Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №149376

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1. 1. Понятие личностной готовности к школьному обучению в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психологические особенности дошкольного возраста 18
1.3. Проблема развития личностной готовности к обучению в школе детей
старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе... 26
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Анализ результатов на констатирующем этапе исследования 35
2.3. Комплекс мероприятий по развитию личностной готовности к обучению
в школе 39
2.4. Анализ результативности развития личностной готовности к обучению
школе детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования 52
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64


Формирование готовности детей к обучению в школе в настоящее время становится все актуальнее. Это связано с увеличением числа детей не готовых к школе. По некоторым данным число неготовых к школьному обучению в городских школах составляет 10-50 %, а в сельских - 75-90 %. Необходимо отметить, что среди детей не готовых к обучению в школе многие умеют читать, писать и владеют счетом. Тем не менее у таких детей возникают трудности с учебой [1].
Рассматривая проблему готовности детей к обучению в школе следует отметить, что она традиционно находилась в сфере научных интересов ведущих психологов нашей страны. В отечественной литературе имеется значительное количество работ, целью которых является изучение проблемы готовности детей к школьному обучению: М.М. Безруких, Л.А. Венгер, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Т.Д. Марцинковская и др. Исследованием мотивационной (личностной, социально¬психологической) готовности занимались Ш.А. Амонашвили, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, В.К. Котырло и др., которые особо в структуре психологической готовности к обучению в школе выделяют значимость мотивационного компонента, а также утверждают, что личностный компонент выступает не только как составляющая структуры учебной деятельности, но и в целом развития и воспитания.
По данным разных исследователей от 15 до 40% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Одной из причин такого состояния называют личностную неподготовленность ребенка к школе, где обучение подразумевает коллективный характер деятельности. Следовательно, будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке).
Цель исследования - изучить развитие личностной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - личностная готовность к школьному обучению.
Предмет исследования - развитие личностной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие личностной готовности к школе результативным, при:
- вовлечении детей в игровую деятельность на тему «Школа»;
- реализации комплекса коррекционно-развивающих занятий с использованием игрового тренинга, техник изотерапии, сказкотерапии, направленные на формирование адекватной самооценки, произвольности и контроля детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ и обобщение научной психолого-педагогической литературы по проблеме личностной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть подходы к развитию личностной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста
3. Эмпирическим путем выявить уровень развития показателей личностной готовности к школьному обучению
4. Разработать комплекс мероприятий по развитию личностной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста и проверить их результативность.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования:
1. Теоретические методы исследования: анализ и обобщение научной психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические методы исследования: тестирование.
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
Методики исследования:
- тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера.
- методика «Лесенка» В.Г. Щур.
- методика «Изучение произвольности и контроля у детей» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева).
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Становление личностной готовности ребенка к обучению в школе складывается в 6 - 7 летнем возрасте. Личностная готовность к обучению предполагает, что у ребенка должен быть определенный уровень развития эмоционально - волевой сферы, самосознания и самооценки. Следовательно, будущий школьник должен обладать знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке), управлять своими чувствами и действиями.
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы.
Одним из важнейших признаков волевого поведения считают его связь с преодолением препятствий. К концу старшего дошкольного возраста ребенок сознательно управляет своим поведением, своими внутренними и внешними действиями.
Личностная готовность к школе — необходимая часть общей психологической готовности. Ребенок может быть интеллектуально развит и в этом плане готов к школьному обучению, но личностная неготовность (отсутствие учебных мотивов, нужного отношения к учителю и сверстникам, адекватной самооценки, произвольности поведения) не даст ему возможности успешно учиться в 1-м классе. С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.
Проведение эмпирического исследования позволило получить следующие данные о личностной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
У большинства детей внутренняя позиция школьника не сформирована отсутствует осознание необходимости изменения жизненной ситуации и позитивного отношения к ней. Большинство исследуемых детей старшего дошкольного возраста - считают себя самыми лучшими, никак не аргументируя свой выбор. Произвольность и самоконтроль представлены у детей старшего дошкольного возраста на низком и среднем уровнях. Целеустремленность и настойчивость отсутствуют, при столкновении с трудностями прибегают к помощи взрослого, при первых или повторных неудачах прекращают делать попытки выполнить задание.
