Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ И
РЕАЛИЗАИИ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
§1.1.Содержание и сущность понятия познавательная активность 7
§1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников. 18
§1.3. Характеристика проектной деятельности младших школьников. ... 21
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
§2.1. Анализ актуального уровня развития познавательной активности у младших школьников 31
§ 2.2.Опыт организации психолого-педагогической работы по повышению уровня развития познавательной активности младших школьников средствами проектной деятельности 35
§ 2.3.Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 41
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А 54
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г
Проблема развития познавательной активности школьников являются наиболее актуальными проблемами современной педагогики и психологии. Познавательная активность играет главную роль в процессе обучения. Под ее влиянием у учащихся появляются вопросы, ответы на которые они активно ищут самостоятельно. Основной задачей современной педагогики является повышения эффективности и качества учебного процесса, активизация учения школьников. Особая значимость познавательной активности состоит в том, что учение, являясь преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, которые ученик получает в готовом виде, зачастую вызывают затруднения в дальнейшем их применении в практике. Формализм, который отражается в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике, является одним из главных недостатков знаний учащихся. Долгое время одно из важнейших проблем дидактики является поиск путей, способствующих активизировать учащихся на уроке.
Вопросами развития познавательной активности занимались многие педагоги-ученые, такие как Г.И.Щукина, Т.И. Шамова, Э.А. Красновский и др.
М.Н. Кашин в своем исследовании 1950-х г.г. говорил о том, что в традиционном обучении позиция учащихся пассивна в процессе обучения. Он показал, что самостоятельная работа занимает лишь малый процент времени и состоит в основном из выполнения домашних заданий и чтения учебников.
Так же в исследованиях по проблеме познавательной активности обнаружился неприятный факт: чем старше учащиеся, тем меньше в обучении используется самостоятельная работа.
Проблема успешного обучения является актуальной для современной педагогики. Для решения задачи повышения эффективности учебного процесса требуется многообразие приемов и методов психолого-педагогической работы, перестроение содержания урока для активизации мотивации учащихся. Познавательная активность - это интерес учащегося к учебной деятельности, к приобретению знаний, к поиску новых решений поставленных задач. Становление познавательной активности зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, интересов, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес школьников к обучению является важнейшим фактором в процессе овладения ими знаниями.
Интерес к обучению способствует умению работать с усилием. Исходя их этого, одной из важных задач учителей является выявление интересов учащихся, развитие и воспитание интереса к знаниям и учебному процессу в целом. Одной из форм проявления познавательных потребностей является интерес, он направляет личность учащегося на осознание целей и задач деятельности и тем самым способствуя ориентировке в информационном пространстве, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому). Вследствие этого интерес можно рассматривать как эмоционально - познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную активность личности.
Развитие познавательной активности очень важно в младшем школьном возрасте, т.к. именно в этом возрасте учение выступает ведущим видом деятельности. Уровень развития познавательной активности, в данный возрастной период, определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.
Развитию познавательных мотивов учения способствует метод учебных проектов, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. Метод учебных проектов дает возможность учащимся самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности. Актуальность заявленной темы проекта также обусловлена тем, что проектная деятельность стимулирует интерес учеников к самостоятельному поиску знаний и обеспечивая развитие инициативы, творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. В требованиях ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования названы в числе прочих умения и навыки исследовательского поведения как совокупность ряда характеристик[35].
Целью исследования данной работы является выявление и обоснование условий развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования выступает процесс развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются организационно — педагогические условия развития познавательной активности детей младшего школьного возраста средствами проектной деятельности.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности и условия развития познавательной активности младших школьников;
3) Разработать проект, направленный на развитие познавательной активности и реализовать мероприятия проекта в практике общеобразовательных школ;
4) Проанализировать и интерпретировать результативность проекта, направленного на развитие познавательной активности младших школьников с помощью диагностики;
Гипотеза исследования: Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста будет успешным при условии включения учащихся в проектную деятельность, реализованную в малых проектных группах.
При проведении исследования использовались следующие методы:
• на теоретическом уровне: изучение литературы (реферирование), теоретический анализ, обобщение;
• на эмпирическом уровне: тестирование, анкетирование, наблюдение;
1. Анкета, направленная на изучение познавательной активности по Г.И. Щукиной
2. Методика «Конверты» по Г.И. Щукиной.
• интерпретационные методы: количественный и качественный анализ данных, методы статистической обработки данных.
В образовании все больший акцент ставится не только на развитии интеллектуальных способностей учащихся, но и на развитии их собственной познавательной и творческой активности, что получило отражение в федеральном государственном образовательном стандарте начального школьного образования [35].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы можем сказать, что:
1. Познавательная активность - это проявление всех сторон личности, младшего школьника: стремление к успеху, интерес к новому, радость познания, установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения.
2. Познавательная активность младшего школьника характеризуется следующим: он проявляет интерес к тому, что происходит в окружающей среде; устанавливает причинно-следственные связи между предметами и событиями; использует знания и опыт в различных видах деятельности в новых условиях; удовлетворяет свои интересы в деятельности, которую выбирает самостоятельно, особенно если она новая и интересная.
3. В проектной деятельности младшие школьники учатся ставить перед собой цель, определять задачи своей деятельности. В такой деятельности младшие школьники учатся планированию, самоанализу и рефлексии своей деятельности. Проектная деятельность позволяет не только применить уже полученные знания, но также подталкивает учеников к поиску новых методов достижения цели.
