Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАРЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ г. ШЛИССЕЛЬБУРГ)

Работа №149119

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

менеджмент

Объем работы104
Год сдачи2023
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИИ 7
1.1. Понятие маркетинга территорий 7
1.2. Маркетинговая стратегия территории: определение, этапы, инструменты 8
1.3. Типология маркетинговых стратегий 20
1.4. Особенности маркетинга малых городов 24
1.5. Успешная практика применения маркетинговых стратегий городов 26
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ШЛИССЕЛЬБУРГА 32
2.1. Анализ изучаемой территории 34
2.2. Эмпирические исследования 40
2.3. SWOT-анализ 53
2.4. Цели маркетинга Шлиссельбурга 59
2.5. Разработка концепции позиционирования 61
2.6. Стратегические направления и мероприятия 63
2.7. Рекомендации по реализации стратегии 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 82
ПРИЛОЖЕНИЯ: 87
Приложение 1. Типология маркетинговых стратегий 87
Приложение 2. Опросник местного населения 90
Приложение 3. Опросник туристов 94
Приложение 4. Вопросы для глубинного интервью 98
Приложение 5. Социально-демографические показатели в опросе местного населения 101
Приложение 6. Социально-демографические показатели в опросе туристов 102


Актуальность выбранной темы заключается в том, что для формирования долгосрочной и устойчивой конкурентоспособности любой территории необходима разработка маркетинговой стратегии ее развития, обеспечивающей комплексный подход к анализу территории, учитывающий ее специфику, преимущества и недостатки, возможности, выделяющий базовые стратегические ориентиры и возможности роста. Территорией, нуждающейся в подобном комплексном подходе, является Шлиссельбург – исторический город Ленинградской области. Актуальность территории обосновывается стратегическими приоритетами регионального развития. В рамках концепции территориального маркетинга, который является на сегодняшний день актуальным направлением, можно провести детальный анализ территории, создать грамотную и эффективную программу ее дальнейшего устойчивого развития и сформировать благоприятный имидж. Вопросы имиджа особенно актуальны, так как его совершенствование напрямую влияет на конкурентоспособность территории, инвестиционную привлекательность, а также благополучие и уровень жизни населения.
Концепция маркетинга территорий ориентирована на основных потребителей территориального продукта (население, бизнес, власть), стремится максимально учесть их интересы, повысить качество жизни населения. Особенно актуален данный вопрос для территорий, в которых представлен ограниченный спектр отраслей и ресурсный потенциал, а также для малых городов, которые представляют собой наиболее слабые населенные пункты в экономическом плане. Город Шлиссельбург, относится к малым обособленным населенным пунктам, но с потенциалом расширения. Разработка маркетинговой стратегии может помочь привлечь необходимых стейкхолдеров для развития территории и выбрать правильное направление в позиционировании города.
Цели и задачи работы
Цель: с использованием маркетингового инструментария разработать рекомендации для маркетинговой стратегии города Шлиссельбург в целях повышения известности города, его привлекательности для инвесторов и туристов и улучшению качества жизни.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы маркетинговых стратегий территорий и мировые практики использования маркетинговых инструментов в отношении малых городов;
2. Выделить концепцию разработки маркетинговой стратегии города, которая будет использована для разработки рекомендаций;
3. Провести анализ текущего социально-экономического положения объекта исследования (г. Шлиссельбург), определить его конкурентные преимущества и стратегические задачи, выполнение которых возможно с применением маркетинговых инструментов;
4. Провести эмпирическое исследование по целевой аудитории;
5. Разработать стратегические маркетинговый план территории и рекомендации по его реализации.
Структура работы
Работа выполнена в формате консалтингового проекта, в котором объектом исследования выступает город Шлиссельбург, а предметом – его маркетинговая стратегия, включающая туристическую и инвестиционную привлекательность.
Данная работа постепенно переходит от теоретических основ и мировых практик в области маркетинговых стратегий территорий к определению этапов разработки стратегии, а затем использует полученную информацию и намеченный план действий в практической части – на основе анализа положения города Шлиссельбург, его основных характеристик, а также эмпирического исследования жителей и туристов разрабатывается стратегический план маркетинговых мероприятий и в завершение предлагаются практические рекомендации по его осуществлению.
