Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития межличностных отношений подростков с разными возможностями здоровья в досуговой деятельности 6
1.1 Сушность и содержание понятия межличностные отношения 6
1.2 Особенности развития межличностных отношений подростков с разными
возможностями здоровья
1.3 Досуговая деятельность как условие развития межличностных отношений
подростков с разными возможностями здоровья в досуговой деятельности . 20
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию межличностных отношений подростков с разными возможностями здоровья в досуговой деятельности..30
2.1 Диагностика особенностей развития межличностных отношений подростков с
разными возможностями здоровья 30
2.2. Программа развития межличностных отношений подростков с разными возможностями здоровья в досуговой деятельности 35
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложения
Актуальность темы исследования. По последним официальным данным мировой статистики в большинстве индустриально развитых стран частота нарушений интеллекта достигает 1-2 % населения, из которых подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Динамика распространения нарушений интеллекта во многих странах мира характеризуется тенденцией к увеличению, что свидетельствует о необходимости изучения особенностей включения в социальную среду данной группы людей [24, с. 147].
В этой связи особого внимания требует проблема межличностного взаимодействия нормально развивающихся детей с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Актуальность выбранной темы исследования обуславливается тем, что межличностные отношения развиваются через общение и совместную деятельность детей.
Внедрение инклюзивного образования в странах Запада, а затем и России, позволило учащимся с ОВЗ, в том числе - с нарушениями интеллекта, освоить образовательную программу. Однако качественная адаптация и социализация подростков с нарушениями интеллекта невозможна без организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками - что является одной из первоочередных задач каждого отдельного образовательного заведения.
Образовательные организации имеют оптимальные возможности для организации конструктивного взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками. Важнейшим преимуществом организаций является наличие детского общества, необходимого ребенку для того, чтобы учиться общаться в коллективе с большим разнообразием детей, в том числе, с подростками с нарушениями интеллекта. Важная роль в данном процессе отводится организации пространства и среды для реализации досуговой деятельности.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие между необходимостью организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками и недостаточным вниманием педагогов к данной работе в структуре дополнительного образования детей. Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке знаний педагогов дополнительного образования о возможностях организации деятельности, в рамках которой будет происходить развитие межличностных отношений подростков с разными стартовыми возможностями здоровья.
Объект исследования: процесс развития межличностных отношений подростков с разными возможностями здоровья в досуговой деятельности.
Предмет исследования: условия развития межличностных отношений подростков с разными возможностями здоровья в досуговой деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и реализовать условия развития межличностных отношений подростков с разными возможностями здоровья в досуговой деятельности.
Гипотеза: развитие межличностных отношений подростков с разными возможностями здоровья в досуговой деятельности станет возможным при следующих условиях:
- будет проведена диагностика межличностных отношений подростков с разными возможностями здоровья;
- разработана и апробирована программа досуговой деятельности с элементами клубной работы, проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие задачи исследования:
- провести анализ литературы по теме исследования;
- осуществить диагностику межличностных отношений подростков с разными возможностями здоровья, проанализировать и интерпретировать данные диагностики;
- разработать и апробировать программу досуговой деятельности, оценить ее эффективность.
Методы исследования:
Были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ общей и специальной педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение педагогической документации на детей, наблюдение, экспериментальные методы - констатирующий, формирующий эксперимент. В процессе исследования использовали количественный и качественный анализ данных.
В процессе исследования мы использовали следующие диагностические методики: психологическое тестирование (метод социометрии (Я. Морено), методика «Потребность в общении» Ю.М. Орлова.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Байкитская средняя школа», в исследовании приняли участие нормотипичные подростки и подростки класса комплекта, посещающие кружок «3-D моделирование» Центра развития «Точка роста».
Структура работы выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами, работа представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, списка использованных источников и приложений, содержащих пояснительный материал.
Теоретический анализ литературы и нормативных источников позволил сделать следующие выводы:
Под межличностным взаимодействием принято понимать сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой личность познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Рассмотрены компоненты взаимодействия (когнитивный, поведенческий, потребностный).
Для межличностных отношений подростков с легкой умственной отсталостью характерны недостаточная дифференцированность эмоциональных состояний, сниженная потребность во взаимодействии, неадекватность реакций, неспособность осознавать особенности своих отношений с окружающими. При сравнении с нормативно развивающимися сверстниками взаимодействие подростков с нарушениями интеллекта отличается значительно более низким уровнем эмпатии, привязанности и положительной взаимности. Подростки с нарушением интеллекта оказываются менее включенными в социальные отношения, чаще ощущают свою отчужденность, замкнуты, нуждаются в более тесном контакте со сверстниками.
