Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты профессиональной деятельности социального педагога с подростками, состоящими на внутришкольном учете 7
1.1. Подростки, состоящие на внутришкольном учете: характеристика,
личностные особенности 7
1.2. Профилактическая работа с подростками, состоящими на
внутришкольном учете 18
Выводы по 1 главе 28
Глава II. Организация социально-педагогической работы с подростками, состоящими на внутришкольном учете 29
2.1. Изучение удовлетворенности школьной жизнью подростков, состоящих
на внутришкольном учете 29
2.2. Разработка и реализация программы социально-педагогической работы
с подростками, состоящими на внутришкольном учете 32
Выводы по 2 главе 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения 55
Актуальность исследования проблемы организации социальнопедагогической работы с подростками, состоящими на внутришкольном учете, обусловлена осложнением социально-экономической ситуации в стране, изменением института семьи, деформацией морально-нравственных установок и ухудшением здоровья населения. Все эти факторы негативно отразились на воспитании подрастающего поколения, так как именно дети и подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим переменам в обществе. В многообразии современного мира возрастает число провоцирующих факторов и негативных тенденций, которые перенимает неопытное подрастающее поколение.
Особая роль в воспитании детей и подростков принадлежит образовательной организации. Роль школы в воспитании подрастающего поколения неоспоримо очень велика. После семьи, образовательная организация является важнейшим социально значимым институтом. Полноценное развитие личности ребенка сложно представить в отсутствии семьи или школы.
Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к активной жизни. В рамках образовательной организации ведется учет обучающихся, находящихся в состоянии школьной дезадаптации и требующих повышенного внимания со стороны субъектов образовательного процесса. Основаниями постановки школьников на внутришкольный учет становятся систематическая неуспеваемость, пропуски уроков, регулярные нарушения дисциплины, различные формы отклоняющегося поведения, склонность к совершению правонарушений.
Целью внутришкольного учета является ранняя профилактика школьной дезадаптации, асоциального поведения несовершеннолетних. Основными задачами внутришкольного учета являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; защита прав и законных интересов несовершеннолетних; выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении; оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении; оказание адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей.
Постановка школьников на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы. Школьники, состоящие на внутришкольном учете, испытывают сложности в обучении, социальной адаптации, у них возникают проблемы в поведении и отношениях с другими обучающимися. Сказанное обусловливает необходимость организации социально-педагогической работы с подростками, состоящими на внутришкольном учете.
Сказанное подчеркивает актуальность темы выпускной квалификационной работы, обусловливает ее теоретическую и практическую значимость.
Объект исследования: профилактическая деятельность социального педагога в школе.
Предмет исследования: организация социально-педагогической работы с подростками, состоящими на внутришкольном учете.
Цель исследования: организация социально-педагогической работы с подростками, состоящими на внутришкольном учете.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать личностные особенности подростков, состоящих на внутришкольном учете.
2. Проанализировать порядок организации социально-педагогической работы с подростками, состоящими на внутришкольном учете.
3. Изучить опыт социально-педагогической работы с подростками, состоящими на внутришкольном учете в МБОУ «СОШ № 1».
...
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Внутренний школьной учет является своеобразной мерой, применяемой к обучающимся и их семьям, требующим к себе повышенного внимания со стороны образовательной организации. Основаниями постановки школьников на внутришкольный учет становятся систематическая неуспеваемость, пропуски уроков, регулярные нарушения дисциплины, различные формы отклоняющегося поведения, склонность к совершению правонарушений.
Социально-педагогическая работа с подростками, состоящими на внутреннем школьном учете, носит профилактический характер и направлена на предупреждение асоциального поведения, девиантных проявлений у подростков. Профилактическая работа подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих асоциальное поведение, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Вторичная профилактика направлена на предупреждение формирования
отклоняющегося поведения. Третичная профилактика направлена на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса подростков.
Базой организации социально-педагогической работы с подростками, состоящими на внутреннем школьном учете, выступило МБОУ СОШ № 1. Выборка представлена учащимися 5-9 классов в количестве 10 человек в возрасте 12-15 лет. В качестве диагностического инструментария использована методика «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (А.А. Андреев). Результаты показали, что у 8 (80%) подростков диагностирована низкая степень удовлетворенности школьной жизнью. У 2 (20%) подростков диагностирована средняя степень удовлетворенности школьной жизнью. Подростков с высокой степенью удовлетворенности школьной жизнью не выявлено.
Исходя из полученных результатов, разработана программа социальнопедагогической работы с подростками, состоящими на внутреннем школьном учете. Цель программы: формирование социально-адаптивной и социальноответственной личности подростка. Программа основана на принципах: ориентированности на целевую и возрастную группу; доступности; конфиденциальности; компетентности; своевременности; гуманизма.