Основные методы исследования
Для достижения цели проекта использовались различные маркетинговые инструменты: пространственно-территориальный анализ, социально-экономический аудит, количественные и качественные методы исследования (опросы, интервью, контент-анализ, анализ сегментов, маркетинговых моделей) и другое.
Теоретическая база для создания этой работы состоит из фундаментальных научных трудов известных экономистов, а также исследователей маркетинга территорий за рубежом и в России: Ф. Котлер, Д. Аакер, И. Важенина, А. Панкрухин, Г. Вули, Ю. Старцев, И. Арженовский, Д. Визгалов, Э. Глейзер и другие.
В практической части работы для анализа территориальных особенностей и формирования стратегии использовать официальные Интернет-ресурсы Шлиссельбрга, Кировского района и Ленинградской области, официальные статистические базы данных (Росстат), Интернет-ресурсы, освещающие мировые тенденции путешествий и городов, а также информация, полученная в ходе опросов местных жителей, потенциальных туристов и глубинного интервью с заместителем главы администрации города.
Значимость работы
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности органов местного самоуправления при разработке стратегии муниципального развития города Шлиссельбург.
Теоретическая значимость состоит в возможности использования информации в дальнейших исследованиях. Практическая же часть или ее отдельные аспекты могут быть взяты за основу при разработке маркетинговой стратегии:
• полученные результаты эмпирического анализа помогут в выборе концепции позиционирования, а также определении сильных и слабых сторон города, которые при правильном управлении можно превратить в конкурентные преимущества;
• предложенный план мероприятий могут послужить основой для формирования туристической и инвестиционной привлекательности, а также для принятия решений в сфере маркетинга города;
• кроме того, некоторые рекомендации и инициативы могут быть полезны и для других малых городов России ввиду своей универсальности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях глобализации и урбанизации возрастает конкуренция между городами и они начинают активнее применять различные способы для увеличения туристических, миграционных и инвестиционных потоков на свою территорию. Самый надежный вариант – это сформировать внутренние преимущества города, которые повысят привлекательность региона в целом. Но исторически сложилось, что малые города остаются без внимания в тени мегаполисов, хотя порой и являются важными представителями культурного и исторического наследия страны. В данном случае функциональные характеристики городов играют уже не столь важную роль в борьбе за целевую аудиторию, а на передний план выходит психологическое восприятие, имидж и репутация. По этой причине, администрация малых городов начинают задумываться о внедрении маркетинговых основ в систему городского управления. Благодаря маркетингу территорий можно улучшить благосостояние места и укрепить его позиции на рынке, используя соответствующие инструменты для анализа микро- и макросреды, выявления целевой аудитории, поиска конкурентных преимуществ и эффективной коммуникации с целевыми сегментами. Несмотря на то, что в России подобная практика еще не распространена, малые города, в особенности, нуждаются в использовании альтернативных инструментов по повышению привлекательности и нивелированию проблем. И город Шлиссельбург в Ленинградской области является одним из таких мест.
Данный консалтинговый проект был выполнен для администрации Шлиссельбургского муниципального образования с целью поиска решений по повышению привлекательности города и улучшению его имиджа, чтобы привлечь внимание со стороны туристов и инвесторов, которые являются одними из основных драйверов дальнейшего развития и процветания территорий. Сейчас Шлиссельбург занимает позицию малоизвестного, скучного города без потенциала развития. По этой причине необходимо разрабатывать маркетинговую стратегию уже сейчас и начинать постепенно выстраивать основы для долгосрочного устойчивого развития.
Для достижения цели работы в начале был проведен анализ существующей теоретической базы маркетинга территорий: определены основные понятия, участники и целевая аудитория, выделены типологии маркетинговых стратегий, которые были позже привязаны к Шлиссельбургу. Далее был рассмотрен международных и отечественный опыт маркетинга малых городов для выявления основных способов повышения привлекательности территорий, которые закончились успехом.
Также в ходе анализа были определены основные этапы и инструменты маркетинговых стратегий, на основании которых и были разработаны рекомендации для Шлиссельбурга. Но сначала было проведено качественное и количественное исследование изучаемого города.
