РАЗВИТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Основы формирования правосознания учащихся
1.1. Понятие, сущность, структура правосознания учащихся 8
1.2. Проблема правового сознания учащихся 13
Глава 2. Анализ учебной и методической литературы по проблеме формирования правового сознания у школьников.
2.1. Анализ методической литературы 19
2.2. Анализ учебных материалов 26
2.3. Рекомендации 33
Заключение 40
Список источников и литературы 43
Приложение 1 47
Приложение 2
Глава 1. Основы формирования правосознания учащихся
1.1. Понятие, сущность, структура правосознания учащихся 8
1.2. Проблема правового сознания учащихся 13
Глава 2. Анализ учебной и методической литературы по проблеме формирования правового сознания у школьников.
2.1. Анализ методической литературы 19
2.2. Анализ учебных материалов 26
2.3. Рекомендации 33
Заключение 40
Список источников и литературы 43
Приложение 1 47
Приложение 2
Изучение юридических правил поведения, призванных обеспечить стабильное общество, очень значимо. Формирование гражданского общества, в результате и складывание правового государства напрямую зависит от уровня правовой культуры и правового сознания населения. Перед человеком на протяжении всей его жизни встает выбор между альтернативами своего поведения и ответственностью за него. В действительности же, существуют границы, определяющие этот выбор в лице политических, правовых и духовных сфер общества. Свободу человека определяет степень его ответственности за принятое им решение. Но у каждого она своя, и поэтому существует система норм и правил, которые ограничивает произвол побуждений человека, чтобы поддерживать и регулировать систему общественных отношений. Для человека, усвоившего правовые нормы и запреты ещё с детства, не составит труда спокойно и свободно применять их в повседневной жизни. Но к сожалению, формирование гражданского общества в России еще только в начале пути своего развития. Из этого следует и проблема формирования здорового и четкого правосознания, как одного из факторов становления этого общества.
Данную тему можно считать актуальной, современный мир, в котором знания права очень важны, постоянно меняется, и она отвечает запросам современной модели системы образования, которая в свою очередь предусматривает разветвленное и комплексное обучение учащегося. Интерес к курсу обществознания в России в настоящий момент времени возрастает, и государство заинтересовано в воспитании гражданина, имеющего активную гражданскую позицию и умеющего самостоятельно принимать решения. В связи с этим, предмету обществознания уделяется особое внимание в школьном курсе. Исходя из особенностей предмета, на уроках обществознание происходит развитие личностных качеств, предпочтений и интересов учащегося, что так же требует более детального исследования. В частности, изучение в школьном курсе раздела право отвечает за формирование правовой системы знаний, включающей в себя: государственный строй и порядок, особенности гражданского общества, перечень прав и свобод каждого гражданина в отдельности, знание нормативно-правовых актов и документов. Пренебрежение разнообразием форм, методов и педагогических приемов в ходе процессе обучения, приводит к тому, что у учащихся складывается негативное отношение к предмету. В следствии чего, у населения всё чаще и чаще наблюдается тенденция правового нигилизма. Поэтому необходимо акцентировать внимание на предмете еще в школе и совершенствовать процесс обучения за счет методический приемов.
Объектом данной работы является процесс формирования правосознания у школьников.
Предметом являются способы и метод формирования правосознания школьников подросткового возраста.
Цель моей работы заключается в выявлении проблем формирования правового сознания школьников подросткового возраста на уроках обществознания и возможностей их решения.
Для того достижения поставленной цели исследования, перед собой я поставила следующие задачи:
• Раскрыть понятие “правовое сознание” и рассмотреть его структуру;
• Проанализировать основные черты правового сознания;
• Дать характеристику основным деформированным формам
правосознания и исследовать их причины их деформации;
• Рассмотреть методы и приёмы развития правового сознания школьников подросткового возраста;
• Провести теоретический анализ учебной и методической литературы по проблеме формирования правового сознания у школьников подросткового возраста;
• Разработать мероприятие для образовательного процесса по формированию правосознания школьников подросткового возраста
В исследовательской работе мною были использованы следующие методы работы: общетеоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация), аналитические, сравнительные, а также специальные методы (аксиоматический, сравнительно-правовой, теоретический анализ юридической литературы по изучаемой проблеме).
