Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной ориентации и профессиональных интересов 6
1.1. Проблема выбора профессии выпускников основной школы 6
1.2. Профориентационная работа с выпускниками основной школы 9
1.3 Развитие профессиональных интересов как средство
профориентации 18
Выводы по 1 Главе 28
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию
профессиональных интересов обучающихся 29
2.1. Диагностика профессиональных интересов 30
2.2. Программа развития профессиональных интересов 39
Выводы по 2 Главе 49
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложения
Профессиональная ориентация для обучающихся - важное событие, которое является мостом к профессиональному и личностному становлению, формированию профессиональных интересов, которые влияют на решение, куда пойти учиться. Чем эффективнее профессиональная ориентация, тем больше знает обучающийся о мире профессий и в дальнейшем сопоставляет со своими интересами и навыками. Если обучающийся имеет небольшой спектр знаний в этой сфере - он, скорее всего, не будет разбираться в тонкостях выбранной наугад профессии, а тем более работать по своей специальности, поэтому необходимо понимать важность событий и организовывать их наиболее эффективно. [5]
Проблема: низкий уровень сформированности профессиональных интересов из-за неэффективной профориентации.
Можно сделать вывод, что личностный рост зависит от профессиональных интересов, т.к. они являются фактором, благодаря которому личность приобретает определенные навыки, умения, способности, тем самым развиваясь. Развиваются интеллектуальные, нравственные, трудовые стороны личности. С точки зрения учебно-воспитательного процесса, эффективное профориентирование является неотъемлемой частью становления личности всесторонне, в т.ч. - основой для формирования профессиональных интересов.
Участниками профориентационной работы являются не только воспитатели, учителя и родители, но и сами обучающиеся, в которых необходимо правильно взращивать способности и реализовывать их в высшем образовании, будущей профессии. Решение о своем пути принимает сам обучающийся, а остальные участники лишь подталкивают и помогают сохранить мотивацию и дисциплину. [15]
В данной выпускной-квалификационной работе (далее - ВКР) речь пойдет об аспектах профориентационной работы: методах ПО работы, формировании и развитии профессиональных интересов, образовательных планах, сопровождении обучающихся в аспекте формирования образа будущего. В исследовательской части будет отслеживаться, как формируются и изменяются профессиональные интересы под влиянием профориентационных мероприятий, которые также будут проведены.
Цель ВКР: выявить уровень сформированности профессиональных интересов выпускников основной школы и способствовать их развитию.
Объект ВКР: процесс развития и формирования профессиональных интересов выпускников основной школы.
Предмет ВКР: процесс формирования профессиональных интересов через профориентацию.
Гипотеза исследования: Профессиональные интересы будут развиваться, если с обучающимися обсуждают:
1. программы и профессии высшего образования;
2. профессии среднего образования и возможности индивидуального предпринимательства, дополнительного образования;
3. страхи выбора профессии.
Задачи ВКР:
- информирование о профессиях и образовательных учреждений;
- научение соотношения способностей с требованиями профессии, а именно обогащение образовательных планов, что является частью развития профессиональных интересов;
- формирование положительного отношения к профессиональному будущему, расширение кругозора.
Этапы ВКР:
• Изучение психолого-педагогической литературы по профориентации, написание теоретической части ВКР.
• Сбор информации об актуальном “Образе будущего” (методика А.К. Лукиной) и сферах профессиональных интересов с помощью методики “Карта интересов” А.Е. Голомштока.
• Анализирование полученных результатов.
• Проектирование и реализация программы профориентационных мероприятий на основе результатов методик.
• Разработка рекомендаций для обучающихся.
Методы исследования: анализ литературы, сравнительный анализ по результатам методики, использование методики “Карта интересов” А.Е. Голомштока и метода незаконченных предложений, использование методики “Образ будущего” А.К. Лукиной, сбор информации об профориентационной работе за прошлый учебный год (2020-2021 гг.), консультация, игра, беседа со специалистом.
В завершении выполненной ВКР можно сказать, что профессиональные интересы представляют собой динамичную структуру развития. Исследование показало, в какой количественной и качественной степени могут меняться сферы профессиональных интересов, позиции обучающихся, их выбор.
