Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АККУЛЬТУРАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ-МИГРАНТОВ В КОММУНИКАТИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

Работа №149363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физиология

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы аккультурации и адаптации школьников- мигрантов 6
1.1. Аккультурация как предмет исследования в отечественной и
зарубежной литературе 6
1.2. Современные модели аккультурации школьников-мигрантов 17
1.3. Коммуникативное образовательное пространство как фактор
аккультурации детей-мигрантов 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Особенности аккультурации школьников-мигрантов в Красноярском
крае 34
2.1. Аккультурация школьников-мигрантов на базе средней общеобразовательной школы 34
2.2.Основные проблемы аккультурации школьников-мигрантов в коммуникативном образовательном пространстве 44
2.3. Программа для успешной аккультурации школьников-мигрантов53 Выводы по второй главе 59
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложение А 70
Приложение Б 72

Российские школы часто бывают не готовы к систематической работе с детьми из семей, имеющих миграционную историю. Предлагаемые программы носят локальный характер и не учитывают всего многообразия вариантов адаптации в отдельных регионах России и конкретных школах. Отчасти это связано с тем, что дети-мигранты стали «видимой» категорией не так давно в России. Но главная проблема заключается в неготовности признать необходимость целенаправленной работы с детьми мигрантов и в отсутствии представлений о том, какие подходы и инструменты работы с ними будут наиболее эффективны.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что особенности процесса аккультурации школьников-мигрантов становится все более важной и значимой проблемой, так как колоссальный рост миграции - одна из важнейших тенденций качественных социальных перемен в современном мире. Мигранты из дальнего зарубежья ежегодно прибывают в Россию.
С точки зрения психологии аккультурация школьников-мигрантов требует особого внимания и необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, а также формирование толерантного сознания.
Необходимо отметить, что большинство исследований уделяют внимание аккультурации школьников-мигрантов младшего возраста, в связи с этим данное обстоятельство позволило нам выделить группу детей- мигрантов в средней школе как наиболее актуальных для изучения процесса аккультурации в школе.
Цель исследования: выявить актуальные проблемы аккультурации школьников-мигрантов и разработать программу для успешной адаптации школьников-мигрантов к новой культурной среде.
Объект исследования: аккультурация как процесс взаимодействия и влияния различных культур.
Предмет исследования: аккультурация школьников-мигрантов в коммуникативном образовательном пространстве средней российской школы.
В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. На основе изучения научной литературы проанализировать основные теории и модели аккультурации школьников-мигрантов.
2. Выявить проблемы в адаптации школьников-мигрантов к другой культуре.
3. Разработать программу для успешной адаптации к новой культуре школьников-мигрантов.
Теоретическую базу исследования составляют работы Дж. Берри, Е.Ю. Захарченко, А.Я. Макарова, К. Оберга, В.И. Петрищева, Л. Тьерри.
Методы исследования:
• общетеоретические - анализ методологической и теоретической литературы по проблеме исследования, систематизация имеющихся материалов;
• эмпирические - анкетирование, наблюдение;
• статистические - анализ полученных результатов по итогам проведенного исследования.
База исследования: исследования проводилось на базе
муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 47 города Красноярска. В исследовании приняли участие 72 школьника-мигранта 5-9 классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в целях решения проблем аккультурации школьников-мигрантов, создания и проведения уроков в школе, внедрения данной программы для улучшения аккультурации школьников-мигрантов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на уроках и мероприятиях в 5-9 классах МБОУ СШ № 47 г. Красноярска с
использованием педагогической программы для улучшения адаптации школьников-мигрантов в коммуникативном образовательном пространстве.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе мы рассматривали теоретические основы аккультурации и адаптации, основные теории и модели аккультурации. На основе данного изученного материала можно выделить следующие положения:
• Важнейшим результатом и целью аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды.
• Адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах: психологическом и социокультурном.
• Психологическая адаптация представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках новой культуры.
• Социокультурная адаптация заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать повседневные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе.
• Детская психика очень уязвима и детям-мигрантам необходима поддержка взрослых не только для физического выживания в образовательном пространстве, но и для психического и социального благополучия.
Во второй главе мы составляли общую картину аккультурации школьников-мигрантов, выделяли основные проблемы в процессе адаптации к новой культуре детей-мигрантов, а также разрабатывали программу по улучшению аккультурации школьников-мигрантов.
В следствии проделанной работы ,можно сделать следующие выводы:
• большинство школьников-мигрантов не имеют возможности и желания общаться на русском языке как можно чаще;
• они не посещают дополнительные кружки и к сожалению в основном находятся дома в условиях родной культуры , что плохо влияет на успешную аккультурацию;
• школа является основным инструментом в процессе адаптации к новой культуре и оказывает положительное влияние на школьника-мигранта при правильном психологическом и педагогическом подходах
В образовательном пространстве дети часто сталкиваются с проблемами разного характера, но когда речь заходит о проблемах школьников-мигрантов, то здесь необходимо более подробно все изучить и разобрать.
Основные проблемы, выявленные на сегодняшний день в процессе аккультурации школьников-мигрантов:
1.Отсутсвие дружбы со сверстниками.
2.Отсутствие возможности говорить на русском языке в домашних условиях.
3. Наличие языкового барьера.
4. Нежелание участвовать в школьных мероприятиях.
5. Отсутствие какого- либо досуга.
В связи с проблемами в процессе адаптации к новой культуре детей- мигрантов, мы предлагаем возможные решения данных проблем:
1. Создание положительного отношения к сотрудничеству.
2. Плодотворная работа с родителями детей-мигрантов.
3. Создание комфортной атмосферы для учебного процесса.
4. Формирование позитивного представления о внеклассных мероприятиях в школе.
Итак, на основе изучения научной литературы мы рассмотрели основные теории и модели аккультурации школьников-мигрантов ; выявили проблемы в адаптации школьников-мигрантов к другой культуре, а также предложили возможные варианты решения данных проблем; вставили программу для улучшения адаптации к новой культуре школьников- мигрантов.
Все мероприятия прошли успешно и продуктивно в соответствии с нашей целью создания благоприятной среды в коммуникативном образовательном пространстве для школьников-мигрантов с целью улучшения процесса адаптации к новой культуре.
Школьники-мигранты узнали много нового о культуре общения и страны, а также в каждом классе образовался дружеский и сплоченный коллектив. Дети-мигранты перестали испытывать сложности в общении и на последнем мероприятии «Спорт и здоровье» чувствовали себя комфортно и активно учувствовали в конкурсах и эстафетах.
В целом следует отметить, что внедрение программы, созданной на основе теоретической базы и вследствие проведенного анкетирования, прошло успешно и принесло продуктивные и положительные результаты.


