Введение 3
1.Основные принципы и направления методики преподавания русского языка как иностранного 7
1.1Развитие методики преподавания русского языка как иностранного 7
1.2. Этапы развития методики преподавания русского языка как иностранного.... 10
1.3Специфика словарной работы при изучении РКИ 20
2.Практическое использование материалов по теме «Учеба» на занятияхпо РКИ 26
2.1 .Выбор учебных материалов по теме «Учеба» 26
2.2. Методические разработки учебных занятий по теме «Учеба» 29
2.2.1. Занятие по лексике 29
2.2.2. Занятие по аудированию 32
2.2.3. Занятие по чтению 36
2.2.4. Занятие по письму 40
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 1 50
Приложение 2 53
Каждый язык, описанный в лингвистике как языковая система, становясь объектом изучения в методических целях, подвергается методическому осмыслению. Особенность учебного предмета «иностранный язык» (русский) заключается в том, что в отличие от большинства учебных дисциплин, которые нацелены на усвоение научных знаний, тех или иных явлений, тех или иных законов, управляющих этими явлениями, иностранный язык как учебный предмет не имеет в сфере своих интересов научное знание языка и тем более науку о языке [Балыхина 2018: 14].
В настоящее время русский язык как иностранный широко распространен в более чем 90 странах и территориях мира. Изучение русского языка отличается от овладения родным языком. Родной язык приобретается учащимся бессознательно и естественно в раннем возрасте, и для учащегося это, прежде всего, средство, с помощью которого ребенок приобретает социальный опыт, прежде чем он станет средством выражения своих личных мыслей. В отличие от других общеобразовательных и узкоспециализированных предметов, овладение русским языком не приводит к приобретению реалистичных и непосредственных знаний. Что также отличает русский язык от других предметов, так это бесконечный характер изучения русского языка.
Поскольку преподавание русского языка как иностранного продолжает развиваться и совершенствоваться, в последние годы и в России, и в Китае наблюдается энтузиазм в изучении самой педагогики, ее становления и исторического развития, что положительно сказывается на улучшении преподавания русского языка во всем мире. Поэтому в рамках культурных аспектов языка преподаватели РКИ должны помочь своим ученикам соединить различные картины мира, понять и принять образы, изображенные в этой картине
"Запоминание лексики" должно быть неотъемлемой и постоянной частью любого процесса изучения языка. И это, кажется, одно из волшебных слов изучения языка, не говоря уже о русских словах снова! Многие студенты жалуются на то, что не могут запомнить лексику, что приводит к неспособности открыть рот и нарастающей трудности в обучении, поэтому в рамках лексического аспекта студентам помогают улучшить память на русскую лексику.
Для этого на занятиях по РКИ для изучения берутся темы, которые важны для общения, коммуникации, жизни и понимания правил жизни в России. Это такие темы, как «Знакомство», «Город», «Работа», «Здоровье» и другие. Эти темы изучаются и на начальном и на продвинутом уровне обучения. Безусловно, одной из важных тем в ходе изучения русского языка является тема «Учеба». Эта тема представлена в разных учебных пособиях и на разных уровнях обучения....
Каждый человек, рождаясь в определенной языковой среде, неизбежно впитывает в себя особенности определенной культуры и становится частью этой культуры, а также неосознанно становится сторонником определенной языковой картины мира.
.Преподавание русского языка как иностранного - это длительный и трудоемкий процесс. По этой причине ученые полагаются на традиционные методы в преподавании русского языка и постоянно ищут новые методы и приемы
В ходе написания работы мы познакомились с учебными пособиями и работами таких российских ученых-методистов, как Ковалёва А.В.Пассов Е.И.БондаренкоА. Ю.. Пассов и другие. Кроме того, нами была проанализирована современная китайская научно-методическая литература в области преподавания русского языка.
В настоящее время существует множество пособий и учебников по русскому языку как иностранному - по фонетике, лексике, грамматике, аудированию и говорению.
В нашей работы мы попытались разработать комплексные задания по одной теме, но представленные в преподавании разных аспектов языка и формировании речевой деятельности. Для достижения данной цели была выбрана актуальная для коммуникативной деятельности тема - «Учеба».
На эту тему есть множество материалов в образовании, художественной литературе и новостях. Поэтому из огромного количества доступного материала было отобрано интересное и актуальное содержание для группового обучения с китайскими студентами. Затем эти материалы были распространены на все аспекты изучения языка, и на их основе была разработана грамматика с упражнениями и заданиями для коммуникативного курса.
Основное внимание в курсе уделяется основам. Основное внимание в курсе уделяется общению между преподавателем и студентами.
В ходе уроков было видно, что языковые навыки студентов по теме «Учеба» улучшились. Студенты получили новые знания, навыки и приемы, которые важны для иностранных студентов в России, а наши методы обучения будут полезны китайским студентам в их будущем преподавании русского языка.
1. Азарина Л.Е. Игры на уроках РКИ // Вестник ЦМО МГУ 2009. № 3. С. 102-109.
2. Аркадьева Э.В. Лексика в практическом курсе русского языка /
3. В. Аркадьева. Г.В. Горбаневская, Н.Д. Кирсанова // Живая методика: для преподавателя русского языка как иностранного. М.: Рус. язык. Курсы, 2005. С. 180-246.
3. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рус. Яз. Курсы, 2002.-256 с.
4. Балыхина Т. М. О системности русской лексики и о системе обучения лексике // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: учеб. моногр. / под общ. ред. С. А. Хаврониной, Т. М. Балыхиной. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 150-162.
5. Бондаренко А. Ю. , ИевлеваЗ. Н. Изисториимето — дики: прямой метод в обучении РКИ [ J ] . II i Русский язык за рубежоим) . 2004, №3. с. 58 — 65.
6. Балыхина Т. М. О системности русской лексики и о системе обучения лексике // Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: учеб. моногр. / под общ. ред. С. А. Хаврониной, Т М. Балыхиной. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 150-162.
7. Иевлева З. Н. Этап зарождения методики. Вкн. : История преподавания русского языка как иностранного в очерках и извлечениях /Ред. -составительА. Н. Щукин [М]. М. , Филоматис, 2 0 0 5.
8. Капитонова?. И. , МосковкинЛ. В. , ЩукинА. Н. Методы итехнологии обучения русскому языку какиностранному/ Под. ред. А. Н. Щукина [М] . М. , Русский язык. 2 0 0.
9. Ковалёва А.В. Этапы работы с лексикой при обучении РКИ // Вестник ВГУ Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. №2. С. 231-233.
10. Капитонова Т.И., Москвин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006.245 с.
11. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому как иностранному: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 78 с.
12. Китайгородская Г . М . Методические основы интесивного обучения иностранным языкам [М] . М. , МГУ, 1 9 8 6.
13. Костомаров В. Г. МитрофановаО. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам [ М ] . М . , Русский язык, 1 9 7 3.
14. Книга для студентов Восточного университета "Русский язык (новое издание)".6 / под редакцией Ши Тицяна; под редакцией Лю Сумэя в отдельном томе; под редакцией Института русского языка Пекинского университета иностранных языков. 2-е изд. -- Пекин: Издание по преподаванию иностранных языков и научным исследованиям 2010.2.
15. Московкин Л. В. К истокам преподавания русского языка как иностранного в России: первая половина XVIII века [А]. / / Материалы международного симпозиума "Три века обучения русскому языку в Китае" [C], Шанхайское издательство по обучению иностранным языкам, 2009, стр. 8-12...34