Межличностные отношения подростков с разным уровнем интеллектуального развития определяются совместной деятельностью по интересам, возможностью сотрудничества с окружающими людьми - это может быть досуговая деятельность. Сущностью досуговой деятельности подростков с нарушениями интеллекта является их творческое поведение в досуговой среде, обусловленное внутренними (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешним факторами (наличием культурно - досуговой инфраструктуры, активностью родителей и педагогов в стремлении организовать свободное время подростка и т.д.). Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка с нарушением интеллекта, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации подростков с нарушениями интеллекта.
Анализ первичной диагностики большинство нормативно развивающихся подростков имеют значимый социометрический статус и высокую степень потребности в общении. У подростков с особыми возможностями здоровья преобладает незрелая эмоциональная сфера, за счет чего им свойственна низкая степень потребности в общении. Вместе с тем, они абсолютно четко выражают свои стремления к межличностному общению. Социометрический статус подростков неоднозначен, поскольку они занимаются в кружке, где коллектив не столь велик, по сравнению количеством учащихся в обычном классе.
Далее нами была разработана и апробирована программа развития межличностных отношений подростков с различными образовательными потребностями в рамках деятельности кружка «3-D моделирование» Центра развития «Точка роста». Программа состоит из трех блоков: «Программная деятельность кружка» - предполагает организацию программных занятий кружка по темам, способствующим общению подростков в коллективе и развитию их творческих и конструктивных способностей; «Проектная деятельность» - предполагает организацию общения подростков в процессе проектирования. Каждый проект создается с использованием изобразительных, творческих, художественно-эстетических образов. Он заключается в разработке моделей для разных уроков и технического, дизайнерского оснащения школы. Обязательной является совместная защита проекта, что способствует организации межличностного взаимодействия; «Социальные акции» - предполагает проведение социально-педагогических мероприятий с целью сближения учащихся кружка, с остальными учащимися школы, приобщения подростков к социальной работе учреждения и села.
Повторное исследование показало следующее: в полтора раза меньше положительных выборов, чем среднее число полученных положительных выборов одним испытуемым или отрицательных выборов в полтора раза больше, чем положительных. Учащиеся с особыми возможностями здоровья, которые на констатирующем этапе имели социометрический статус изолированных и пренебрегаемых, после проведения мероприятий по программе оказались в категории предпочитаемых. Сверстники с нормой в развитии стали больше общаться с подростками с особыми возможностями здоровья, проявляли к ним терпимость, старались вовлекать их в совместную игру и учебную деятельность. Кроме того, у 3 подростков с особыми возможностями здоровья выявлена высокая степень потребности в общении и у 2 чел. - средняя степень. Все вышесказанное указывает на эффективность мероприятий по программе.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно - правовая система КонсультантПлюс - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ - Дата доступа:
11.04.2022.
2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от
29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам» [Электронный ресурс] // Справочно -правовая система КонсультантПлюс - Режим доступа:
http ://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 15 5088/6ef84690f6a42b17df0fd2f63e0a5bf7a4b9a996/- Дата доступа: 11.04.2022.
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 157999/- Дата доступа: 11.04.2022.
4. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации / Г. А. Аванесова. М.: Аспект-Пресс, 2016. - 201 с.
5. Аверин, В.А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Аверин. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2001. - 191 с.
6. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - М.:
Просвещение, 2002. - 685 с.
7. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2018.
8. Алёхин, А.Н. Структурные компоненты феномена дружбы у подростков с нарушениями интеллекта / А.Н. Алёхин, Е.Е. Вакнин, Е.В. Змановская, А.В. Лаптева // Сибирский психологический журнал. - 2019. - № 74. - С. 139-151.
9. Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности
подростков / А. А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции ( г. Пермь, апрель 2019 г.). Пермь: Меркурий, 2015. - С. 1-3. - URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/(дата обращения: 03.04.2022).
10. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 514 с.
11. Антощук, Е.А. Развитие социального взаимодействия в среде подростков с интеллектуальными нарушениями / Е.А. Антощук, В.Н. Фомочкина // Инновационные реабилитационные технологии в системе психолого - медико - педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Сборник научных трудов. - Москва, 2021. - С. 5-8.
12. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2005. - 433 с.
13. Белявский, Б.В. Обучение детей с нарушением интеллекта социальному взаимодействию в процессе моделируемой педагогом деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / Б.В. Белявский // Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2012 - 39 с.
14. Бодалев, А.А. В мире подростка / А.А. Бодалев. - М.: Медицина, 1980. - 296 с.
15. Болдырева, Т.А. Стиль межличностных отношений как детерминирующий фактор социально-психологической адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости и с нормативным развитием в условиях совместного обучения в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2019. - Том 8. - № 1. - C. 33-57. - Режим доступа:https://psyjournals.ru/files/98455/Boldyreva.pdf- Дата доступа: 11.04.2022.
16. Бурцева, Н.О. Психологические особенности взаимодействия подростков со сверстниками / Н.О. Бурцева // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2021. - С. 185-189.
17. Быкова, Е.Б. Особенности внутренней картины дефекта подростков с легкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью / Е.Б. Быкова, А.В. Тихомирова, О.А. Кинс // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 8. - С. 47-52.
