ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности сенсорного развития детей в раннем возрасте 6
1.2. Развитие эталонов цвета у детей раннего возраста 18
1.3. Рисование пальчиками как средство овладения эталонами цвета 24
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭТАЛОНОВ ЦВЕТА ДЕТЬМИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ
РИСОВАНИЯ ПАЛЬЧИКАМИ 34
2.1. Диагностика уровня развития эталонов цвета у детей раннего возраста 34
2.2. Реализация методики по развитию эталонов цвета посредством
рисования пальчиками 38
2.3. Оценка результатов эффективности влияния рисования пальчиками на
развитие сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста 46
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность изучаемой проблемы определила тему выпускной квалификационной работы: «Пальчиковое рисование как средство развития сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста».
В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент для его дальнейшего развития. Именно этот период является сензитивным для формирования речевого, познавательного и сенсорного развития. На этом важном этапе ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, познавая его, прежде всего через собственные ощущения, восприятие. Исключительное значение этого периода отмечено в работах П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Ляминой и других.
Полнота и точность познания окружающего мира зависит от степени развития сенсорных функций, которые обеспечивают отражение действительности, то есть развитости ощущения и восприятия. Именно в раннем возрасте формируются и начинают развиваться сенсорные процессы. Сенсорное развитие ребенка на этом этапе является условием успешного овладения любой практической деятельностью в дальнейшем, основой познания окружающего мира.
Анализ литературы показал, что развитие восприятия в раннем возрасте зависит от освоения сенсорных эталонов и мер, под которыми понимаются системы звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, шкалы музыкальных звуков и т.д. Особенно значительна в процессе познания мира роль зрительных ощущений, предоставляющих ребенку обширную и разнообразную информацию [4; 9]. С помощью зрения человек воспринимает предметы, созерцает явления, что в дальнейшем способствует развитию мышления: умения анализировать, обобщать и выделять.
Для того чтобы повысить эффективность образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения необходимо использовать разнообразные средства и формы организации обучения, в том числе различные техники изобразительной деятельности. Среди таких средств выделяют пальчиковое рисование, способствующее развитию восприятия, моторной координации, речи и мышления. На данный момент опубликовано лишь небольшое количество исследований, рассматривающих эффективность пальчикового рисования как средства развития сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста. Это обуславливает актуальность данной работы.
Объект исследования: развитие сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста.
Предмет исследования: условия развития сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста посредством пальчикового рисования.
Цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально
проверить условия, при которых пальчиковое рисование становится средством развития сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: пальчиковое рисование будет являться эффективным средством развития сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста при следующих условиях:
• вспомогательными средствами на занятиях будут истории, литературные и музыкальные произведения, вызывающие интерес и яркие эмоции у детей, помогающие им создать запоминающийся образ;
• в ходе занятий педагог будет вербально обозначать названия цветов, фиксируя внимание на тех предметах, которые имеют отношение к обозначаемому цвету.
Задачи исследования.
1. Проанализировать особенности сенсорного развития детей в раннем возрасте, дать определение понятиям «сенсорное развитие», «сенсорное воспитание», «сенсорная культура», «сенсорные эталоны».
2. Обозначить процесс формирования сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста.
3. Изучить особенности пальчикового рисования как средства формирования сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста....
Целью выпускной квалификационной работы являлось определение эффективности влияния пальчикового рисования на развитие сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста.
Гипотезой исследования являлось предположение, что пальчиковое рисование будет являться эффективным средством развития сенсорных эталонов цвета у детей раннего возраста при следующих условиях:
• вспомогательными средствами на занятиях будут истории, литературные и музыкальные произведения, вызывающие интерес и яркие эмоции у детей, помогающие им создать запоминающийся образ;
• в ходе занятий педагог будет вербально обозначать названия цветов, фиксируя внимание на тех предметах, которые имеют отношение к обозначаемому цвету.
Гипотеза подтверждена, цель достигнута посредством решения поставленных задач.
Подводя итоги, стоит отметить, что процесс освоения окружающего мира в раннем возрасте происходит путем чувственного познания. Полнота и точность этого познания зависит от уровня сенсорного развития, которое является условием успешного овладения любой практической деятельностью, основой познания окружающего мира. Сенсорное развитие ребенка во многом связано с усвоением сенсорных эталонов и мер (цвета спектра, геометрические формы, сравнительные величины и прочее). Если ребенку предоставить возможность самостоятельно заниматься исследованием окружающего мира, то его представления будут стихийными и поверхностными, поэтому важна систематическая помощь со стороны взрослого, что является задачей сенсорного воспитания.
Ранний возраст является подготовительным этапом в формировании сенсорных эталонов. В этот период очень важно не ограничивать ребенка в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, создавая условия для нормального развития. Важно понимать, что в этом возрасте ребенок познает различные свойства предметов и явления действенным путем, ему важно смотреть, трогать, слушать, пробовать. Он наблюдает какой эффект производят его собственные действия, накапливая личный опыт. Благодаря своей вовлеченности в различные виды деятельности, дети учатся сравнивать, различать качества предметов: форму, величину, цвет, текстуру.
К концу периода раннего детства происходят значительные изменения в психическом развитии. Формирование сенсорных эталонов в этот период осуществляется в процессе различных видов осмысленной деятельности: лепка, рисование, конструирование. Все эти действия предъявляют более высокие требования к детскому восприятию, способствуя его своевременному развитию.
В качестве сенсорных эталонов цвета выступают представления о цветах спектра и их вариациях по светлоте и насыщенности. В формировании представлений о цвете педагоги выделяют ряд этапов: отождествление и идентификация предметов, обучение нахождению идентичного предмета по цвету, соотнесение цвета предмета с эталоном цвета, выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого, формирование у ребенка умения словесно обозначить цвет, обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета и обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности. К концу раннего возраста формирование эталонов цвета претерпевает значительные изменения: ребенок в этом возрасте уже различает основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), может знать их оттенки, умеет обобщать и классифицировать предметы по цвету.
Ранний возраст является подготовительным этапом в формировании сенсорных эталонов цвета. В этот период очень важно не ограничивать ребенка в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, создавая условия для нормального развития. Для этого важно создавать для ребенка насыщенную предметную среду и сопровождать его в различных видах деятельности: игровой, предметной и т.д.....
1. Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2007. 240 с.
2. Бурачевская Е.О., Скороходова Н.Ю. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие. Петрозаводск: Изд. дом ПИН, 2011. 100 с.
3. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. М.: Педагогика, 1976. 256 с.
4. Восприятие и действие: учебное пособие А.В Запорожец [и др.] / Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967. 324 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
6. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвщение, 1992. 142 с.
7. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. М.: Скрипторий, 2007. 80 с.
8. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в системе
воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью [Электронный ресурс]. М.: Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования, 2003. 48 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002651995#?page=1 (дата
обращения: 13.10.2020).
9. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Формирование восприятия у дошкольника. М.: Просвещение, 1990. 280 с.
10. Игнатович И.И., Хоняк М.Н. Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста средствами развивающей игры // Материалы III международной научной практической конференции «Педагогический опыт: теория, методика, практика» (Чебоксары, 31 июля 2015 г.) / Отв. ред. О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С. 217-219.
11. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. СПб.: Дельта, 2001. 159 с.
12. Ишмуратова Е.М. Изодеятельность как средство развития
познавательных функций у детей раннего возраста [Электронный ресурс]. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. № 73-2. С. 66-70. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15245790& (дата обращения 02.09.2020).
13. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М: Сфера, 2004. 128с.
14. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте: вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1998. 144с.
15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М: Карапуз - Дидактика, 2006. 108с....27