Методологической базой для моего исследования послужили учебники школьного курса следующих изданий: «Просвещение» Под редакцией Л. Н. Боголюбова, «Русское слово» Кравченко А.И., Певцова Е.А, а так же учебники образовательной системы «Школа 2100» Данилова Д.Д., Сизова Е.В. и др. Помимо учебников, для анализа были взяты поурочные разработки и пособие для учителя под редакцией Боголюбова Л.Н., методические разработки Бахмутовой Л.С. и общеобразовательные порталы, в качестве интернет источников. Чтобы подкрепить свое исследование, я опиралась на ФГОС и Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации».
Согласно ФГОС, одним из главных принципов образования является личностный подход. Применяя его и в процессе формировании правовых знаний и представлений учащихся, я опиралась на труды Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна.
Нормативной базой для моего исследования выступили Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) от 17.12.2010 г., Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования (ФГОС ООО) от 17.05.2012 г., Профессиональный стандарт педагога (18.10.2013 г.)
Теоретическую базу исследования составили труды и работы по юридической психологии, правовой педагогике, социологии. Прежде всего это труды по исследованию теории и методологии правосознания В.К. Бабаева, А.С. Пиголкина и Н.Л.Гранат. Для раскрытия проблем деформации правового сознания, я использовала труды Кудрявцева В.Н., Ковалев С.А. и Донченко В.Р. Помимо современных авторов, я использовала работы дореволюционных российских ученых в области юриспруденции, таких как И.А.Ильин и Н.М. Коркунов, описывающие проблему формирования правосознания и его роли в обществе.
В исследовании мною были использован труд методической литературы «Теория и методика обучения праву» Е.А. Певцовой. Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами- практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционными и инновационными технологиями при изучении предмета.
Новизна данной работы, на мой взгляд, заключается в самой постановке проблемы, в ее актуальности, недостаточной степени ее изученности в юридической и педагогической науке. Трудно найти достаточное количество исследований, научных работ и статей, которые бы специализировались на теме правосознания школьников и его особенностях. Ощущается дефицит некоторых социологических исследований, которые помогли бы понять сущность процесса становления правового сознания у учащихся под влиянием родителей и школьного обучения, раскрыли бы его противоречия.
Тема правосознания хорошо изучена и теоретически освещена в трудах
И.А. Ильина, М.С. Строговича. Проблемы развития правового сознания в современный период стали предметом исследований таких авторов, как И.М.Максимова, И.А. Ковалев, О.В. Пастушенко, Т.В. Есикова, И.А. Шаповалова. Затрагиваются проблемы развития правового сознания и в официальных документах. Но проблема состоит в том, что вопросы формулирования единой стратегии развития правового сознания школьников в образовательных учреждениях не подвернуты в них специальному анализу. Однако исследовательских и научных работ, монографий и статей на тему методики преподавания именно права на уроках обществознания в школе мало. Упомянутую выше проблему описала в своей работе Е.А. Певцова. Все методические пособия больше направлены на методику обучения предмета обществознания в общем. Поэтому данная работа направлена на то, чтобы разрешить противоречие, которое заключается в том, что необходимость развивать и правильно формировать правовое сознание школьников существует, а в методические рекомендации по этому вопросы разработаны недостаточно.
