Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения бинарных оппозиций 6
1.1. Бинарная оппозиция как понятие 6
1.2. Бинарные оппозиции как структурная основа мифа 10
1.3. Бинарная оппозиция как аналитический инструмент 14
Глава 2. Теоретические основы жанра записок 19
2.1. Из истории создания «Записок врача» 19
2.2. Особенности жанра записок в произведении В.В. Вересаева 22
Глава 3. Система бинарных оппозиций в повести «Записки врача» 27
3.1. Оппозиция «жизнь - смерть» 27
3.2. Оппозиция «здоровье - болезнь» 30
3.3. Оппозиция «теория - практика» 32
3.4. Оппозиция «природа - культура» 35
3.5. Ведущая оппозиция «врач - общество» 38
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Приложение 1. План-конспект занятия на тему «Нравственный выбор врача в повести В.В. Вересаева “Записки врача”» 48
Бинарные оппозиции, роль которых была осознана в XX веке, имеют широкий спектр применения: они употребляются в диапазоне от стихотворной рифмы до биологических ритмов дня и ночи, а также культурных ритмов. По мнению многих ученых мирового класса, таких как Нильс Бор, Вернер Гейзенберг, Ю.М. Лотман, бинарные оппозиции, носящие универсальный характер, лежат в основе любой картины мира - как архаичной, так и современной.
В современной гуманитарной науке достаточно распространенной является мысль о том, что под бинарной оппозицией понимается универсальное средство познания мира, восходящее своими корнями еще к первобытному строю общества. Важность принципа бинарности при восприятии мира отмечают многие исследователи, полагая, что уже первобытный человек стремился упорядочить окружающий его мир при помощи множества бинарных оппозиций: жизнь - смерть, день - ночь, солнце - луна, огонь - вода, верх - низ, свой - чужой, правое - левое, мужчина - женщина и т.п.
В том числе в литературоведении широко используется концепция «бинарная оппозиция» для анализа художественных явлений, которые содержат в себе внутреннее противоречие. Структурные противопоставления, созданные писателем в произведении, превращаются из универсального инструмента отражения бытия в эстетический код произведения, придавая художественному пространству особую смысловую глубину через использование контрастных пар. Изучение дихотомического принципа организации художественного пространства позволяет лучше понять мировоззренческую стратегию личностного повествования.
Актуальность нашей работы обусловлена двумя факторами. Во- первых, пристальным вниманием к изучению бинарности и связанным с ним
тенденциям, сложившимся в культуре ХХ-ХХ1 вв. Во-вторых,
недостаточной степенью изученности творчества В.В. Вересаева.
Кроме того, в науке не представлено комплексного исследования специфики использования бинарных оппозиций в творчестве Вересаева, с чем и связана новизна представленного исследования.
Объект исследования - бинарные оппозиции, конструируемые В.В. Вересаевым в повести «Записки врача».
Предмет исследования - специфика использования автором бинарных оппозиций как средства, способствующего раскрытию противоречивости сущности бытия на примере судьбы героя-врача.
Целью работы является выявление бинарных оппозиций и исследование особенностей их функционирования в повести В.В. Вересаева «Записки врача».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. уточнить границы понятия «бинарная оппозиция»;
2. исследовать основные бинарные оппозиции, реализованные в структуре повести;
3. рассмотреть особенности их функционирования в тексте «Записок врача».
Теоретическую базу исследования в области изучения бинарных оппозиций составили труды по структурной антропологии К. Леви-Стросса, структурно-семиотические исследования Ю.М. Лотмана, исследования А.М. Золотарева, В.В. Иванова, Е.М. Мелетинского, Н.В. Соловьева, И.Н. Сухих, С.В. Масловой, М.С. Уварова, а также работы, посвященные изучению творчества В.В. Вересаева.
В работе использованы структурно-семиотический, сравнительносопоставительный и историко-культурный методы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования филологами, педагогами -
практиками при проведении лекций, семинаров, занятий литературоведческой и культурологической направленности, в спецкурсах, посвященных творчеству В.В. Вересаева, а также в дальнейших теоретических изысканиях в области исследования бинарных оппозиций. Возможно использование результатов работы в педагогической практике школьного учителя на уроках литературы для расширения представлений о развитии литературных жанров в отечественной литературе XX века, а также в эдиционной практике.
Структура работы включает Введение, три главы, заключение, список используемой литературы, состоящий из 37 позиций, а также приложение, представляющее собой план-конспект занятия в рамках внеклассного чтения.
В результате исследования бинарных оппозиций в повести В.В. Вересаева «Записки врача» было показано, что эта тема имеет глубокий философский и социальный смысл, который оказывает влияние на восприятие текста. Автор повести реализует различные бинарные оппозиции, такие как «жизнь - смерть», «здоровье - болезнь», «теория - практика», «природа - культура» и «врач - общество», чтобы привлечь внимание читателя к проблемам, имеющим важное значение не только для врача или отдельно взятой мыслящей личности, но и для общества в целом.