4. Проектная деятельность в начальной школе имеет ряд своих особенностей:
• При организации в начальной школе проектной деятельности педагогу необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.
• Исходя из этого, тематика учебных проектов подбирается по содержанию учебных предметов или близкая к ним. Проблема проекта, должна быть в области познавательных интересов учащегося, находиться в зоне ближайшего развития и обеспечивать мотивацию включения в самостоятельную работу.
• В связи с психолого-физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 неделями или сдвоенными уроками.
Нами была проведена диагностика учащихся, которая показала, что у учеников преобладает низкий и средний уровни познавательной активности
Исходя из этих особенностей, нами была разработана и апробирована программа, направленная на повышение уровня познавательной активности.
После завершения запланированного ряда мероприятий нам была проведена контрольная диагностика, которая показала, что у учащихся стал преобладать высокий и средний уровни познавательной активности.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы нами были решены следующие задачи:
Задачи:
1) Проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования;
2) изучены особенности и условия развития познавательной активности младших школьников;
3) разработан проект, направленный на развитие познавательной активности и реализованы мероприятия проекта в практике общеобразовательных школ;
4) проанализированы и интерпретированы результаты проекта, направленного на развитие познавательной активности младших школьников с помощью диагностики.
Решение этих задач позволило доказать гипотезу исследования: Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста будет успешным при условии включения учащихся в проектную деятельность, реализованную в малых проектных группах.
1. Азарьева В. В. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования. Азарьева В. В., Горленко О. А. и др. - Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», 2006.
2. Аниськина, М.С. Мотивационно-волевой аспект при обучении на
заочном отделении вуза [Текст] / М.С.Аниськина // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы VI Международной научно¬
практической конференции; Москва, РУДН, 19-20 апреля 2012 г. / науч.ред. В.И.Казаренков.- М.: РУДН, 2012.- С.408-412.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология : учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н.Князева. - М.: Логос, 2011 - 306 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская.- Ростов н/Д: изд-во Ростовского университета, 1983.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды [Текст] /Л.И. Божович.- 2-е изд. стер.- М.: Изд-во «Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 349 с.
6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям. Горький: Приокское книжное издательство. 1968. 456с.
7. Бродовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов [Текст] / З.В. Бродовская // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2006.
8. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М, Морозов. К.: НАУКОВА ДУМКА, 1989. - 528 с.
9. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К.Вилюнас.- М., 1990.
10. Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
11. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.
12. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г.Ковалев.- М.: просвещение, 1970.- 390 с.
13. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М.: просвещение, 1992.
14. Коссов, Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие [Текст] / Б.Б.Коссов.- М.: Изд-во «Академический проект», 2000.- 237 с.
15. Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. - С. 53-57.
16. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н.Леонтьев.- М. Изд-во МГУ, 1971.- 40 с.
17. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К.Маркова.- М.: Просвещение, 1983.- 127 с.
18. Маслоу, А. Мотивация и личность: 3-е изд. пер. с англ. [Текст] / Абрахам Маслоу.- СПб: Питер, 2003.- 352 с.
19. Матюшкин,А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А.М.Матюшкин // Вопросы психологии.- 1982.- № 4. - С.16-22.
20. Методические рекомендации Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003 № 2-34-20 по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы
21. Морозова, И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Штепина, И.С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 162-165.
22. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова.М.: Знание, 2009. — 246 с., с. 44
23. Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. С. 32-40.10.
24. Обухова Л.Ф.Возрастная психология [Текст] : учебник для вузов по дисциплине "Возрастная психология" / Людмила Филипповна Обухова . - М. : Юрайт: МГППУ, 2011. - 460 с.
25. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
26. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие. - М.: Просвещение. 2008. - 456 с., с.379
27. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004.].
28. Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З.А.Решетова.- М.: МГУ, 1985.-207 с.
29. Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения [Текст] / З.А.Решетова.- М.: МГУ, 1985.-207 с.
30. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 448 с., с.121
31. Савина Ф.К. Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается (Методологический семинар памяти профессора
B. С. Ильина). Вып.4. Волгоград: Перемена, 1997. С. 44 - 47.
32. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» [Текст] / Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Дону: «Феникс», 2000.- 544 с.
33. Ступницкая М.А. Материалы курса «новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» : лекции 1-4. - М.: педагогический университет «первое сентября», 2009. - 64 с.
34. Теория и практика современной педагогики: материалы
международной заочной научно-практической конференции. Часть II. - Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2011. - 181 с.
35. Федеральный государственный стандарт общего образования /
Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.:
Просвещение, 2010. - С. 350.
36. Холодная М.А.. Существует ли интеллект как психическая реальность [Текст] / М.А. Холодная // Вопросы психологии. - 1990. - №5. -
C. 121-128. 8. Школьная проектная лаборатория [Текст] / авт.-сост. Н.В.
Кашлева, Ж.В. Дмитриева, Т.В. Игнаткина. - Волгоград: Учитель, 2009. - 142с.
37. Шамова Т.А. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982.
38. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности [Текст] / Г.И. Щукина. - М : Просвещение, 1979. - 190 с.
39. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 2001. - 351 с.
40. Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника» // Д.Б.Эльконин. Избранные психологические труды. - М., 1989г.