Организация культурно-досуговой деятельности подростков, имеющих
склонность к девиантному поведению, в условиях социально-
реабилитационного центра для несовершеннолетних
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 5
1.1 Психологические особенности старших подростков 5
1.2 Общая характеристика девиаций у подростков 14
1.3 Особенности деятельности социально-реабилитационных центров 20
Вывод по 1 главе 25
ГЛАВА 2 КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ И
ПРЕОДАЛЕНИЯ ДЕВИАЦИЙ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 27
2.1 Изучение особенностей склонных к девиации, воспитанников социально-реабилитационного
центра “Росток” 27
2.2 Разработка программы культурно-досуговой деятельности с целью профилактики и преодоления девиантного поведения у подростков, находящихся в социально
реабилитационном центре “Росток” 34
Вывод по 2 главе 41
Заключение 43
Список литературы 45
В наши дни, проблема девиаций в поведении старших подростков, является наиболее актуальной в психолого-педагогической практике. Подростковый возраст является чувствительным к негативным проявлениям, так как в данным период времени личность находится на прогрессивной стадии развития. В силу этого образуется некая неустойчивость, приводящая к проявлению различных девиаций. Статистика показывает, что 5 % процентов раскрытых уголовных дел, совершаются несовершеннолетними. Ученые современности говорят о том, что большое количество подростков, подвергающихся девиациям, ставит под сомнение эффективность современной социализации подрастающего поколения. Что по итогу показывает низкую полезность имеющейся системы воспитания. Теория Р. Мертона гласит о том, что девиантное поведение возникает в момент, когда общественные ценности не могут быть достигнут определенной частью общества. В теории социализации говориться о том, что люди склонные к девиантному поведению имели социализацию, которая проходила в условиях игнорирования отдельных элементов девиаций. Количество девиаций на сегодняшний день увеличилось, а пространство постоянно и стремительно расширяется. В связи с этим, выделяются основные факторы девиантного поведения: подростковый возраст и его нестабильность, стремительное снижение психического уровня населения и снижение качества жизни. Наиболее актуальным в данной ситуации всегда является выявление детей и подростков группы риска. Ранняя диагностика и профилактика неблагоприятных ситуаций воспитания, может способствовать более эффективной коррекции поведения подростка. Так как ранняя диагностика позволяет точно определить склонности и тенденции поведения ребенка. Что касается профилактики то, одним из методов на сегодняшний день является культурно-досуговая деятельность, которая обеспечивает развитие личностных качеств подростка, а так же способствует включение самого подростка в жизнь общества.
Актуальность: опыт работы учреждений показывает, что сферы личности подростка, к примеру интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности зачастую остаются вне целенаправленного психолого-педагогического действия на подростков, склонных к девиантному поведению. Именно это и предопределило тему моей выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: культурно-досуговая деятельность с подростками, склонными к девиантному поведению.
Предмет исследования: организация культурно-досуговой деятельности с целью профилактики и преодоления девиантного поведения.
Цель: показать возможности культурно-досуговой деятельности в профилактике и преодолении девиаций у подростков.
Задачи:
1. ) Изучить результаты психолого-педагогических исследований по
проблеме девиантного поведения.
2. ) Изучить особенности склонных к девиации, воспитанников социально
реабилитационного центра “Росток”.
3. ) Разработать и частично реализовать программу культурно-досуговой
деятельности подростков, с целью профилактики и преодоления девиантного поведения.
Методы исследования: Наблюдение, тестирование по методике СДП (склонность к девиантному поведению) авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, г. Архангельск), анализ научной литературы.
База исследования: Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Росток”.
В нашем исследовании мы рассмотрели культурно-досуговую деятельность со стороны профилактики и преодоления девиантного поведения старших подростков. В данном случае мы занимались первичной профилактикой, которая в свою очередь осуществляет устранение неблагоприятных факторов девиантного поведения, а так же повышает устойчивость к вляинию данных факторов. Цель и задачи, поставленные нами в начале исследования, были выполнены в частичном объеме, а полученные результаты свидетельствуют о довольно таки положительном влиянии культурно-досуговой деятельности на профилактику и преодоление девиантного поведения у подростков. Мы считаем что, принимать во внимание культурно-досуговую деятельность как фактор профилактики и преодоления девиантного поведения необходимо. Проводя исследования и процесс работы с подростками, мы отметили позитивную динамику и сделали вывод о том, что использование культурнодосуговой деятельности как средства профилактики и преодоления девиантного поведения, оказывает эффективное положительное влияние на различные виды девиаций, но с обязательным условием индивидуализации и учетом всех интересов подростка. К тому же культурно-досуговой деятельность может быть рассмотрена как одно из средств социализации, если целесообразно использовать принцип комплексности. В связи с этим мы выделили рекомендации и советы по организации культурно-досуговой деятельности с подростками.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 2001.
Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М., 2001.
Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 2000.
Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 2003.
Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. - Екатеринбург, 2004.
Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М., 2003.
Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. - М., 2005.
Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями: Учеб. пособие. - Саратов, 2002.
Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. - М., 2001.
Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г.К. Селевко. - М., 2005.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 2001.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 2001.
Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - М., 2005.
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М., 2000.
Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. - М., 2000.
... всего 26 источников