Комплекс коррекционно-развивающих мероприятий по развитию личностной готовности, включает в себя формирование внутренней позиции школьника, адекватной самооценки, саморегуляции и произвольности, самоконтроля включает в себя следующие направления.
Содержание I направления формирования у дошкольников внутренней позиции школьника в сюжетно-ролевой игре «Школа».
Содержание II направления развития у дошкольников личностной готовности к школе включал в себя формирования адекватной самооценки, саморегуляции, произвольности и самоконтроля осуществлялось через реализацию комплекса коррекционно-развивающих занятий.
После реализации коррекционно-развивающей программы развития личностной готовности к школьному обучению была выявлена положительная динамика по всем показателям.
По показателю сформированности внутренней позиции школьника у большинства детей старшего дошкольного возраста сформирована внутренняя позиция школьника, которые позитивно относятся к элементам школьной действительности, готовы включиться в новую систему отношений и приступить к освоению новой деятельности.
По показателю самооценки у большинства детей самооценка представлена на адекватном уровне, которые хорошо к себе относятся и могут привести примеры своих заслуг и хороших поступков, а также своих плохих поступков.
По показателю произвольности и контроля преобладающим является высокий уровень произвольности и контроля, дети старшего дошкольного возраста сохраняют цель в ситуации напряженного внимания,
сосредоточенности. При столкновении с трудностями к помощи взрослого не прибегают, целенаправленно делают попытки выполнить задание, стремятся выполнить задание до конца.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "Модэк", 2008. С. 350-359.
3. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2011. №3. С. 17-26.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2017. 200 с.
5. Готовность к школе / под ред. И.В. Дубровиной. М.: Наука- Академия, 1995. 119 с.
6. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2007. 208 с.
7. Галушко И.Г. Формирование эмоционально-личностной готовности ребенка к процессу обучения в начальной школе. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № Т9. С. 76-80.
8. Коджаспирова Г.М. Особенности гендерного воспитания школьников // Вестник МГПУ, Серия «Педагогика и психология». 2009. № 3. С.56-65.
9. Кондратенко Т.Д. Обучение старших дошкольников. К. «Рад школа», 1996. 152 с.
10. Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2006.№4. С. 34-39.
11. Коржук Е.Л. Личностная готовность как компонент
психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников. Наука. Образование. Личность. 2014. Т.2. С. 50-55.
12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 118 с.
13. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991. 150 с.
14. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002. С. 138-141.
15. Кузьмичева А.М. Психолого-педагогическое сопровождение социально-личностной готовности ребенка к обучению в школе // Сборник научных работ VI Международного молодежного конкурса. Ответственный редактор А.В. Горбенко. 2017. С. 77-79.
16. Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе. Псков.: ПГПИ, 2013. 136 с.
17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I. М.: Академия, 2010. 392 с.
18. Липовая К.А., Хазыкова Т.С. Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 4-1 (49). С. 69-73.
19. Макаркова Я.С. Характеристика компонентов психологической готовности к школьному обучению // Наука и образование: новое время. 2016. № 2 (13). С. 904-908.
20. Маралов В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (дошкольник— мл. школьник) / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. М.: Прометей, 1990. 220 с.
21. Маркова А.К. Самоконтроль в учебной деятельности школьника // Материалы VII Межвузовской научной конференции. Горький, II Международная научно-практическая конференция 1971.
22. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2004. 511 с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 456 с.
24. Нижегородцева Н. В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с.
25. Панасенко К.Е., Антонова Л.З. Личностная готовность к обучению в школе старших дошкольников с нарушением речевого развития: Монография. Белгород.: 2009. 140 с.
26. Панасенко К.Е. Технология изучения личностной готовности к обучению в школе дошкольников. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 12 (69). С. 49-54.
27. Подготовка ребенка к школе: содержание, требования,
диагностика: методическое пособие / под ред. С.Ф. Багаутдиновой, Н.А. Степановой. Магнитогорск.: МаГУ, 2012. 236 с.
28. Психология дошкольника: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 2010. 408 с.
29. Рябышева Е.В. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Челябинск.: ПБОЮЛ Петров А.И. 2002. 116 с.
30. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: ПИТЕР, 2009. 300 с.
31. Тарунтаева Т.В. Подготовка детей к школе в детском саду. М.: Педагогика, 1998. 249 с.
32. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Academia, 2013. 141 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