Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты культурно-досуговой деятельности пожилых людей 6
1.1. Содержание и сущность понятия культурно-досуговая
деятельность 6
1.2. Характеристика психолого-педагогических особенностей
пожилых людей, проживающих в стационарном учреждении 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей, проживающих в стационарном учреждении 23
2.1. Характеристика организации культурно-досуговой деятельности в
Пансионате «Красноярского центра социального обслуживания населения «Родник» 23
2.2. Разработка и реализации программы организации культурнодосуговой деятельности пожилых людей, проживающих в Пансионате «Красноярского центра социального обслуживания населения
«Родник» 29
Выводы по главе 2 41
Заключение 43
Список используемых источников 45
Приложения: 47
Приложение 1 47
Приложение 2 48
Роль досуга в жизни пожилого человека индивидуальна и зависит от психофизических возможностей, общественного положения и условий. Проживание пожилого человека в условиях стационара накладывает значительный отпечаток на его жизненный тонус, активность, психологическое настроение, изменение ценностных установок, уровень притязаний.
Попадая в стационарное учреждение, пожилой человек сталкивается со многими сложностями: с одной стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой — переход к коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку, боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивость нервно-психического состояния, служит причиной подавленного настроения, неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказывается на состоянии здоровья, и может привести к одиночеству и дезадаптации.
Как сделать жизнь пожилого человека, в условиях стационара, достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время работников социальной сферы. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те возможности существования, которые отвечают современным представлениям.
Важно вовлечь пожилых людей в интересное занятие, которое не позволило бы им сосредоточиться на своих переживаниях. Досуговый потенциал у пожилых людей значительно превосходит их досуговую наполненность.
Предназначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в стационарном учреждении. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности - чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря этому у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.
Поэтому целью данной работы является теоретическое обоснование, разработка и реализация условий организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
Объект исследования: процесс организации культурно-досуговой
деятельности пожилых людей.
Предмет исследования: условия организации культурно-досуговой
деятельности пожилых людей, проживающих в условиях стационарного учреждения
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и реализовать условия организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей, проживающих в стационарном учреждении «Родник»
Задачи:
1. проанализировать содержание и сущность понятия культурно-досуговая деятельность;
2. охарактеризовать психолого-педагогические особенности пожилых людей, проживающих в условиях стационара;
3. описать опыт работы сотрудников Пансионата «Родник» по организации досуговой деятельности пожилых людей, применяемый для социальной адаптации;
4. разработать и реализовать программу организации досуговой деятельности пожилых людей, проживающих в стационаре.
Гипотеза. Мы предполагаем, что разработанная и реализованная программа организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей, проживающих в условиях стационара, будет успешной, если:
• выявлены досуговые предпочтения пожилых людей, проживающих в условиях стационара;
• программа по организации досуга разработана с учетом предпочтений получателей социальных услуг.
Подводя итог проделанной нами работы, можем заключить, что в условиях современной жизни для системы стационарного социального обслуживания стали актуальны такие вопросы, как сделать жизнь пожилого человека, в условиях стационара, достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчуждённости, восполнить дефицит общения, удовлетворить потребности и интересы. И здесь в первую очередь встаёт проблема досуга пожилого человека, обеспечения ему таких условий, чтобы он имел все те возможности существования, которые отвечают современным представлениям.
Предназначение досуговых технологий - помочь пожилым освоить навыки общения, необходимые для адаптации в стационарном учреждении. Благодаря этому у пожилых людей улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.
Но для организации культурно-досуговой деятельности не достаточно создания материально-технических и временных условий, важно выявить досуговые предпочтения пожилых людей. В этом случае культурно-досуговые мероприятия будут востребованы получателями социальных услуг.
С целью выявления досуговых предпочтений пожилых людей, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 30 получателей социальных услуг Пансионата: 16 женщин и 14 мужчин (4 колясочники) в возрасте от 63 лет до 71 года, инвалиды II группы, полностью способны себя обслужить, социально активны.
Для выявления досуговых предпочтений пожилых людей был выбран метод анкетирования. В анкеты были включены доступные для реализации в учреждении виды досуга.
Проведенное исследование позволило заключить, что в программу организации культурно-досуговой деятельности необходимо включить:
• Просмотр кинофильма;
• Декоративно-прикладной клуб;
• Посещение культурно значимых мест города;
• Спортивные игры.
По итогам реализации программы было проведено повторное анкетирование, с целью определения удовлетворенности пожилых людей, культурно-досуговыми мероприятиями, организованными в рамках программы.
Результаты анкетирования показали, что все 30 человек удовлетворены, проведенными мероприятиями.
Высказанная в начале нашей работы гипотеза подтверждена.
В настоящее время социальную помощь пожилым людям, принявшим участие в исследовании, продолжают оказывать в Пансионате на базе центра социального обслуживания «Родник». Результаты проведенного исследования доведены до сведения руководителя Центра, и до руководителя Пансионата.
1. Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России: монография [Текст]/ Демидова Т.Е., Калабухова Г.В., Кононова Т.Б., Медведева Г.П., Семин О.В., Старовойтова Л.И., Тяпкина Т.Ю., Фирсов М.В., Щеглова А.С./ Под общей редакцией Г.П. Медведевой. - Москва: Русайнс, 2016. - 232 с.
2. Анциферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? [Текст]// Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - Москва: Академия, 2003. - С.119-126.
3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
4. Каган, М.С.Философия культуры [Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата/ М.С.Каган.— Москва: Издательство Юрайт, 2019.— 353с.
5. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник для академического бакалавриата / А. В. Каменец, И. А. Урмина, Г. В. Заярская ; под науч. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. - 185с.
6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность[Текст]: Учебник/ Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников - Москва: МГУКИ, 2004. - 539 с.
7. Клементьева М.В. Теоретико-методологический смысл понятия «ресурс развития» взрослого человека [Текст]// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 2. С. 326-336.
8. Культурно-досуговая деятельность [Текст]/ науч. ред. А. Д. Жарков, B. М. Чижиков. — Москва: МГУК, 1998. — 461 с.
9. Нагорнова, А.Ю.Теория и технология социальной работы с
пожилыми людьми [Текст]: учебное пособие для вузов/
А.Ю.Нагорнова.— 2-е изд., испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 133с.
10. Сапожникова Т.И. Социогеронтологическая характеристика пожилого возраста и старения как этапа жизненного цикла [Текст]// Учёные записки ЗабГУ. - Чита, 2009. Вып. 4. - С. 166-171.
11. Словарь - справочник социального педагога-организатора досуга детей и подростков [Текст] / Челяб. гос. ин-т искусства и культуры. Каф. теории и методики культ.- досуговой деятельности; ред.- сост.: В. С. Русанова, канд. пед. наук, проф. - Челябинск, 1998. - 72 с.
12. Стрельцов, Ю. А. Педагогика досуга [Текст]/ Ю. А.
Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова. — Москва: МГУК, 2008. — 272 с.
13. Стрижицкая О.Ю. Психология позитивного старения: условия, факторы и социальные эффекты геротрансцендентности [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол. Наук/ Ольга Юрьевна Стрижицкая; СПб гос. ун-т. - СПб., 2018. 50 с.
14. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения [Текст]/ Я. Стюарт-Гамильтон - СПб.: Питер, 2010. - 317 с.
15. Портнова А.Г. Геронтопсихологическое сопровождение когнитивного долголетия в пожилом и старческом возрасте [Текст]/ А.Г. Портнова, Д.А. Парфенова// Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. Т. 7. № 6А. С. 86-97.
... всего 20 источников