18. Власьян, Е.А. Сущность и характеристика конструктивного взаимодействия подростков / Е.А. Власьян // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - 2018. - С. 117-119.
19. Гальченко А. Б. О типологии досуговых программ и не только / А. Б. Гальченко. М.: Знание, 2017. - 320 с.
20. Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции [Текст]: / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок - М.: Теревинф, - 2005. - С. 7
21. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2001. - 504 с.
22. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994 - 210 с.
23. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема / А.Д. Жарков // Образование и общество. - 2007. - №2. - С. 12-22.
24. Завражнов, В. В. Социально-педагогические аспекты организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями / В. В. Завражнов, Г. А. Романова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017.- № 52 (186).- С. 182-185.-URL: https://moluch.ru/archive/186/47584/ (дата обращения:
15.06.2022).
25. Защиринская, О.В. Нарушение общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью: феноменология, модель, социализация: автореферат дис. ... доктора психологических наук / О.В. Защиринская // Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. - СПб., 2013. - 50 с.
26. Касаткина, Н.В. Межличностные отношения младших подростков с различным уровнем интеллекта и факторы их детерминации / Н.В. Касаткина // Научное мнение. - 2021. - № 7-8. - С. 103-110.
27. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учеб. пособие /
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2014. - 539 с
28. Козуб, М.В. Особенности проявления социального поведения у подростков с нарушением интеллекта и в норме / М.В. Козуб, А.А. Перегудова // Актуальные вопросы современной науки. Сборник статей по материалам VIII международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 147-154.
29. Кокка Ж. В. Игровые формы досуговой деятельности подростков / Ж. В. Кокка, Л. С. Лихачева // Человек в мире культуры. - 2019. - С.36-44
30. Коломенский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов // Я.Л. Коломинский - М.: АСТ, 2010. - 446 с.
31. Крысько, В.Г. Социальная психология / Крысько В.Г. - М.: Эксмо, 2010. - 688 с.
32. Кузьмина, Т.И. Феномен инаковости в самосознании подростков с лёгкой умственной отсталостью // Педагогический имидж. - 2020. - Т. 14. - № 2 (47). - С. 321-334.
33. Кузьмина Т. И. Особенности изучения и формирования личностного потенциала подростков с нарушениями интеллектуального развития. М. : Практика, 2015. 145 с.
34. Кульназарова, Г.Т. Пути формирования культуры межличностных отношений у детей с нарушениями интеллекта / Г.Т. Кульназарова // Globus. 2019. - № 13 (46). - С. 22-26.
35. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницина,
Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
36. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев - М:
«Просвещение», 2005 - 345 с.
37. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
38. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М.И. Лисина - Москва-Воронеж, 2004. - 321 с.
39. Лучиц, Е.А. Особенности формирования коммуникативных навыков у подростков с умеренной интеллектуальной недостаточностью / Е.А. Лучиц // XIV Машеровские чтения. Материалы международной научно -практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Витебск, 2020. - С. 552-554.
40. Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет / Под ред. Е.О. Смирновой. - Москва-Воронеж, 2001 - 298 с.
41. Методические рекомендации «Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями здоровья. - Ростов-на-Дону, 2011. -54 с.
42. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / А.В. Мудрик, В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. -184 с.
43. Мухина, B.C. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов / В.С. Мухина - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 455 с.
44. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев - М.: Изд-во «Ин-т практ. психол.»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995 - 324 с.
45. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблемы общей и социальной психологии / Социально -психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980.
46. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев: Лыбидь, 2000. - 312 с.
47. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология /
A. В. Петровский - М.: Психология, 2004. - 567 с.
48. Полякова, А.В. Понятие межличностного взаимодействия в социально-образовательной среде / А.В. Полякова // Проблемы педагогики. - 2017. - № 9 (32). - С. 25-26.
49. Психологические программы развития личности в подростковом возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.128с.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн гл.6. Сознание человека. - М.: Владос, 2005 - 700 с.
51. Рыбников, В.Ю. Феноменология возрастных закономерностей нарушения общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью /
B. Ю. Рыбников, О.В. Защиринская // Вестник психотерапии. - 2013. - № 47 (52). -
C. 71-85.
52. Савина Л.Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации: автореф. канд.соц наук, Савина Л.Ю., М, 2002. - 26 с.
53. Самоукова, С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - Т. 46. - С. 338-342.
54. Сенько, Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми: методические рекомендации / Т.В. Сенько. - М.: Сфера, 2001. - 96 с.
55. Скворцова, В.О. Система социальных отношений подростков с нарушением интеллекта / В.О. Скворцова // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018. - С. 277-285.
56. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». - 2-е изд., перераб, и доп. / Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.
57. Хохлова Л.П. Формирование межличностного восприятия детей и подростков. Ташкент: Фан, - 1990. - 115с.
58. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. - Минск: АСАР, 2005. - 768 с.