Факт использования врачом-повествователем в произведении своего голоса оказывает влияние на функции бинарных оппозиций, что в свою очередь отражается на характере и способах их взаимодействия в тексте.
Так, в бинарных оппозициях «жизнь - смерть» и «здоровье - болезнь» в контексте повествования практически полностью стирается граница между двумя понятиями оппозиции, что не совсем естественно для этих оппозиций как таковых. Именно в контексте повествования героя-врача подчеркивается отсутствие явного противопоставления этих понятий, а каждый из элементов оппозиций описывается как нечто близкое, граничащее друг с другом.
Несколько иной характер, отличный от всех других бинарных оппозиций, представленных в нашем исследовании, имеет оппозиционная пара «теория - практика». В ней оба понятия явно противопоставляются друг другу по причине того, что несовершенство медицинской науки в данный период времени заставляет героя-повествователя сталкиваться в своей врачебной практике с такими проблемами, для решения которых несовершенная теоретическая наука вовсе не в состоянии дать верные и хоть сколько-нибудь определенные советы.
Схожим образом построена и бинарная оппозиция «природа - культура», но специфика этой пары членов заключается уже не в столь явном их противопоставлении. Хотя природа и противостоит культуре, она в повести не идеализируется. Наоборот, В.В. Вересаев подчеркивает в той же мере несовершенство природы, что и несовершенство культуры, вредящие здоровью человека.
Ключевой для раскрытия плана идей повести «Записки врача» является бинарная оппозиция «врач - общество». Определяющим признаком функционирования этой оппозиции является, несмотря на включенность одного компонента в другой, заметная противопоставленность их друг другу с последующей попыткой автора прийти к разрешению существующего конфликта между ними. Именно посредством включения данной оппозиции в текст В.В. Вересаев эксплицирует проблему предвзятого отношения общества к врачам.
Для В.В. Вересаева как писателя и как врача было очень важно обратиться с помощью своего произведения к одним из самых волнующих и требующих скорейшего разрешения проблем, связанных с вопросами отношения врача и общества. По той причине, что развитие медицинской науки, отношения врача и медицины, врача и общества не замыкаются друг на друге, а естественным образом связаны между собой в каждом хоть сколько-нибудь развитом обществе, автором подчеркивается эта взаимосвязь и на уровне бинарных оппозиций, конструируемых в произведении. Это подтверждается и размышлениями героя-повествователя, которыми завершаются «Записки» - врачи и общество не есть что -то раздельное, несвязанное; врачи - это значимая часть общества, помогающая справиться другим членам общества с его бесконечными страданиями - как телесными, так душевными. В силу многих причин, на которые указывал писатель в «Записках», единственный возможный выход из такого положения - сознание того, что врачи являются лишь небольшой частью огромного социального целого, что исключительно лишь в судьбе и успехах этого целого они могут видеть и свою личную судьбу и успех.
В результате проведенного исследования нам удалось определить основные бинарные оппозиции, конструируемые автором в повести и выявить особенности их функционирования в тексте. Результаты исследования позволяют лучше понять проблематику и особенности произведения, а также создают предпосылки для дальнейшего изучения данной темы в контексте творчества писателя....
1. Агова Р.А. Бинарные оппозиции в лингвокультурологическом сознании // Молодой ученый. 2022. № 11 (406). С. 73-75.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. 608 с.
3. Бакулина А.В. Принцип двоичности в природе и культуре // Вестник ВятГУ. 2008. № 2. C. 170-172
4. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Иностранная литература, 1961. 394 с.
5. Блохина Н.Н., Калягин А.Н. В. Вересаев: размышления врача - философа о противоречиях и императивах медицинской профессии (к 60- летию со дня смерти). Сибирский медицинский журнал. 2006. № 1. С. 107109.
6. Бородина М.А. Ранняя проза В.В. Вересаева в литературном контексте журнала «Мир божий»: дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2008. 202 с.
7. Вересаев В.В. Записки врача. Повесть. Красноярск: Кн. изд-во, 1985. 224 с.
8. Вересаев В.В. Воспоминания. М.: Правда, 1982. 544 с.
9. Вересаев В.В. Что нужно для того, чтобы быть писателем? Лекции для литературной студии // Вересаев В.В. Собрание сочинений: В 4 томах. М.: Правда, 1990. Т. 1. 560 с.
10. Верстин И.С. Первобытное мышление и концепция бинарных оппозиций А.М. Золотарева // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2013. № 6 (60). С. 55-62.
11. Гудкова К.В. К вопросу об антонимических и бинарных оппозициях // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2012. № 3. С. 68-71.
12. Гуськов Н.А. К вопросу о природе конфликта романа К. А. Федина «Города и годы» // Из истории русской литературы XX века: Сборник статей и публикаций. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2003. С. 112-138.
13. Дубинец З.А. Концепт «болезнь» в русской языковой картине мира // Филология и человек. 2018. № 3. С. 39-49
14. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. М.: Наука, 1964. 328 с.
15. Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. радио, 1978. 184 с....37