать Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» При реформировании часть функций ФСКН передана Минздраву, а часть обязанностей ФМС — Минтруду. В МВД созданы главные управления по вопросам миграции и по контролю за оборотом наркотиков. И это не все реформирование ведомств в органах внутренних дел, мы уверены, что большой виток реформ осуществиться к 2018 г. Мы ждем от гражданского общества, профессионального сообщества сотрудников органов внутренних дел дополнительных предложений, которые могли бы способствовать созданию в России действительно современной, работоспособной и авторитетной системы XXI века.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета.1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ//Российской газете" от 22 декабря 2001 г. N 249
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативнорозыскной деятельности"// Российской газете" от 18 августа 1995 г. N 160
4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации// Российской газете" от 31 июля 2004 г. N 162
5. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3 //Российская газета, N 142 от 04.07.11 г.5.
6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Парламентская газета" от 2 декабря 2011 г. N 52-53
7. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации"// Российская газета" от 6 июля 2016 г. N 146.
8. Указ Президента РФ от 01.03.2011 N 248 (ред. от 20.09.2016) "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») //[Электронный ресурс] Справочно правовая система Гарант Плюс. 2016 г.
9. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"
10. Указ Президента РФ от 13 июля 2015 г. N 356 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 300 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации"//[Электронный ресурс] Справочно-правовая система Гарант Плюс. 2016 г.
11. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции"// [Электронный ресурс] Справочно-правовая система Гарант Плюс. 2016 г.
12. Приказ МВД РФ от 21 апреля 2011 г. N 222 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 11 июля 2011 г. N 28
Учебная литература
12. Правоохранительные органы. Отв. ред. Лонь С.Л. - Учебное пособие - М.2013. - 552 с
13.Органы внутренних дел в вопросах и ответах. Под ред. Москальковой Т.Н.Спб. - Книга - 2009. - 104 с
^.Правоохранительные органы Российской Федерации. Поляков М.П., Федулов А.В. Учебное пособие М- 2009. — 164 с.
15. Правоохранительные органы РФ:учебное пособие//Пронякин А.Д. М.2013 г.-87 с....30