Данную тему можно считать актуальной, современный мир, в котором знания права очень важны, постоянно меняется, и она отвечает запросам современной модели системы образования, которая в свою очередь предусматривает разветвленное и комплексное обучение учащегося. Интерес к курсу обществознания в России в настоящий момент времени возрастает, и государство заинтересовано в воспитании гражданина, имеющего активную гражданскую позицию и умеющего самостоятельно принимать решения. В связи с этим, предмету обществознания уделяется особое внимание в школьном курсе. Исходя из особенностей предмета, на уроках обществознание происходит развитие личностных качеств, предпочтений и интересов учащегося, что так же требует более детального исследования. В частности, изучение в школьном курсе раздела право отвечает за формирование правовой системы знаний, включающей в себя: государственный строй и порядок, особенности гражданского общества, перечень прав и свобод каждого гражданина в отдельности, знание нормативно-правовых актов и документов. Пренебрежение разнообразием форм, методов и педагогических приемов в ходе процессе обучения, приводит к тому, что у учащихся складывается негативное отношение к предмету. В следствии чего, у населения всё чаще и чаще наблюдается тенденция правового нигилизма. Поэтому необходимо акцентировать внимание на предмете еще в школе и совершенствовать процесс обучения за счет методический приемов.
Объектом данной работы является процесс формирования правосознания у школьников.
Предметом являются способы и метод формирования правосознания школьников подросткового возраста.
Цель моей работы заключается в выявлении проблем формирования правового сознания школьников подросткового возраста на уроках обществознания и возможностей их решения.
Для того достижения поставленной цели исследования, перед собой я поставила следующие задачи:
• Раскрыть понятие “правовое сознание” и рассмотреть его структуру;
• Проанализировать основные черты правового сознания;
• Дать характеристику основным деформированным формам
правосознания и исследовать их причины их деформации;
• Рассмотреть методы и приёмы развития правового сознания школьников подросткового возраста;
• Провести теоретический анализ учебной и методической литературы по проблеме формирования правового сознания у школьников подросткового возраста;
• Разработать мероприятие для образовательного процесса по формированию правосознания школьников подросткового возраста
В исследовательской работе мною были использованы следующие методы работы: общетеоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация), аналитические, сравнительные, а также специальные методы (аксиоматический, сравнительно-правовой, теоретический анализ юридической литературы по изучаемой проблеме).
Методологической базой для моего исследования послужили учебники школьного курса следующих изданий: «Просвещение» Под редакцией Л. Н. Боголюбова, «Русское слово» Кравченко А.И., Певцова Е.А, а так же учебники образовательной системы «Школа 2100» Данилова Д.Д., Сизова Е.В. и др. Помимо учебников, для анализа были взяты поурочные разработки и пособие для учителя под редакцией Боголюбова Л.Н., методические разработки Бахмутовой Л.С. и общеобразовательные порталы, в качестве интернет источников. Чтобы подкрепить свое исследование, я опиралась на ФГОС и Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации».
Согласно ФГОС, одним из главных принципов образования является личностный подход. Применяя его и в процессе формировании правовых знаний и представлений учащихся, я опиралась на труды Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна.
Нормативной базой для моего исследования выступили Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) от 17.12.2010 г., Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования (ФГОС ООО) от 17.05.2012 г., Профессиональный стандарт педагога (18.10.2013 г.)
Теоретическую базу исследования составили труды и работы по юридической психологии, правовой педагогике, социологии. Прежде всего это труды по исследованию теории и методологии правосознания В.К. Бабаева, А.С. Пиголкина и Н.Л.Гранат. Для раскрытия проблем деформации правового сознания, я использовала труды Кудрявцева В.Н., Ковалев С.А. и Донченко В.Р. Помимо современных авторов, я использовала работы дореволюционных российских ученых в области юриспруденции, таких как И.А.Ильин и Н.М. Коркунов, описывающие проблему формирования правосознания и его роли в обществе.
В исследовании мною были использован труд методической литературы «Теория и методика обучения праву» Е.А. Певцовой. Учебник посвящен теоретическим и прикладным аспектам методики обучения праву. В нем систематизирован опыт правового образования, накопленный педагогами- практиками различных регионов России. Авторы раскрывают методы, знакомят с приемами и средствами обучения праву. Особое внимание уделено роли преподавателя в повышении правовой культуры учащихся и педагогов, знакомству с традиционными и инновационными технологиями при изучении предмета.
