ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Сущность понятия «развитие познавательного интереса»
в современной науке 8
1.2. Особенности развития познавательного интереса детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Роль экологических проектов в развитии познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по Главе 1 30
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 31
2.1. Организация и методы исследования уровня развития
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Реализация экологического проекта по развитию познавательного
интереса детей старшего дошкольного возраста 39
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования уровня развития
познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 43
Выводы по Главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность исследования обусловлена тем, что
современные стратегические цели образования, федерального государственного образовательного стандарта дошкольной организации акцентируют внимание на формировании творческой,
самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной
деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, А. А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн).
Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский,
A. В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская,
B. C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г.М. Лямина).
В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (Е.Э. Кригер, М.И. Лисина, М.В. Марусинец, А. А. Фролов и др.).
Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.
В работах Л.С. Выготского М.И. Лисиной, Г.И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
Ориентация дошкольных учреждений на гармонизацию процесса образования и развития личности ребенка, предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков детей, их познавательной активности.
Проблема познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в педагогике и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности,
её самостоятельности и инициативности. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Особенности познавательного развития в дошкольном возрасте, изучены в работах Д.Б. Годовиковой, Е.Э. Кригер, М.И. Лисиной и др. Однако вопросы познавательного развития старших дошкольников посредствами экологических проектов в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки. Ученые утверждают, что одним из значимых факторов развития познавательного интереса является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт....
Магистерская работа посвящена теме «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста». Актуальность исследования обусловлена тем, что современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Познавательное или умственное развитие - это количественные и качественные изменения, происходящие в когнитивных характеристиках индивида со временем. Развитие познавательных интересов представляет собой динамическую систему, определяющуюся как усвоением общественного опыта в ходе деятельности ребенка, под влиянием стихийного и целенаправленного обучения, так и созреванием органической основы. Развитие познавательных интересов - многокомпонентное понятие, которое включает в себя формирование психических процессов, познавательную деятельность, формирование познавательных интересов и познавательной активности. Познавательная активность одна из важных составляющих познавательного развития. Познавательная активность определяется как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы. Именно формирование отношения к миру и выступает лейтмотивом познавательного развития детей дошкольного возраста.
Проектная деятельность имеет большое значение для развития познавательного интереса ребенка. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательного интереса ребенка. Экологические проекты направлены на создание психолого-педагогических условий для реализации творческого потенциала детей в экологически ориентированной деятельности, способствующей развитию эмоционально-чувственной сферы детей, интереса к окружающему миру.
Исследование проходило на базе ООО «Академия семьи» г. Красноярск в период с сентября 2016 г. по май 2018 г. В исследовании приняли участие 18 детей старшего дошкольного возраста. Мы выявили детей, с низким уровнем развития познавательного интереса. В процессе исследования нами разработан и реализован экологический проект с участием детей старшего дошкольного возраста, направленный на повышение уровня познавательного интереса.
В процессе проектной деятельности, наблюдая за детьми, были обнаружены существенные изменения в их познавательном развитии: формирование у детей умений решать логические речевые задачи с целью познания мира, самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы, желание и заинтересованность совместной деятельностью со сверстниками и взрослыми. Наблюдалась творческая, познавательная активность, проявлялся познавательный интерес, работоспособность, дети стали более внимательны, усидчивы, была дружеская обстановка и взаимопонимание.
В качестве положительного момента отметили то, что в процессе реализации проекта можно было наблюдать особую творческую и познавательную активность тех детей, у которых в результате диагностики был выявлен даже низкий уровень развития познавательного интереса и познавательной активности.
Следовательно, разработанный нами и реализованный экологический проект, направленный на повышение уровня развития познавательного интереса дал положительный результат и проведенную работу с полным основанием можно считать результативной.
Таким образом, цель нашей магистерской работы, заключавшаяся в изучении особенностей развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экологических проектов, достигнута, основные задачи решены.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучено понятие «развитие познавательного интереса» в современной науке, изучены особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста; раскрыта роль экологических проектов в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость результатов исследования: изучен уровень развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, разработан и реализован экологический проект с детьми старшего дошкольного возраста. Перспективным направлением может стать более углублённое исследование проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами экологических проектов, создание комплексных программ, направленных на повышение уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через специально организованную проектную деятельность по ознакомлению детей с природой, и поиск новых направлений исследовательской деятельности в данной области.
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М.: Сфера, 2011. 281 с.
2. Алябьева Е. М. Природа. Сказки и игры для детей. М.: Сфера,
2012. 65 с.
3. Асландия В. Л. Организация работы по экологическому образованию// Воспитатель ДОУ. 2015. № 9. 387 с.
4. Бережнова О.К., Тимофеева Л. Технология проектирования
образовательного процесса в дошкольной организации. Методическое пособие. М.: Цветной мир, 2014. 87 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Серия «Мастера психологии»). СПб.: Питер, 2008. 78 - 99 с.
6. Большая энциклопедия психологических тестов / Под ред. А.
Карелина. М.: Эксмо, 2009. 466 с.
7. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Волгоград: ЧП Лакоценин С.С., 2009. 132 с.
8. Борменкова Т.М. Планирование работы по познавательной
деятельности дошкольников// Воспитатель ДОУ. 2015. № 7. 243 с.
9. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. М.: Генезис, 2001. 198 с.
10. Веракса Н.Н., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 322 с.
11. Виноградова Е.Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников // Журнал прикладной психологии № 2 М., 2003. 56 с.
12. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет. // Психологическая наука и образование. № 1, М., 2004. 87 с.
13. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. М.: Айрис - Пресс, 2008. 69 с.
14. Воронкевич О.К. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методические рекомендации. СПб.: Детство-пресс, 2014. 44 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 2006. 345 с....72