Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СУВЕРЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Работа №149121

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ
НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ РАБОТНИКОВ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 7
1.1 Психические состояния работников социальной сферы 7
1.2 Факторы, определяющие психические состояния работников
социальной сферы 11
1.3 Психологическая суверенность личности как предмет
психологического исследования 17
Выводы по Главе 1 26
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕГАТИВНЫХ
ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ. 29
2.1. Анализ взаимосвязи психологической суверенности и психических состояний социальных работников 29
2.2 Характеристика программы профилактики 41
2.3 Содержание и реализация проекта 45
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Актуальность
Социальная работа направлена на оказание помощи людям, нуждающимся в дополнительной помощи, которым сложно самостоятельно решить свои жизненные проблемы. Сталкиваясь с трудными ситуациями других людей, осуществляя длительное и напряженное общение с другими людьми, повышенной эмоциональной нагрузкой, социальные работники подвержены профессиональным рискам, приводящим к негативным психическим состояниям, снижению настроения, отчуждением от работы, что может приводить к профессиональным деформациям и эмоциональному выгоранию. Возникающие негативные психические состояния оказывают влияние на осуществление деятельности, на удовлетворенность работой, что становится причиной ухода из профессии. Профилактика негативных состояний является актуальной проблемой для сохранения профессионального, психологического здоровья социальных работников.
Разработка профилактики негативных состояний связана с развитием определенных личностных качеств. В работах рассматриваются различные качества личности, развитие которых позволит преодолеть риски, связанные с негативными эмоциональными переживаниями, состояниями: коммуникативные навыки (О.А. Колосова, К.А. Ремизова), навыки саморегуляции (Е.Б. Кулева), способность к рефлексии, профессиональных навыков построения доверительных отношений с клиентами (Н.М.Беленко), жизнестойкостью (Е.С. Агапитова, Н.А.Левина), формированием продуктивных копинг-стратегий (Е.С. Асмаковец, Е.С. Кузоватова).
Р.А. Сурвила рассматривает в качестве основания психологического здоровья психологическую суверенность, П.Ю. Удачиной, К.Б. Борисовой показана связь психологической суверенности и удовлетворенности жизнью.
В связи с чем психологическая суверенность может быть рассмотрено как важное условие профилактики негативных психических состояний.
Разработка проблемы психологической суверенности в отечественной психологии была сделана С.К. Нартовой-Бочавер. Исследования психологической суверенности связаны в большей степени с проблемой развития личности, в меньшей степени рассматриваются вопросы влияния профессии на психологическую суверенность, в основном, исследования психологической суверенности педагогов, спортсменов.
Тем не менее, психологическая суверенность в помогающих профессиях может выступать личностным ресурсом, поддерживающим психологическое здоровье через переживание причастности, автономность, самореализации социального работника.
Цель работы - разработать программу снижения негативных психических состояний социальных работников на основе повышения психологической суверенности.
Объект: психические состояния социальных работников.
Предмет: профилактика негативных психических состояний путем повышения психологической суверенности социальных работников.
Проектная идея:
Развитие психологической суверенности социальных работников, связанное с повышением автономности, переживанием большего контроля собственной активности, возможности изменять условия реализации задач, самореализовываться позволит снизить негативные психические состояния в деятельности работников социальной сферы.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть на основе анализа теоретических источников проблему психических состояний, условий и факторов их определяющих.
2. Изучить представления о психологической суверенности личности и ее роли в отношении к деятельности.
3. Определить ведущие психические состояния работников социальной сферы и их связь с психологической суверенностью.
4. Разработать программу профилактики негативных психических состояний через повышение психологической суверенности социальных работников.
Методологические и теоретические основания:
Субъектно-средовой подход (С.К. Нартова-Бочавер, М. Черноушек, З.И. Рябикина), системный подход (Б.Ф. Ломов, П.К. Анохин, В.А. Ганзен и др.). Принцип активности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), принцип детерминации (Л.И. Анциферова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Теоретическими основаниями выступила концепция психологической суверенности С.К. Нартова-Бочавер, положения теории психических состояний (Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров, Л.В. Куликов).
Для решения поставленных задач были использованы методы и методики:
1. Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научных исследований.
2. Эмпирические: опросные методы («Суверенность психологического пространства» С.К. Нартова-Бочавер, Шкала нервно-психического напряжения Т.А. Немчина, «Психические состояния» А.О. Прохоров).
3. Обработка эмпирических данных: корреляционный (анализ критерий Спирмена).
Этапы работы:
1. Аналитический этап (сентябрь - декабрь 2018 г.): сбор и изучение теоретических положений, выделение базовых положений проведения работы.