Новизна данной работы, на мой взгляд, заключается в самой постановке проблемы, в ее актуальности, недостаточной степени ее изученности в юридической и педагогической науке. Трудно найти достаточное количество исследований, научных работ и статей, которые бы специализировались на теме правосознания школьников и его особенностях. Ощущается дефицит некоторых социологических исследований, которые помогли бы понять сущность процесса становления правового сознания у учащихся под влиянием родителей и школьного обучения, раскрыли бы его противоречия.
Тема правосознания хорошо изучена и теоретически освещена в трудах
И.А. Ильина, М.С. Строговича. Проблемы развития правового сознания в современный период стали предметом исследований таких авторов, как И.М.Максимова, И.А. Ковалев, О.В. Пастушенко, Т.В. Есикова, И.А. Шаповалова. Затрагиваются проблемы развития правового сознания и в официальных документах. Но проблема состоит в том, что вопросы формулирования единой стратегии развития правового сознания школьников в образовательных учреждениях не подвернуты в них специальному анализу. Однако исследовательских и научных работ, монографий и статей на тему методики преподавания именно права на уроках обществознания в школе мало. Упомянутую выше проблему описала в своей работе Е.А. Певцова. Все методические пособия больше направлены на методику обучения предмета обществознания в общем. Поэтому данная работа направлена на то, чтобы разрешить противоречие, которое заключается в том, что необходимость развивать и правильно формировать правовое сознание школьников существует, а в методические рекомендации по этому вопросы разработаны недостаточно.
Проанализировав понятие правового сознания и его структуру, я пришла к выводу, что правосознание — это очень сложный по компонент правовой культуры, который выполняет ряд очень важных функций. Именно от его уровня зависит поведение человека, будет ли оно правомерным или нет, зависит качество гражданского общества в государстве, и, соответственно его становление как правового и демократического.
Изучив процесс формирования правосознания и причины его деформации стало понятно, что этот процесс очень сложный и длительный, затрагивающий почти все сферы общества. На этот процесс влияет большое количество факторов: уровень культуры и социально-экономического развития общества, устройство государственной системы, структура общества. Посредством пропаганды, крепкого законодательства и высокого качества подзаконных актов в государстве формируется наше правовое сознание. В противном случаи, некачественная правовая система и плохая осведомленность граждан может привести к правовой безграмотности, безответственности, отрицанию и обесцениванию права, другими словами к деформации сознания. Самым уязвимым периодом формирования правового сознания является школьный период, так как именно тогда происходит становление личности и морально-ценностных установок. Ребенок начинает воспринимать окружающий мир, становится постепенно участником общественных отношений, в том числе и правовых и необходимо донести до него сложный юридический материал так, чтобы он смог правильно применять его в жизни.
Так же, проведенное в ходе педагогической практики мною исследование показало, что большая часть школьников подросткового возраста имеет деформации в виде правового нигилизма пассивной формы, это подтверждает тезис о том, что в период обучения в школе, есть риск того, что ребенок либо не будет понимать до конца систему права и правовых взаимоотношений, либо сформулирует неправильное представление о них.
И для того, чтобы этого не допустить, государство должно вести политику, направленную на повышение правовой культуры и правосознания своих граждан. Одну из самых главных ролей в этой политике должно выполнять правовое образование в учреждениях.
Для того, чтобы правовое образование было качественным и эффективным, должны быть подготовлены грамотные педагоги, специализирующиеся на предмете права и разработана методика, в соответствии с федеральными общеобразовательными государственными стандартами. Анализ методической литературы показал, что необходимость в разработке специальной методической системы педагогических технологий именно для правового образования мало исследована, но при этом, рекомендации и поурочных разработок вполне достаточно, как традиционных так и инновационных.
Проанализировав учебную литературу, я могу сделать следующие выводы. Ряд учебников, которые я выбрала для своего исследования, имеют как минусы так и плюсы. Учебники, которые чаще всего используются в школе, что большинство из них делают акцент лишь на объяснительном-иллюстративном методе, что дает малую результативность, а ведь от учебных материалов и зависит усвоение учащимися материала. Поэтому мною была предложена методическая разработка, которая смогла разнообразить учебный материал школьных пособий и внеклассное мероприятие в виде интеллектуально¬правовой игры, направленный на более продуктивную работу учащихся в процессе обучения и повышение правовых знаний.
