Введение 4
1. Характеристика детей с нарушениями слуха 10
1.1 Особенности психического и речевого развития слабослышащих
детей 10
1.2 Особенности обучения детей с нарушениями слуха 15
Выводы по главе 1 22
2. Методы обучения слабослышащих детей английскому языку 25
2.1 Общие принципы обучения слабослышащих детей английскому
языку в 2-4 классах 25
2.2 Современные педагогические технологии обучения английскому
языку детей с нарушениями слуха 32
Выводы по главе 2 35
3. Система упражнений для обучения слабослышащих детей
английскому языку 37
3.1 Игровые технологии при обучении слабослышащих детей
английскому языку 37
3.2 Комплекс упражнений для обучения детей с нарушениями
слуха 38
Выводы по главе 3 41
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложение А 48
Приложение Б 49
Приложение В 50
Приложение Г 51
Приложение Д 52
Приложение Е 53
Слух играет очень важную роль в развитии человека. Человек, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые важны и необходимы для полноценного познания окружающего мира, для формирования глубоких и всесторонних представлений и понятий о предметах и явлениях действительности. При тяжелых нарушениях человек не может пользоваться многими источниками информации, предназначенными для слышащего человека, полноценно воспринимать содержание телепередач, фильмов или театральных спектаклей. Особенно важно значение слуха в овладении человеком речью. В силу этого резко ограничиваются возможности коммуникации с людьми, а значит, и познания, поскольку одним из важных способов передачи информации является устная речь. Отсутствие или недоразвитие речи ведет, в свою очередь, к нарушениям и проблемам в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно-логического мышления. Стойкое нарушение слуха как первичный дефект приводит к целому ряду вторичных отклонений в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом.
Социальная интеграция лиц с проблемами здоровья и ограниченными возможностями, среди которых и лица с различной степенью поражения слуховой функции, представляет для современного общества важную гуманитарную задачу, которую возможно решить, в том числе, средствами образования. В наши дни одними из основополагающих принципов при получении образования провозглашаются принципы приоритета ученика, гуманизации образования.
Актуальным направлением реформы системы образования в России является «инклюзивное образование».
Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка, который как-то отличается от принятой нормы.
Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации всех детей. Опыт работы в этом направлении говорит о том, что внедрение инклюзивного образования полезно обществу по ряду причин:
1. Помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
2. Поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
3. Предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства.
4. Расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов и методов преподавания [30, с. 94].
Принято считать, что в развитых странах общее число людей с дефектами слуха составляет 4-6% всего населения. К счастью, подавляющее большинство из них слабослышащие, слух которых может быть значительно компенсирован современными звукоусиливающими аппаратами. В 2002 году число детей с отклонениями в развитии приравнивалось к 36% от всего детского населения в России. За последнее время число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Эти данные ставят проблему обучения детей с нарушениями в развитии.
...
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Хотя с биологической точки зрения нарушение слуха - меньший недостаток в плане органического развития человека, чем слепота, слабослышащий ребенок не может самостоятельно овладеть звуковой словесной речью, так как с трудом воспринимает на слух речь окружающих. Без специального обучения у ребенка могут появиться проблемы с речью. У него нарушаются специфически человеческие социальные контакты. И здесь на помощь должен прийти учитель, с его опытом, знанием, а главное, желанием помочь такому учащемуся. Благодаря занятиям у детей повышается познавательная активность, повышается уровень работоспособности, улучшается эмоциональное состояние, развиваются коммуникативные умения и навыки, что приводит к лучшей адаптации таких детей в обществе слышащих.
Решение проблем специального образования для детей с нарушениями слуха сегодня является одним из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, неуклонно растет.
Образование детей с нарушением слуха предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Для реального достижения повышения качества образования учащихся с нарушениями слуха необходимо не только искать и развивать новые, научно обоснованные подходы к этой проблеме, но и внимательно изучать и анализировать богатейший исторический опыт. Это позволит избежать ошибок и заблуждений и наиболее полно реализовать лучшие идеи, передовые подходы и приемы, нередко уже имевшие место в прошлом, иногда довольно отдаленном от сегодняшнего дня.
Для процесса обучения слабослышащих детей английскому языку, в сравнении с обучением слышащих, характерен принципиально иной, значительно более высокий уровень индивидуализации обучения. Это постоянное индивидуальное внимание к каждому студенту в плане произносительной стороны англоязычной речи, необходимость постоянного индивидуального учета состояния слуховой функции, возможностей и навыков слухо-зрительного восприятия, а также общего развития речи.
В настоящее время разрабатываются и апробируются экспериментальные программы и системы проведения занятий при преподавании английского языка студентам с поражением слуховой функции. На этой основе могут быть разработаны методические пособия для преподавателей, обучающих английскому языку учащихся с нарушениями слуха, учебные пособия для учеников. Тем самым создается необходимая база для обучения студентов этой категории английскому языку и обеспечивается возможность включения данной дисциплины в учебную программу.
Таким образом, современные требования к полноте социальной адаптации лиц с нарушениями слуха и необходимость совершенствования образования, получаемого слабослышащими студентами, определяют актуальность исследования. Обучение языку при нарушениях слуха, как в научном, так и в методическом плане представляет сложную многостороннюю проблему. Изучение иностранного языка для таких учеников, это главным образом, еще один канал связи с окружающим миром.
1. Алексеева А.Ю., Кабушко М.Н. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие. Ставрополь: СГПИ, 2011. - 372 с.
2. Английский язык. Учимся и играем на уроках английского языка. Классы 2-4. М.: Дроофа, 2003. - 159 с.
3. Бакланова Н.К. Компетентностно-ориентированный подход и проблема формирования личности учителя / Гуманитарное пространство. - 2012.
• Т.1. - №3. - С.503 - 509.
4. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., Щепилова А.В. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» // Иностранные языки в школе. - 2013.
• №9. - С. 2-9.
5. Вронская И.В. Практические виды деятельности в обучении детей дошкольного возраста лексике и грамматике английского языка. //Раннее обучение английскому языку: теория и практика: Спб.: Детство пресс, 2004, с.33-49.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 533 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. - 654 с.
8. Дербаремдикер А.И. Игровые технологии Степичева П.А. в клубе общении на английском языке // Вопросы гуманитарных наук. - №2. - М: 2012. - 178 с.
9. Ермакова О.Д., Николаева Т.Р., Степичев П.А. Опыт формирования направленности учащихся на творчество на занятии иностранным языков в школе и вузе // Вопросы гуманитарных наук. - №2. - М: 2012.
• 254 с.
10.Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. М.: Дефектология, 1995. - 741 с.
11. Зыков С.А. Методика обучения слабослышащих и глухих детей языку. М.: Просвещение, 1977. - 542 с.
12. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку. М.: 2002. - 330 с.
13. Конышева А.В. Современные методы обучения иностранному языку. М.: «Терра-Системс» 2014. - 326 с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб, 2001. - 592 с.
15. Назарова Л.В. Понимание значения слов слабослышащими учащимися в связи с чтением // Изучение слабослышащих детей в процессе обучения/ под ред. P.M. Боскис. М.: 1972. - 190с.
... всего 29 источников