Пространственно-территориальный анализ определил привлекательное географическое положение Шлиссельбурга – отдаленность и выход к водным объектам, что является одним из конкурентных преимуществ города. Исторический анализ, определение главных достопримечательностей и целостный анализ территории помогли в определении базы для формирования позиционирования и основные драйверы для дальнейшего развития. Таковыми являются: основная достопримечательность города – Крепость Орешек, историческое наследие времен Великой Отечественной Войны, выход к Ладожскому озеру, а также единение с природой и чистый воздух.
Маркетинговые исследования, которые представляли из себя: опрос местных жителей, опрос потенциальных туристов и глубинное интервью с заместителем главы администрации Шлиссельбурга, заняли значительную часть работы и имеют высокую значимость в ее практической важности. Первый опрос помог в выявлении основных проблем, наиболее остро волнующих горожан и мешающих формированию позитивного имиджа города, а также позволил определить основную целевую аудиторию среди местного населения. Мнения туристов оказались более положительными, помогли оценить привлекательность города, его известность и также выделить основные сегменты внутреннего туризма. Интервью с представителем города подтвердило еще раз туристический потенциал города, его существующие проблемы, а также дало важную информацию, которая использовалась в дальнейших рекомендациях.
На основании полученной первичной информации, а также доступных вторичных данных была составлена матрица SWOT-анализа, окончательно определившая конкурентные преимущества Шлиссельбурга, а также рыночные возможности и потенциальные угрозы.
Далее было принято решение развивать туристическое направление с использованием маркетинговых инструментов, которое к тому же должно привести к увеличению инвестиционного потока. На основании анализа текущих стратегических целей Шлиссельбурга и глубинного интервью была сформулирована концепция позиционирования, основанная на формировании имиджа спокойного, природного, тихого города, который предоставляет возможность окунуться в историю.
Была разработана сама стратегия маркетинга, которая включает в себя следующие направления: 1) благоустройство городской среды, 2) обеспечение необходимой инфраструктурой, 3) создание бренда и развитие коммуникаций, 4) участие в туристических ассоциациях и объединениях, 5) организация развлекательных мероприятий, 6) работа с малым бизнесом и инвесторами, 7) повышение доверия к власти. Каждое направление также содержит набор действий и мероприятий, позволяющих достичь поставленных целей.
В завершении работы были предложены рекомендации по формированию отдельного органа, который бы занимался маркетингом города, на основании Комитета культуры ЛО: его основные функции и ключевые показатели деятельности. А также были предложены варианты ресурсного обеспечения разработанных инициатив.
Таким образом, в данной работе был применен комплексный маркетинговый подход к управлению развитием малого города, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Разработанная стратегия и рекомендации должны привести к решению некоторых проблем Шлиссельбурга, увеличению туристического потока, привлечению инвестиций и малого бизнеса, развитию доверительных отношений между властью и местными жителями, что в совокупности приведет к формированию благоприятного имиджа города, повышению его узнаваемости, укреплении конкурентной позиции, а также устойчивому развитию.



1) Абазова, Л. Х. Маркетинг территорий в контексте повышения конкурентоспособности региона // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2015.- №37(1).
2) Акьюлов, Р.И. Муниципальный маркетинг в управлении развитием территории // Муниципалитет: экономика и управление. - 2014. - № 3(8).
3) Алыгина Н.П., Селюков М.В. Брендинг и его роль в создании инвестиционной привлекательности региона // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. -URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14688 (дата обращения: 28.01.2023)
4) Арженовский И.В. Маркетинг регионов: учебное пособие для студентов и вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика». -2012. - 135 с.
5) Белолипецкая, В.В. Роль регионального маркетинга в повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона // Вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2008. - № 1. - c. 42-46.
6) Важенина, И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 6.
7) Важенина, И.С. Бренд территории: сущность и проблемы формирования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - № 2. – c. 91-101.
8) Важенина, И.С. Имидж, репутация и бренд территории. // ЭКО. - 2013. - № 8 (410)
9) Визгалов, Д. В. Маркетинг города // М.: Фонд «Институт экономики города». - 2008. – 110 c.