После реализации этих разработок, мне кажется, учащимся будет гораздо проще и интереснее воспринимать юридический материал на уроках обществознания, относится к праву как к позитивному элементу и соответственно, правовое сознание таких школьников будет формироваться правильно, без деформаций.
Таким образом можно сказать, что задачи, поставленные мною в исследовании были решены, цель достигнута, я постаралась охватить тему и проблемы связанные с ней как можно подробнее и найти пути их решения.
Изучив процесс формирования правосознания и причины его деформации стало понятно, что этот процесс очень сложный и длительный, затрагивающий почти все сферы общества. На этот процесс влияет большое количество факторов: уровень культуры и социально-экономического развития общества, устройство государственной системы, структура общества. Посредством пропаганды, крепкого законодательства и высокого качества подзаконных актов в государстве формируется наше правовое сознание. В противном случаи, некачественная правовая система и плохая осведомленность граждан может привести к правовой безграмотности, безответственности, отрицанию и обесцениванию права, другими словами к деформации сознания. Самым уязвимым периодом формирования правового сознания является школьный период, так как именно тогда происходит становление личности и морально-ценностных установок. Ребенок начинает воспринимать окружающий мир, становится постепенно участником общественных отношений, в том числе и правовых и необходимо донести до него сложный юридический материал так, чтобы он смог правильно применять его в жизни.
Так же, проведенное в ходе педагогической практики мною исследование показало, что большая часть школьников подросткового возраста имеет деформации в виде правового нигилизма пассивной формы, это подтверждает тезис о том, что в период обучения в школе, есть риск того, что ребенок либо не будет понимать до конца систему права и правовых взаимоотношений, либо сформулирует неправильное представление о них.
И для того, чтобы этого не допустить, государство должно вести политику, направленную на повышение правовой культуры и правосознания своих граждан. Одну из самых главных ролей в этой политике должно выполнять правовое образование в учреждениях.
Для того, чтобы правовое образование было качественным и эффективным, должны быть подготовлены грамотные педагоги, специализирующиеся на предмете права и разработана методика, в соответствии с федеральными общеобразовательными государственными стандартами. Анализ методической литературы показал, что необходимость в разработке специальной методической системы педагогических технологий именно для правового образования мало исследована, но при этом, рекомендации и поурочных разработок вполне достаточно, как традиционных так и инновационных.
Проанализировав учебную литературу, я могу сделать следующие выводы. Ряд учебников, которые я выбрала для своего исследования, имеют как минусы так и плюсы. Учебники, которые чаще всего используются в школе, что большинство из них делают акцент лишь на объяснительном-иллюстративном методе, что дает малую результативность, а ведь от учебных материалов и зависит усвоение учащимися материала. Поэтому мною была предложена методическая разработка, которая смогла разнообразить учебный материал школьных пособий и внеклассное мероприятие в виде интеллектуально¬правовой игры, направленный на более продуктивную работу учащихся в процессе обучения и повышение правовых знаний.
После реализации этих разработок, мне кажется, учащимся будет гораздо проще и интереснее воспринимать юридический материал на уроках обществознания, относится к праву как к позитивному элементу и соответственно, правовое сознание таких школьников будет формироваться правильно, без деформаций.
Таким образом можно сказать, что задачи, поставленные мною в исследовании были решены, цель достигнута, я постаралась охватить тему и проблемы связанные с ней как можно подробнее и найти пути их решения.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Особенности правосознания несовершеннолетних. Методика формирования адекватных правовых представлений и оценок на уроках обществознания в школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021 - Формирование правовой культуры на уроках обществознания в 6-9 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Методика преподавания обществознания в 8 классе общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование правовой компетенции старшеклассников в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование правовой культуры старших подростков
во внеурочной деятельности в школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Формирование правовой компетенции старшеклассников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование законопослушного поведения у подростков в школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2019



