Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №149146

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОМУ ПИСЬМЕННОМУ
ВЫСКАЗЫВАНИЮ
1.1. Устная и письменная речь как средство обучения 6
1.2. Особенности связной письменной речи у младших школьников... 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.1. Организация, задачи и содержание исследования 20
2.2. Результаты экспериментального исследования 26
ГЛАВА III. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Организация эксперимента 31
3.2. Система коррекционной работы 32
3.3. Контрольный эксперимент 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма. Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, она изменила самого человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению. В то же время устная и письменная речь составляют неразрывное единство, взаимозависят друг от друга.
Умение связно передавать свои мысли - один из главных показателей владения языком. Это умение выражается в сохранении предмета высказывания, в единстве смыслового содержания, в соблюдении законов построении предложений, в правильном использовании языковых средств для их связи. Т.А. Ладыженская, отмечая, что связная речь - сложное явление, подход к которому возможен с разных сторон, справедливо соотносит показатели уровня развития связной речи в первую очередь со степенью проявления в высказываниях умений отразить «содержательную» сторону: раскрыть тему, основную мысль, собрать материал и
систематизировать его, правильно реализовать в своих высказываниях.
Затруднения в построении конструкции связной монологической речи, несформированность умений последовательно и достаточно полно излагать свои мысли характерны для речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Проблема нарушения связной письменной и устной речи детей с отклонениями в развитии является одной из наиболее актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащихся.
Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы. Наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Целью исследования является выявление особенностей нарушения связной письменной речи и определение наиболее эффективных путей коррекционного обучения.
Объект исследования: связная письменная речь учащихся младших классов.
Предмет исследования: средства и способы преодоления нарушений связной письменной речи у учащихся.
В основу была положена гипотеза: работа над развитием связной письменной речи учащихся младших классов будет успешной, если она является частью целостного педагогического процесса, и будет сочетаться с работой над развитием связной устной речи.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект проблемы исследования связной речи детей с использованием данных лингвистики, психологии, психолингвистики и коррекционной педагогики;
2. Используя экспериментально-психологические и педагогические методы исследования, изучить типологию ошибок, выявленных в работах учащихся и определить причины затруднений в овладении связной письменной речью;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Хорошо известно, что младший школьник с большим трудом осваивает составление связных высказываний.
К началу школьного обучения уровень сформированное™ лексико­грамматических средств языка у них значительно отстает от нормы. Самостоятельная связная контекстная речь у младших школьников остается несовершенной: отмечаются затруднения в программировании
высказываний, в отборе материала, нарушения связности и последовательности изложения. Это создает дополнительные трудности в процессе обучения.
К недочетам, свойственным речи этих учащихся подключаются речевые ошибки, характерные вообще для речи школьников, в том числе и с нормальным развитием. К таким ошибкам многие методисты относят не только произносительные, лексические, грамматические, стилистические недочеты, но и неумение составить связное высказывание в соответствии с заданной темой и основным замыслом.
Целью исследования было выявление нарушений связной письменной речи у учащихся младших классов и определение наиболее эффективных путей коррекционного обучения.
В ходе исследования были выявлены ошибки связной письменной речи сходные с ошибками связной устной речи. В составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе отмечалось бедность и однообразие употребляемых языковых средств, что отмечено и в самостоятельных письменных работах. Выраженная тенденция к фрагментарности, перечислению деталей и событий прослеживается как в устной монологической, так и в письменной. Не всегда предложения и части текста содержат законченную мысль. Трудности, связанные с составлением предложении и ошибки на согласование и управление встречаются и в устной и в письменной речи учащихся. Все это свидетельствует о том, что нарушение связной письменной речи связано с недоразвитием устной монологической речи. К указанным ошибкам в самостоятельной письменной речи добавляются ошибки дисграфического и орфографического характера.
Целенаправленное формирование связной письменной речи у учащихся младших классов имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы. Конечный результат обучения связной речи определяется умением правильно и адекватно воспринимая и используя языковые единицы всех уровней, получить или передать логически последовательно информацию, как в устной, так и в письменной форме.
Целью обучения является формирование навыков планирования высказываний, обучение детей построению связных монологических высказываний.
Коррекционная работа по развитию связной письменной речи, описанная в третьей главе, состоит из 6 направлений. По окончании обучения нами было проведено повторное исследование связной письменной речи детей.
При повторном исследовании отмечалось, что у детей сформировались представления об основных принципах построения связного сообщения. Учащиеся испытывают трудности в использовании связной письменной речи даже после коррекционного обучения, но уже в менее выраженной степени. Дети овладели языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развернутых высказываний. Это свидетельствует об эффективности предложенной нами методики развития связной письменной речи учащихся младших классов. Систематичность, сочетание работы над развитием связной письменной речи с развитием устной речи позволили достичь соответствующих результатов, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Таким образом, работа над связной письменной речью должна носить систематический, последовательный и целенаправленный характер; она
должна помочь учащимся расширить свой словарный запас, усвоить синтаксические конструкции, сформировать способность к
самостоятельному варьированию и комбинированию языкового материала в зависимости от содержания, создать возможность логически связно и последовательно продуцировать требуемый текст.....


1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников в 3-х частях. Предложение. Текст: Пособие для логопеда под ред. Лалаевой. / Н.Г.Андреева. - М.: Владос, 2008. - 302 с.
2. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития / И.М. Бгажнокова.- М.: Владос, 2007. - 216 с.
3. Бекишева, З.И. Коррекция письменной речи у школьников / З.И, Бекишева. - М.: Феникс, 2009. - 318 с.
4. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. / Б.С. Бондаренко. - М.: Владос, 2009. - 268 с.
5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова,
М.С. Певзнер. [Электронный ресурс]. - URL: М.:
http:ZZpedlib.ru/Books/6Z0192/6 0192-1. shtml
6. Выготский, Л.С. Избранные психологические сочинения
[Электронный ресурс]. -
https://bookap.info/book/vvgotskiv izbrannve psihologicheskie issledovaniya m yshlenie i rech problemy psihologicheskogo razvitiya rebenka/load/pdf.shtm
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-пресс, 2007. - 472 с.
8. Гиль, Н.Н. Тексты для изложений 3 класса / Н.Н. Гиль. - М., 2011. - 6 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: Аркти, 2002. - 314 с.
10. Грановская, P.M. Элементы практической психологии
[Электронный ресурс]. -
https://bookap.info/praktik/granovskaya elementy prakticheskoy psihologii/
11. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. - М.:
Академкнига, 2002. - 213 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов / Л.Н. Ефименко. - М.: Владос, 1991. - 224 с.
13. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений / А.Г. Зикеев. - М.: Академия, 2000. - 218 с.
14. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1984. - 210 с.
15. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции / Д.Н. Исаев. - СПб.: ППМИ, 2003. - 325 с....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