Профессиональные интересы не показывают точный выбор дальнейшего образования, профессии, но их планомерное развитие и конкретизация помогает обучающимся сформировать и даже скорректировать образовательные планы, представления о мире профессий, своих способностях и интересах, которые должны учитываться при выборе на пороге поступления в вуз или техникум.
Дальнейшая профессия, которую выберет обучающийся, скажется на качественном показателе развития личности, поэтому профориентационная работа занимает большую, можно сказать основную, роль в образовательном процессе.
Поставленные задачи были в полной мере выполнены, об этом можно судить по поставленной цели ВКР, которая имеет прямое отношение к исследовательской части.
Информирование о профессиях и образовательных учреждений реализовалось через программу профориентационных мероприятий, которая помогла в развитии профессиональных интересов.
Такие компоненты, как: научение соотношения способностей с требованиями профессии, а именно обогащение образовательных планов, формирование положительного отношения к профессиональному будущему, расширение кругозора, - все это реализовалось через программу мероприятий. Для событий был проведен отдельный анализ, по которому можно предположить, почему некоторые обучающиеся выбирают в ближайшем будущем остаться в школе или покинуть ее (образовательный план). Это дополнительное исследование сыграло роль в общем анализе каждого старшеклассника. Профессиональные интересы были сопоставлены с образовательными планами, на основе этого был проведен анализ истинных и поверхностных профессиональных интересов. Вышеописанное исследование и устные опросы, заметки помогли при составлении программы мероприятий по развитию профессиональных интересов.
Внедрение программы было эффективным, т.к. мероприятия построены по принципу индивидуального подхода (относительно всей фокус-группы).
По завершению реализации программы была проведена повторная диагностика, которая сыграла роль в мониторинге результатов и измерении эффективности программы. По результатам опытно-экспериментальной работы можно сказать, что она прошла успешно - профессиональные интересы приобрели умеренный порядок, как в количественном, так и в качественном соотношении.
1. Адлер А. Наука жить. / Киев: Port-Royal, 1997. С.57-62 (с сокращ.)
2. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008
3. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ.- Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М.: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 1995. - 517 с.
5. Брель О.А. Развитие профессиональных интересов старшеклассников в условиях естественно-научного образования/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Кемерово, 2002. - 18 с.
6. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. - 95 с.
7. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. — СПб.: Питер, 1998. - 219 с.
8. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1989. - 164 с.
9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia, 2004. - 301 с.
10. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк.- 2006. - 800 с.
11. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 119 с.
12. Копытов А.Д. Пути и средства формирования профессиональных интересов школьников // Вестник ТГПУ 1999. №5 (14). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/puti-i-sredstva-formirovaniya-professional nyh-interesov-shkolnikov (дата обращения: 16.01.2021).
13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
14. Максимов, В.Г. Профессиональная ориентация школьников / В.Г. Максимов. — Чебоксары: Школа, 1988. - 301 с.
15. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.
16. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков.— Киев: Рад. школа, 1980. - 143 с.
17. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. / А.В. Петровский.— М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
18. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002.
19. Пряжников, Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения/Н.С. Пряжников. - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-80 с.
20. Пряжников, Н.С. Игровые профориентационные упражнения / Н.С.
Пряжников . - М.: Издательство “Институт практической психологии”, 1997.-56 с.
21. Райгородский, Д.Я. Практикум по психодиагностике / Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2007. - 667 с.
22. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 269 с.
23. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я П. Коломинский. — СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
24. Саруханов, Э.Р. Проблемы управления профессиональной
ориентацией / Э.Р. Саруханов. — Л.: Ленинград, 1991. - 274 с.
25. Сафронова, Г.Я. Технический лицей — новая форма
профессиональной подготовки молодежи / Г.Я Сафронова, В.В. Темник // Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодежи. - 1991. - № 3 - С. 69—77.
26. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 108 с.
27.Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. - М.:
Владос-Пресс, 2001. - 96 с.
28.Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 1997. - 284 с.
29. Шавир, Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / Л.Ф. Шавир. — М.: Педагогика, 1980. - 99 с.
30. Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.