Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие критического мышления на уроке английского языка в основной школе

Работа №149384

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2021
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование необходимости развития критического мышления 6
1.1 Необходимость развития критического мышления 6
1.2 Приемы и этапы технологии развития критического мышления 11
1.3 Особенности развития критического мышления у обучающихся
старшего школьного возраста 16
Выводы по первой главе 21
Глава II. Апробация приемов развития критического мышления 23
2.1. Возможности развития критического мышления на уроках
иностранного языка. Определение уровня развития критического мышления обучающихся 9 класса МБОУ «Гимназия №3» 23
2.2. Анализ Учебно-методического комплекса Вербицкой М. В. Forward,
Английский язык для 9 класса на предмет выявления коммуникативно направленных заданий, развивающих критическое мышление 28
2.3. Разработка и реализация программы по использованию приемов
развития критического мышления на уроках английского языка 33
Выводы по второй главе 37
Заключение 39
Список литературы и источников 42
Приложение А 45
Приложение Б 47
Приложение В

Актуальность исследования. Современные образовательные стандарты выставляют требования к системе образования, направленные не только на усвоение базы знаний, но и на развитие положительных черт личности. Общее образование позволяет формировать систему знаний и навыков, самостоятельности и личной ответственности, через изучение различных дисциплин. Однако, каждый учебный предмет имеет свои особенности и необходимые компетенции для усвоения. Так, английский язык выступает достаточно сложным для усвоения предметом, поскольку требует от обучающегося осуществлять англоязычную коммуникацию. В связи с этим, необходимо приобретение не только знаний, но и критического мышления. Обучающиеся должны быть способны к сравнению, анализу, обобщению и абстрагированию. Данные компетенции способствуют достижению успеха не только в среде образования, но и в личной жизни. В нашем исследовании, нас интересует развитие критического мышления при формировании коммуникативной компетенции. Подобная тема была рассмотрена в трудах таких ученых как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е. Н. Соловова, С. Л. Рубинштейн, В. М. Филатов и другие.
В нашей работе мы рассматриваем приемы развития критического мышления у обучающихся старшей ступени обучения на примере учебно-методического комплекса Вербицкой М. В. Forward, «Английский язык для 9 класса», издание датируется 2016 годом. При анализе данного УМК, нами было выявлено, что учебный комплекс содержит небольшой объем заданий, направленных на развитие критического мышления, что составляет проблему нашей работы.
Объектом исследования выступает процесс развития критического мышления.
Предметом исследования выступают приемы развития критического мышления.
Цель работы заключается в исследовании и апробации приемов по развитию критического мышления на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятий мышления, психолого-педагогических особенностей критического мышления;
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативной компетенции в рамках дисциплины английский язык;
3. Проанализировать особенности развития критического мышления у обучающихся старших классов и возможные факторы, препятствующие применению данной технологии.
4. Диагностировать уровень развития критического мышления у обучающихся основной школы.
5. Проанализировать учебно-методический комплекс Вербицкой М. В. Forward, Английский язык для 9 класса с целью выявления коммуникативно направленных заданий, развивающих критическое мышление;
6. Разработать и апробировать приемы развития критического мышления на уроках английского языка в рамках педагогической практики.
Методологическая база исследования. В работе применяются методы научного исследования: теоретические: анализ и интерпретация отечественной и зарубежной философской, нормативной, психолого- педагогической, лингводидактической и методической литературы; анализ и обобщение передового отечественного, зарубежного и личного педагогического опыта по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Практическая база исследования. Базой эмпирического исследования выступила МБОУ Гимназия №3, 9А класс, 2020-21 год.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данной работы заключается в выявлении особенностей развития критического мышления подростков и в теоретическом обосновании педагогических условий формирования критического мышления. Практическая значимость исследования заключается в разработке приемов развития критического мышления в основной школе при формировании англоязычной коммуникативной компетенции.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической главы, списка источников и литературы.
Первая глава вводит понятия мышление и критическое мышление, знакомит с основными их особенностями, представляет несколько определений критического мышления для более глобального представления о его сущности. Кроме того, в главе рассматриваются приемы развития критического мышления и возможности его развития на уроках иностранного языка.
Вторая глава включает в себя результаты опытной работы, анализ учебно-методического комплекса по английскому языку, разработку дополнительного учебного материала с использованием приемов развития критического мышления к учебному пособию Вербицкой М. В. «Forward, Английский язык для 9 класса». В ходе педагогической практики был разработан и проведен урок, направленный на апробацию приемов развития критического мышления.
В заключении представлены выводы, сделанные на основании проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе мы рассматриваем развитие критического мышления у обучающихся в девятом классе, на примере учебно-методического комплекса Вербицкой М. В. Forward, Английский язык для 9 класса, через восьмую тему учебника. При анализе данного УМК, нами было выявлено, что учебный комплекс не содержит достаточного количества заданий, направленных на развитие критического мышления, что составляет проблему нашей работы.
В ходе исследования нами была реализована цель работы, заключающаяся в исследовании и апробации приемов по развитию критического мышления на уроках английского языка.
Для реализации цели, нами были решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ понятий мышления, психолого- педагогических особенностей критического мышления;
2. Рассмотрены особенности развития критического мышления в рамках дисциплины английский язык;
3. Установлен уровень развития критического мышления у обучающихся 9 класса.
4. Проанализирован учебно-методический комплекс Вербицкой М. В. Forward, Английский язык для 9 класса с целью выявления коммуникативно направленных заданий, развивающих критическое мышление;
5. Разработаны и апробированы приемы развития критического мышления на уроках английского языка в рамках педагогической практики.
Мышление — это достаточно сложный процесс, наиболее качественно исследуемый в психолого-педагогической науке со второй половины прошлого века. Условно, мышление разделяют на ряд категорий. В нашей работе наиболее интересно критическое мышление, представляющее из себя процесс анализа информации, направленной на решение конкретной проблемы. В педагогике это один из наиболее важных навыков, поскольку благодаря навыку критического мышления, обучающиеся применяют знания полученные в ходе обучения на практике. Критическое мышление развивается на уроках через три этапа, посредством специальных методов. Каждый из трех этапов можно заключить в структуре урока, что сделает урок более понятным для обучающихся и позволит максимально эффективно решить поставленную проблему.
На основе проведенного анкетирования можно сделать вывод, что преподаватели осознают важность развития критического мышления на уроках иностранного языка, воспринимают его, как способность из множества решений какой-либо проблемы выбрать наиболее эффективное, подкрепить свои гипотезы аргументами, взвесить положительные и отрицательные стороны каждого из вариантов. Однако, недостаточная осведомленность о специфике некоторых методик препятствует полноценному использованию данной технологии в ходе урока.
Исходя из результатов тестирования, нами был сделан вывод, что у больший части обучающихся выявлен средний уровень развития критического мышления. Его продемонстрировали пятеро обучающихся, высокий уровень был выявлен у двоих обучающихся, а оставшиеся четверо продемонстрировали низкий уровень развития критического мышления.
При анализе учебно-методического комплекса Вербицкой М. В. Forward, Английский язык для 9 класса нами не было выявлено заданий, направленных на развитие критического мышления. Некоторые задание в той или иной мере могли развивать критическое мышление, однако полностью посвященных этому заданий нами обнаружено не было.
В результате творческого урока по теме, были реализованы три приема для развития критического мышления обучающихся. Несмотря на то, что общее отношение обучающихся к уроку было положительным, некоторые обучающиеся испытывали трудности, вызванные недостаточным развитием необходимых навыков, которые не позволили им дать ответ на хорошую оценку. Поэтому у части обучающихся остались менее положительные впечатления от урока. Однако, нам удалось вовлечь обучающихся в деятельность, через нетипичные для них задания и обращение к ролевой игре в ходе урока.
В процессе дальнейшей педагогической деятельности, мы планируем активно развивать игровую деятельность, направленную на развитие критического мышления.



1. Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Под научн. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2012. - 136 с.
2. Библер, В.С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога / В.С. Библер. - М.: Медиа, 2012. - 199 с.
3. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание 1979. - 17 с.
4. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст]: учебное пособие для студ. Вузов / П.Я. Гальперин. - М.: КдУ, 2011. - 400 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. - М., 2000.
6. Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность// Иностранные языки в школе. - 2012. - №1. - С.3-11.
7. Гурвич П.Б. К вопросу о специфике методики преподавания иностранных языков как науки // Иностранные языки в школе. - 2013. - №4. - С.3-10
8. Гурова Л.Л. Психология мышления. М.: ПЕР СЭ, 2014. - 136 с.
9. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология 2¬е изд., стер. - М.: Академия, 2003 - 464 с.
10. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа обучающихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - 8 с
11. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Издательство «Альянс Дельта», 2003. - С. 24-35
12. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. - М.: Просвещение, 2004. - 361 с.
13. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании// Иностранные языки в школе. - 2012. - №6. - С.2-12.
14. Казанцева Д.Б., Христова Н.Ц. (ред.) Развитие творческого потенциала личности и общества Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза - Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2013 - 150 с.
15. Коржуев А.В, Панков В.А. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. - 2002. - № 1. -С. 18¬29.
16. Корнилова В.Ф. Индивидуализация обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2013. - №8. - С.93-99.
17. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: Учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр Академия, 2010. — 192 с
18. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление [Текст] / Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С.Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 111-114.
19. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления // Педагогика.- 2001. - №10. - с.91-100.
20. Мильруд Р.П., Карамнов А.С. Компетентность учителя иностранного языка// Иностранные языки в школе. - 2012. - №1. - С.11¬17.
21. Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации Медиаобразование
22. Станкин М.И. Психология мышления // Специалист. - 1997. - № 5.- С. 23-29. Сборник психологических тестов / под ред. Каранешта Е.Е. Киев 1992. - 156 с.
23. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: 2012. - 288 c
24. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Изд- во “Питер”,2000.
25. Щукин А.Н. О содержании термина «методика» в контексте современной лингводидактики // Иностранные языки в школе. - 2013. - №1. - С.3-12


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