10) Вихорева, М.В. Необходимость использования территориального маркетинга в деятельности исполнительно-распределительного органа местного самоуправления // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2007. - №5. – c. 125-127. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11137097 (дата обращения: 30.10.2022)
11) Воронин, В.Г, Целых, Т.Н. Маркетинг территории: теоретические подходы. - 2011. - №4(40). – URL: https://dokumen.tips/documents/-5750a9991a28abcf0cd177c4.html?page=1 (дата обращения: 28.10.2022)
12) Воронцова, Г.В., Бушман, А.О. Механизмы формирования благоприятного имиджа территории // Вестник Северокавказского гуманитарного института. - 2015. - № 1. – с. 17-24. – URL: https://studylib.ru/doc/2229550/vestnik-severo-kavkazskogo-gumanitarnogo-instituta-N-13 (дата обращения: 16.11.2022)
13) Воронцова, Г.В. Исследование понятийного аппарата маркетинга территории // Вестник Северокавказского государственного технического университета. - 2012. -№ 2 (31). – с. 195-199. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20290217 (дата обращения: 16.11.2022)
14) Воронцова, Г.В., Левданская, Н.Е. Использование инновационных инструментов маркетинга территории //Наука. Инновации. Технологии. - 2013. - № 2. – с. 107-116. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21082267 (дата обращения: 16.11.2022)
15) Воронцова, Г.В. Обоснование роли стратегических маркетинговых решений как фактора устойчивого развития региона // НаукаПарк. - 2011. - № 4(5). – с. 62-66.
16) В России появилась Столица доброты // Advertology.ru. – 2012. - URL: http://www.advertology.ru/article107307.htm (дата обращения: 31.03.2023)
17) Гаврилова, З. В. Брендинг как элемент рыночной устойчивости современного предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 3(65). – с. 3-7.
18) Генеральный план муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области // Сайт Администрации МО Шлиссельбург. - от 02.07.2014. - № 284. - URL: https://admshlisselburg.ru/MPA/grad/doc_tp(дата обращения: 04.04.2023)
19) Гладышева, Я.С. Стратегическое развитие городов: маркетинговый подход // Вопросы управления. - 2014. - № 5(11). – с. 122-129. – URL: https://rucont.ru/efd/748060 (дата обращения: 14.10.2022)
20) Демидова, Е. В. Маркетинговые стратегии городов как инструмент территориального развития // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - № 2.–14-19 c.
21) Дизайн-код города Десногорск // Приложение к Правилам благоустройства муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области, утвержденных решением Десногорского Совета. - от 08.09.2022. - №275. - URL: https://desnogorsk.admin-smolensk.ru/files/1258/k-275-2.pdf
22) Как проверяют национальные маршруты по России, рассказала глава Ростуризма. // Отдых в России. Проект «Комсомольской правды». – 2022. - URL: https://www.kp.ru/russia/sovety-turistam/natsionalnye-marshruty-rossii/
23) Котлер, Ф., Асплунд, К., Рейн, И., Хайдер, Д. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы // Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. - 2005.–376 с.
24) Kоtler, Ph.MarketingEssentials. 1984. / Филип Котлер: Основы маркетинга. Перевод на русский язык: В. Б. Бобров. - М., 1990. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. – 2012. – URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5091 (дата обращения: 14.10.2022)
25) Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: экспресс-курс. 2-е изд. / Переведено с английского под редакцией С. Г. Богожук. - 2006. – 454 с.
26) Максимов, А.Проблемы малых городов — недофинансирование, недоинвестирование, недовнимание. // Общественная палата Российской Федерации.–URL: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/45554 (дата обращения: 14.10.2022)
27) Малые города как точки роста // Rambler News. URL: https://news.rambler.ru/other/40183933-malye-goroda-kak-tochki-rosta/?updated (дата обращения: 14.10.2022)
28) Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы Менеджмента. - 1997. - 493 с.
29) Минстрой России. Конкурс Исторические поселения и малые города. URL: https://gorodsreda.centeragency.org/(дата обращения: 01.05.2023)
30) Официальный сайт администрации муниципального образования Шлиссельбург. URL: https://admshlisselburg.ru/
31) Официальный сайт Ассоциации малых и средних городов России. URL: http://www.amsgr.ru/
32) Официальный сайт «Серебряное ожерелье России». URL: https://s-necklace.ru/
33) Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий: учебное пособие, 2-е изд. - 2006. – 416 c.
34) Панкрухин, А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. - 2006. – 63 с.