Программа содержит план мероприятий, в которые включены социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители. Программа содержит план работы с подростками, стоящими на внутреннем школьном учете, предусматривающий такие формы работы, как индивидуальные и групповые беседы, индивидуальные консультации, вовлечение в коллективную творческую деятельность, привлечение к участию в праздничных мероприятиях.
Результаты реализации программы: у подростков сформировалась адекватная самооценка, снизилась потребность в самоутверждении посредством демонстрации асоциального поведения; повысилось социальное самосознание статуса личности, сформировались навыки социализации; повысилась мотивация к обучению, сформировались навыки самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности; выработались позитивные жизненные ценности; повысилась ответственность за свое поведение, здоровье; сформировалась способность к планированию своего поведения и свободного времени; снизился уровень агрессии; уменьшились пропуски занятий по неуважительной причине; повысилась удовлетворенность школьной жизнью. Таким образом, программа
социально-педагогической работы с подростками, состоящими на внутреннем школьном учете, доказала свою эффективность и может быть использована в практике работы социального педагога в условиях образовательной организации.
1. Арнаутова, И.М. Системность работы социального педагога с детьми
«группы риска» в условиях общеобразовательной школы / И.М. Арнаутова // Бог. Человек. Мир : XVIII Межвузовская научная конференция. Аннотации докладов и сообщений, Санкт-Петербург, 17-18 декабря 2015 года. - Санкт-Петербург: Русская христианская
гуманитарная академия, 2016. - С. 32-33.
2. Буянова, Е.П. Актуальные направления работы социального педагога в школе / Е.П. Буянова // Вестник научных конференций. - 2020. - № 82(60). - С. 26-28.
3. Ветрова, Е.В. Причины формирования девиантного поведения / Е.В. Ветрова, А.В. Никишкин, В.М. Ветров // Государственная служба и кадры. - 2021. - № 5. - С. 197-199.
4. Гиенко, Л.Н. Инновационная деятельность социального педагога в условиях современной школы / Л.Н. Гиенко, П.С. Акимов, Е.В. Акимова // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2022. - № 3. - С. 76-79.
5. Гнидин, О.П. Психологические особенности агрессивности и ее профилактика у субъектов из различных социальных сред : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01, 19.00.07 / Гнидин Олег Павлович; [Место защиты: Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т]. - Ставрополь, 2008. - 271 с.
6. Горбачева, М.Ю. Специфика организации социокультурного процесса взаимодействия социального педагога и семьи в условиях образовательного пространства школы / М. Ю. Горбачева // Современные технологии в мировом научном пространстве : сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях, Пермь, 25 мая 2017 года. Том Часть 4. - Пермь: ООО «Аэтерна», 2017. - С. 3336.
7. Гурьянова, М.П. Программа проведения социально-педагогического исследования деятельности социальных педагогов по профилактике агрессивного поведения в образовательной среде / М.П. Гурьянова // Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. - Москва : ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», 2020. - С. 93101.
8. Гюгенбюль, А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости / А. Гюгенбюль. - Москва : Изд-во «ИОИ», 2021. - 232 с.
9. Дейнес, А.С. Деятельность социального педагога с обучающимися группы риска в условиях современной школы / А.С. Дейнес // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : Материалы X Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов (с международным участием), Барнаул, 24-25 апреля 2019 года. - Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2019. - С. 77-79.
10. Диагностика отклоняющегося поведения: учебно-методическое пособие для обучающихся факультета педагогики и психологии, направлений подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Педагогика», практикующих психологов, социальных работников / Н.А. Добровидова, М.Ю. Горохова, И.Л. Матасова, Е.Н. Устюжанинова, М.А. Шаталина. - Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2022. - 125 с.
11. Дорошенко, О.М. Актуальные вопросы воспитательной системы по профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних / О.М. Дорошенко, А.В. Пупцева // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2021. - № 3. - С. 140-147.
12. Егорова, В.Г. Воспитательно-профилактическая работа социального педагога с трудными подростками / В.Г. Егорова, А.Г. Корнилова // Социальная педагогика: интеграция теории и практики : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции кафедры социальной педагогики ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Якутск, 07 апреля 2016 года. - Якутск: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2016. - С. 6163.
13. Ефимова, Н.А. Работа современного социального педагога в средней школе / Н.А. Ефимова // EurasiaScience : Сборник статей XXXIII международной научно-практической конференции, Москва, 15 ноября 2020 года. - Москва: ООО «Актуальность.РФ», 2020. - С. 104-105.
14. Жадан, В.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы предупреждения и коррекции / В.Н. Жадан // Юридическая наука. - 2021.
• № 7. - С. 73-80.
15. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения
личности / Е.В. Змановская. - СПб.: Санкт-Петербургский
государственный институт психологии и социальной работы, 2014. - 207 с.
... всего 51 источников