ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РИТМИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХОРЕОГРАФИИ 8
1.1. Понятие образной памяти 8
1.2. Особенности развития образной памяти детей старшего дошкольного
возраста 16
1.3. Ритмика с элементами хореографии как средство развития образной
памяти детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы поглаве 1 31
ГЛАВА2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РИТМИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ
ХОРЕОГРАФИИ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Результаты исследования развития образной памяти детей старшего
дошкольного возраста 38
2.3. Организация педагогической работы по развитию образной памяти детей старшего дошкольного возраста средствами ритмики с элементами
хореографии 43
2.4. Анализ результатов 71
Выводы по главе 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Жизнь человек протекает в состоянии постоянного обновления поступающей к нему информации, в состоянии постоянного накопления опыта. Развитие личности человека невозможно без осмысления накопленного опыта, и в этом контексте возникает проблема памяти. Так как память определяет всю сущность личности человека, самое ценное, что может быть у него - воспоминания, то можно с уверенностью говорить, что память является едва ли не основным в психике человека образованием.
Конечно, есть и другие психические процессы, но, так или иначе, они или поставляют информацию к хранению, или ее перерабатывают, или на ее основе происходит какая-то деятельность, но если вдруг память перестанет выполнять свои функции, то все остальные психические процессы станут бесполезны [9]. Кроме того, без памяти о прошлом опыте невозможна жизнь человека как социального существа в дальнейшем. Память - это прошлое, настоящее и будущее конкретного человека или сообщества людей [11].
Особенно актуальна проблема изучения памяти в отношении старшего дошкольного возраста, как периода интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает поведение и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Без нее невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возможна и его деятельность. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
В науке накоплено множество сведений о природе памяти, ее особенностях, закономерностях, механизмах, но по-прежнему существует недостаток сведений по этой проблеме, в рамках некоторых концепций памяти.
Например, нет четкого понимания, как конкретно работает сложный механизм памяти, если рассматривать ее социальную сторону, поскольку социальная сторона памяти есть только у человека, и по словам П. Жане, «память с одной стороны, всеобщая функция организованной материи, с другой стороны, «память - человеческая, она существует только у людей, и даже не у всех, и это противоречие на почве эмпирической психологии неразрешимо». Это противоречие связано с разностью, и частой противоречивостью теоретических взглядов ученых на память, а также трудностью изучения в практическом плане, и как следствие, недостатком объективной информации о памяти.
Особенно сложен вопрос о том, что такое память, применительно к возрастному ее развитию, когда, например, ее социальный аспект как четко выделяемый феномен фиксируется в большинстве случаев в раннем детстве, после формирования сознания и самосознания, речи, то есть память очень сложно отделить от всех остальных психических процессов в возрастном плане. Следовательно, теоретическое объяснение памяти поэтому применительно к возрасту в разных концепциях противоречиво. Эта проблема явилась предметом специального исследования таких ученых и психологов как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, и др.
В качестве проблемы изучения памяти выделяется развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста, в частности, ее связи с развитием психических процессов, а также с развитием ее произвольности, так известны только некоторые механизмы ее развития, и, например, механизмы развития произвольности памяти рассматривались в исследованиях изолированно (по данным Н.М. Гнедовой, З.М. Истоминой). Поэтому не сложилось единое теоретическое представление об общей структуре и специфике произвольной образной памяти дошкольника...
Проведенное исследование показало, что память - это форма психического отражения, для закрепления и сохранения, а также воспроизведения воспринятого для его повторного применения в деятельности или возвращения в сферу сознания. Память имеет свойство создания логических связей между образами прошлого и настоящего, и может создавать совместно с мышлением образы будущего, где мышление - это аппарат синтеза и экстраполяции, а память - хранилище образов прошлого. Это свойство памяти, всегда работает совместно с мышлением, и выступает значимой познавательной функцией, на которой построен механизм развития и обучения, и поэтому является наиболее значимым.
В рамках исследования мы рассматриваем образную память, поэтому мы обозначаем также и виды этой памяти: зрительная образная память, слуховая образная память, вкусовая, обонятельная, тактильная. Для развития образной памяти дошкольников достоверно эффективен ряд условий : опора на ведущую деятельность - игровую (также и в форме дидактической игры), применение специальных упражнений, построенных на действии некоторых механизмов восприятия (обогащение перцептивного опыта), внимания и речи, на основе приемов активизация межполушарного взаимодействия, с помощью включения мышления в процесс запоминания через обучение разным приемам обработки и последующего усвоения, закрепления нужной информации. Значимое условие для развития образной памяти - это обучение приемам запоминания, наглядность, эмоциональный настрой, развитие речевого опосредствования.
Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного запоминания к произвольному и опосредствованному речью запоминанию и припоминанию. В этом возрасте формируется мнемическая деятельность, у которой есть свои цели, приемы и способы. В старшем дошкольном возрасте образная память постепенно, после пика своего развития, начинает уступать место словесно-логической памяти, переходя в разряд дополнительных видов памяти. Процессы преднамеренного запоминания и припоминания приобретают форму развернутой деятельности, подчиняющейся мнемической задаче припомнить или запомнить.
Ритмика - специальная деятельность для передачи образного внутреннего содержания музыки с помощью движений, которые выступают средствами ее углубленного восприятия и осознания. В ритмике исходный момент - это музыка, движение здесь вторично, как средство усвоения этой музыки, ее запоминания. В ритмике механизм запоминания построен изначально на восприятии, и только затем уже на движении, наиболее адекватно может быть объяснен в рамках концепции о модальностях восприятия человека - аудиальной, кинестетической и визуальной, либо отчасти в рамках концепции гештальта . Во время музыкально-ритмической деятельности образы запоминаются как исходные эталоны для последующего их усовершенствования.
Результаты проведенного эмпирического исследования возможностей развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста средствами ритмики с элементами хореографии, на констатирующем и контрольном этапе, позволили получить ряд экспериментальных данных, о развитии образной памяти у детей в контрольной и экспериментальной группе. В итоге проведенного контрольного сравнения результатов было выяснено, что появилась положительная динамика в развитии образной памяти у детей в экспериментальной группе. Эти результаты можно связать с проведенной специальной работой с детьми, направленной на развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста средствами ритмики с элементами хореографии....