2. Предпроектное исследование (февраль - март 2019 г.): сбор эмпирических данных о выраженных психических состояний и психологической суверенности сотрудников социальной сферы одного из центров социальной помощи населения (количество участников: 25 человек, в возрасте от 22 до 50 лет, среди них 3 мужчин, 22 женщины), анализа полученных результатов....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ научной литературы позволил определить психическое состояние как явление, обусловленное воздействием различных факторов и характеризующееся относительной продолжительностью во времени. Данное явление связано с психическими процессами и свойствами: с одной стороны, они находят обусловливают психические состояния, с другой, они определяются этими состояниями. Выделяют несколько факторов, определяющих психические состояния: потребности, желания и стремления человека, возможности человека и условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и понимание текущей ситуации).
Психические состояния описываются как полярные, т.е. имеющие некоторый континуум выражения, разные полюса. По отражению оценки, отношения человека к определенным событиям и явлениям выделяют положительные и негативные психические состояния.
Положительные состояния связаны с положительными эмоциями, удовлетворенностью потребностей, в повседневной жизни описываются как радость, счастье, любовь и многие другие состояния. В профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др. Заинтерсованность приводит к вовлеченности, работе над предметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полным раскрытием способностей.
К негативным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, страдание, чувство вины, ненависть, недоумение, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности, апатии, психическое пресыщение, безразличие.
В силу особенностей профессиональной деятельности у социальных работников есть риски возникновения и продолжительного протекания негативных психических состояний.
Анализ психических состояний 25 работников социального центра позволил выделить, что у 96% представлен слабый диапазон нервно­психического напряжения, что характеризует отсутствие мобилизационных психофизиологических резервов для трудовой деятельности. Преобладают негативные состояния: волевые и интеллектуальные, связанные с
мобилизацией, утомлением, рассеянностью. С возрастом происходит изменение в проявлении психических состояний: положительные состояния меньше переживаются социальными работниками, а со стажем происходит не просто понижение негативных состояний, но и преобладание отрицательных состояний, связанных с осуществлением деятельности.
Полученные результаты определяет необходимость разработки условий повышения психологического здоровья, одним из факторов которого является психологическая суверенность личности. Данное свойство может быть рассмотрено как способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанная на обобщенном опыте успешного автономного поведения, это форма субъектности человека, проявляющаяся в спонтанной активности
Результаты корреляционного анализа показали, психологическая суверенность связана с психическими состояниями работников социальной сферы, различные компоненты суверенности связаны с разными психическими состояниями. При этом можно выделить общую тенденцию: чем выше суверенность, тем более положительные состояния переживают социальные работники, при низкой суверенности преобладают негативные состояния.
В связи с этим необходимо проводить профилактику негативных психических состояний путем повышения психологической суверенности личности.
Для профилактики негативных психических состояний работников социальной сферы, нами был разработан проект, целью которого является повышение психологической суверенности через развитие Я-концепции. Практической значимостью проекта является то, что данный проект может быть использован в целях профилактики социальных работников.


1. Анохин П.К. Проблемы высшей нервной деятельности М.: Изд-во АМН СССР, 1949. 691 с.
2. Ансимова Н.П. Общая психология. Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. 482 с.
3. Антонова Н.С., Кряжева Л.С. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания социальных работников в учреждениях социальной защиты населения в Улан-Удэ // Социальные и политические вызовы модернизации в XXI в.: материалы междунар. научно-практ. конф. (Улан-Удэ, 6-11 августа 2018 г.) / науч. ред. Б. В. Базаров. Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2018. С. 225-226.
4. Аргентова Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности: Дис. ...кднп.исилол. уаук.М.,1484.182 с.
5. Асмаковец Е.С. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и копинг-поведения социальных работников // Здоровье специалиста: проблемы и пути решения. 2011. С. 66-80.
6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 151 с.
7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 104 с.
8. Беленко Н.М. Негативные эмоциональные состояния социального работника в трудной ситуации взаимодействия с клиентами: Автореферат дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 16 с.
9. Борневассер М. Стресс в условиях труда // Психические состояния: Хрестоматия / Сост. М. Борневассев. СПб.: Питер, 2000. С. 195-214.
10. Буравцова Н.В. Суверенность психологического пространства как фактор, способствующий развитию ценностно-смыслового пространства личности // Вестник НГУ. 2016. № 2. С. 45-47.
11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. 200 с.
12. Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления // Психология здоровья. Сборник научных трудов / Сост. Н.Е. Водопьянова. СПб., 2003. С. 13-20.
13. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. Сборник научных трудов. / Сост. Н.Е. Водопьянова. СПб., 2000. С.443-463.
14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. 142 с.
15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. История развития высших психических функций. М.: Педагогика, 1983. 368 с....68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