35) Показатели численности населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года // Росстат. – URL:https://rosstat.gov.ru/(дата обращения: 04.03.2023)
36) Свод правил СП 42. 13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция – СниП 2.07.01-89. Издание официальное – Москва 2016
37) Стратегия Социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 // Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.URL: https://econ.lenobl.ru/ru/budget/planning/concept2030/(дата обращения: 01.05.2023)
38) Стратегия Социально-экономического развития муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области на 2021-2030гг. // Официальный сайт МО «Кировск». URL:https://kirovsklenobl.ru/about/strategia(дата обращения: 01.05.2023)
39) Ступин, Ю. А., Павлинов, П. С., Макаров, А. Д. Шлиссельбург // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал. – 2022. - URL: https://bigenc.ru/c/shlissel-burg-5aad6d (дата обращения: 14.04.2023)
40) Территориальный брендинг // CBI. URL: http://cbiconsult.ru/competence/territorial-branding (дата обращения: 28.01.2023)
41) Токарева, О.Б. Отечественный и зарубежный опыт маркетинга малых городов с использованием инструментария развития туризма // Современная экономика: проблемы и решения. - 2013. - с. 81-89.
42) Токарева, О.Б. Специфика маркетинга малых городов в системе маркетинга территорий // Современная экономика: проблемы и решения. – 2012. с. 170-181. – URL: https://journals.vsu.ru/
43) Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2022 года // Федеральная служба Государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 05.05.2023)
44) Фестиваль восстановления исторической среды // Том Сойер Фест. - URL: http://tsfest.ru/
45) Хазова, Т. О. Маркетинг территории как инструмент повышения конкурентоспособности малых городов // Молодой ученый. - 2017. - № 36 (170). – с. 51-53. - URL: https://moluch.ru/archive/170/45569/(дата обращения: 30.01.2023)
46) Численность населения Ленинградской области в разрезе муниципальных образований по состоянию на 1 января 2022 года // Управление Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербург и Ленинградской области. URL: https://petrostat.gks.ru/folder/29437 (дата обращения: 06.04.2023)
47) Чумиков, А.Н., Труба, А.С. Брендинг малых городов: зарубежные практики // Пространственное развитие малых городов: социальные стратегии и практики: [монография] / Черныш, М.Ф., Маркин, В.В. - 2020. - с. 449-470.
48) Шлиссельбург // Большая Российская энциклопедия. – 2022. - URL: https://bigenc.ru/c/shlissel-burg-5aad6d (дата обращения: 12.05.2023)
49) Шлиссельбург (Ленинградская область – Россия) // Корона севера. – 2021. - URL: https://korona-severa.ru/russia/karta-slisselburga-gde-nahoditsa-slisselburg-na-karte-mira.html (дата обращения: 01.05.2022)
50) Шлиссельбург ставит на инвесторов // ASNinfo.ru. – 2015. - URL: https://asninfo.ru/interviews/395-shlisselburg-stavit-na-investorov (дата обращения: 12.05.2023)
51) Ярославцев, А.В, Ярославцева, Т.А. Маркетинг территории муниципального образования: понятие, виды, механизм создания условий для эффективного использования: полезная книжка для органов муниципальных образований Хабаровского края. - 2019. - 116 с.
52) Ollson, K., Berglund, E. Rethinking place marketing: a literature review // Academia.edu. - 2010. – 20 p. - URL: https://www.academia.edu/75835512/City_marketing_in_small_and_medium_sized_cities_in_a_regional_context (дата обращения: 30.10.2022)
53) Podoprigova, M.G., Nazvanova I.A. Territory Marketing: Its Notion, Specific Features and Implementation Stages // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. – Vol. 6 No. 3. - URL: https://www.researchgate.net/publication/277973418_Territory_Marketing_Its_Notion_Specific_Features_and_Implementation_Stages (дата обращения: 30.10.2022)
54) Sample size calculator // SurveyMonkey. URL: https://www.surveymonkey.com/mp/sample-size-calculator/
55) The regional Development Strategy Based on Territorial Marketing (The Case of Russia) // World Applied Sciences Journal. – 2012. – pp. 179-184
56) Polska, A., Polski, J. Urban Marketing of Small Cities // Marketing urbanistyczny małych miast – 2017. – No. 15. – pp. 129-136
57) Vaknin, S. National Branding and Place Marketing. – 2010. – 14 p. - URL: https://www.academia.edu/5085899/Nation_Branding_and_Place_Marketing (дата обращения: 30.10.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