ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ АЭРОБИКИ И ШЕЙПИНГА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА... 7
1.1. Физическое воспитание и спорт в юношеском возрасте 7
1.2. Разновидности аэробики и шейпинга. Их значение при использовании в
физическом воспитании девушек старшего школьного возраста 16-17 лет 8
1.3. Анатомо-физиологические особенности девушек старшего школьного
возраста 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1. Задачи исследования 25
2.2. Методы исследования 25
2.3. Организация исследования 37
2.4. Общее описание тренировочного занятия 39
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ АЭРОБИКИ И ШЕЙПИНГА НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ 16-17 ЛЕТ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 43
3.1.Обоснование средств аэробики и шейпинга на развитие физических способностей у девушек старших классов 16-17 лет 43
3.2. Оценка их эффективности 47
ВЫВОД 59
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Современное состояние общества предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. По данным статистики Махайлова Н.Г. и Михайловой Э.И. более 80% старшеклассников имеют различные нарушения в состоянии здоровья. Число обучающихся, имеющих отклонения в состояния здоровья, и поэтому отнесенных к специальной медицинской группе, постоянно увеличивается [17]. В возрасте 16-17 лет уже выявляются различные хронические заболевания, связанные с системами организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и т.д.). Чаще всего, у данной категории учащихся, встречается ожирение, нарушение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз и др.).
В связи с этим, необходимо учитывать разные факторы, влияющие на укрепление и сохранение здоровья учащихся. Двигательная активность человека является одним из таких факторов. Большую роль в организации двигательной активности человека, формирования положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (далее ЗОЖ) играет правильно организованный педагогический процесс по физическому воспитанию в общеобразовательной школе.
Проведенные исследования разных специалистов показывают, что именно у девушек интерес к занятиям физической культуре и спорту к старшим классам уменьшается. Проявлением этого является неудовлетворенность в занятиях, не желание заниматься, что ведет к пропускам занятий (не всегда по уважительным причинам). В старших класс многие девушки не занимаются спортом, даже если ранее занимались, т.к. большая учебная нагрузка, сопровождающаяся высоким психологическим напряжением (например, подготовка к ЕГЭ). В большей степени это приводит к уменьшению двигательной активности, соответственно к снижению уровня физической подготовленности, к невозможности выполнения нормативов по физической культуре (далее ФК) и спорту, норм ГТО. Постепенно это приводит к ухудшения состояния здоровья и проблемам во всех сферах жизни (трудовой, семейной и т.д.)
Таким образом, одной из задач педагогов по физическому воспитанию является необходимость в повышении интереса старшеклассниц к занятиям ФК. Для этого необходимо подбирать такие средства и методы, которые будут актуальны и интересны для молодежи.
В последнее время все большую популярность набирают различные виды оздоровительной гимнастики, такие как аэробика и шейпинг. Аэробика - это популярный вид занятий физическими упражнениями, который включает в себя разнообразные движения, выполняемые под музыку. Эти упражнения носят оздоровительный характер. Сегодня аэробика получила широкое распространение в отечественной системе физического воспитания. Не является исключением и преподавание её на уроках физической культуры в школе [23].
Авторы Михайлова Э.И. и Михайлов Н.Г. отмечают, что «многообразие движений, применяемых во время занятий аэробикой, создает предпосылки для развития всех пяти физических качеств - выносливости, быстроты, гибкости и ловкости, а также способствует развитию основных функциональных систем организма школьника».
Шейпинг - это система оздоровительно-развивающих физических упражнений гимнастического характера, включающая упражнения, избирательно воздействующие на отдельные части тела и функций организма, отличающаяся методикой, основанной на индивидуализации занятий, что достигается с помощью компьютерных программ и ежемесячных контрольных тестов, ставящая целью коррекцию состава тела и в итоге - изменение фигуры в желаемом направлении [5].
В настоящее время недостаточно полно раскрываются вопросы, касающиеся влияния комплексного использования средств аэробики и шейпинга в педагогическом процессе физического воспитания для девушек обучающихся в старших классах общеобразовательной школы. Все выше перечисленное определяет актуальность темы, и послужило выбором темы для бакалаврской работы....
1. После анализа литературных источников были определенны основные элементы тренировочного процесса на внеурочных занятиях для повышения физических способностей у девушек старшего школьного возраста 16-17 лет.