1. Андросова Ю. В., Зорина Т. Г. Профилактика школьной дезадаптации первоклассников с билингвизмом (двуязычием) // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Девиация и миграционные процессы» 18.02.2012 г. С. 25-28.
2. Артемьева Н. В. К проблеме адаптации детей мигрантов к
образовательной среде // Вестник ЛГТУ. 1998. № 1. C. 220-221.
3. Бурковская Т. В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: Автореф. дис. канд. пед. наук. 2003. С. 27.
4. Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М., 2012. С.30.
5. Выступец Н. П. Использование креативного потенциала семьи школы для формирования ключевых компетенций детей мигрантов как основы социализации в обществе // Сборник статей V Международной научно­практической конференции «Девиация и миграционные процессы» 18.02.2012 г. С. 44.
6. Выступец Н. П. Формы и механизмы социальной адаптации мигрантов в современном обществе. М., 2013. С. 54.
7. Гаврилушкина О. А. Развитие коммуникативного поведения
дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду, 2003. №2. С. 12-16.
8. Горячев Ю. А. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы / Горячев Ю.А., Захаров В.Ф., Курнешова Л.Е., Омельченко E.A., Савченко A.M. М.: Этносфера, 2008. С. 58-59.
9. Гриценко В. В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 40.
10. Гуляева А. Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов //
Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 5. С. 71. URL: http://psyedu.ru/files/articles/2295/pdf_version.pdf (дата обращения
22.03.2017).
11. Евтух Б. В. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации // Миграция и мигранты в мире капитала. 1990. С. 170-172.
12.Засыпкин В. И., Зборовский Г. Е., Щуклина Е. А. Aктуaльные проблемы обучения детей-мигрантов // Вестник СГПУ, 2012. №2. С. 23.
13. Захарченко Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы // Педагогика. 2002. № 9. С. 47-53.
14. Зинченко Л. Н. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах // Дошкольное образование. 2001. № 22. С. 19.
15. Кадочникова Г. A. Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города / ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького». Челябинск, 2010. С. 97.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