Для развития физических способностей у девушек старшего школьного возраста 16-17 лет, тренировочный процесс должен состоять из следующих элементов:
• круговых тренировок, с использованием различного инвентаря, состоящих из: разминки 5-7 минут, блока из 8-10 упражнений по 3-4 подхода (интенсивность от 10 до 30 сек, отдых 60-90 сек) направленных на развитие физических качеств (в зависимости от тренировки), и заминкой состоящей из растяжки и комплексов упражнений на мышцы пресса, спины, рук 8-10 минут;
• тренировок стандартно - повторного упражнения;
2. До проведения педагогического эксперимента по результатам
тестирования двигательных способностей у старшеклассниц
экспериментальной группы и контрольной группы не выявили достоверных различий в пользу одной из двух групп. Сравнительная характеристика средних показателей свидетельствует о равнозначно подобранных групп (экспериментальной и контрольной) на начало проведения педагогического эксперимента по возрасту и уровню развития двигательных способностей.
Для улучшения двигательных способностей у старшеклассниц экспериментальной группы подобрали средства аэробики и шейпинга для использования их на дополнительных внеурочных занятиях на базе спортивного комплекса «Атлетика».
Выявили достоверное различие (P<0,05) средних показателей, характеризующих развитие силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, а также выносливости и гибкости в пользу девушек старших классов 16-17 лет экспериментальной группы при сравнении со средними показателями девушек старших классов 16-17 лет контрольной группы.
3. Определили достоверный прирост (Р<0,05) у старшеклассниц 16-17 лет ЭГ по всем исследуемым тестам. У старшеклассниц 16-17 лет КГ прирост по всем исследуемым тестам также имел место. Однако, достоверного прироста по тестам, характеризующим развитие двигательных способностей, у старшеклассниц контрольной группы выявлено не было.
В связи с получением, в ходе исследовательской работы, положительных результатов, рекомендуем в педагогическом процессе по физическому воспитанию старшеклассниц использовать средства аэробики и средства шейпинга. Также желательно использовать в учебно-тренировочных занятиях упражнения из стретчинга, которые направлены на растяжку мышечных групп после выполнения упражнений силовой направленности.
1. Алексанян, С. Н. Средства и методы хореографии в танцевальной аэробике: [учеб.-метод. пособие] / С. Н. Алексанян, Е. Н. Коюмджян, О. А. Шарина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 110 с.
2. Анохина О. В., Воротилкина И.М. Изменения показателей двигательных кондиций девушек старшей школы под влиянием занятий шейпингом // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом Алейхема - 2016. - №2. - С. 85-93
3. Бермудес Д.В. Определение оптимальной безопасной физической нагрузки в процессе физического воспитания школьников с использованием средств ритмической гимнастики и аэробики // Наука и школа - 2014. - №2. - С.148-153.
4. Бушаров, Е. В., Михалаш, В.Л. Основы возрастной морфологии человека [Текст]: учеб. пособие / Е. В. Бушаров, В.Л. Михалаш. - М.; 1983. - 43 с.
5. Ветрова И.В., Люлина Н.В. Новые физкультурно-спортивные виды: шейпинг, аэробика: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2018. - 276 с.
6. Виру А.А., Юримяэ Г.А., Смирнова Г.А. Аэробные упражнения. - М.: Физкультура и спорт, 1989. 78с.
7. Вихарева Д.А., Козлова Е.В. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019.— 45 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85808.html.— ЭБС «IPRbooks»
8. Головинова И.Ю., Пармузина Ю.В. Методика развития силовых способностей у девушек 17-18 лет, занимающихся силовой аэробикой // Грани познания - 2015. - №2 . - С.51-53.
9. Горбунова О.В., Стеблий Т.В. Повышение показателей двигательных и координационных способностей у учащихся старших классов средствами фитбол-аэробики // Вестник Бурятского государственного университета - 2015. - №13. - С.39-44.
10. Горцев Г.М. Спорт для тебя /.- М.: Научная книга, T8RUGRAM, 2017- 5с.
11. Дегтярева Д.И., Дорошенко Н.Э. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на физическую подготовленность школьниц 13-15 лет // Физическое воспитание и спортивная тренировка - 2016. - №2. - С.17-21 59.
12. Зайцева Г.А., Медведева О.А. Оздоровительная аэробика для школьников и студентов: учебное пособие / Издательство "МИСИС"; 2010. - 201с.
13. Зефирова Е.В., Платонова В.В. Оздоровительная аэробика: содержание и методика / Учебно-методическое пособие - СПб: СПбГУ ИТМО, 2006.- 7с.)
14. Ивко И.А., Тарасевич Г.А., Колесник Т.А. Эффективность
дифференцированного подхода в оздоровительной тренировке на коррекцию фигуры женщин 21 - 35 лет // Вестник Кемеровского государственного
университета - 2015. - №1(т.2). - С. 106 - 112
15. Кортава Ж. Г., Федякин А.А. - Оздоровительно-тренировочное воздействие занятий шейпингом на организм женщин // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология - 2012. - №4. - С.162-169.....33