Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности овладения многозначной лексикой в младшем школьном возрасте

Работа №148997

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОВЛАДЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
1.1 Многозначность как явление языка 5
1.2 Многозначная лексика в словаре младшего школьника 10
1.3 Многозначные слова в процессе лексической работы на уроках
русского языка в начальной школе 13
Выводы по Главе 1 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОЙ ЛЕКСИКОЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностическая программа выявления актуального уровня
овладения многозначной лексикой младшими
школьниками 21
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
2.3 Комплекс упражнений, направленный на овладение многозначной
лексикой младшими школьниками 28
Выводы по Главе 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Актуальность темы исследования. Программа по русскому языку уделяет большое внимание развитию речи учащихся. Одним из направлений развития речи является работа над лексикой, работа по развитию словарного запаса обучающихся. Немаловажное значение в установлении связи между словом и образом предмета или явления имеет усвоение учащимися различных лексических процессов, в том числе и явления полисемии (многозначности слова).
Многочисленные лексические ошибки учащихся свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и - шире - над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, очень распространенными являются и ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением. Их типы многообразны и не сводятся только к употреблению слова в несвойственном ему значении. Ошибки учащихся часто исходят и из незнания способов толкования лексического значения слова, неумения строить семантические определения и их применять, а выработка таких умений - один из элементов развития речи учащихся. Обычно многозначное слово - это слово, у которого есть одно прямое значение, остальные - переносные. Поэтому вся проблема в освоении многозначной лексики и сводится к знанию переносных значений многозначного слова, их пониманию и правильному употреблению.
Объект исследования - процесс овладения многозначной лексикой младшими школьниками.
Предмет исследования - актуальный уровень овладения
многозначной лексикой младшими школьниками.
Целью исследования является определение актуального уровня и особенностей овладения многозначной лексикой младшими школьниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для определения уровня овладения многозначной лексикой обучающимися младшего школьного возраста.
3. Провести констатирующий эксперимент, используя подобранные задания.
4. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента и сделать выводы об особенностях овладения многозначной лексикой в младшем школьном возрасте.
5. На основе результатов констатирующего эксперимента составить программу формирующего воздействия, направленную на повышения уровня овладения многозначной лексикой младшими школьниками.
Гипотеза исследования: актуальный уровень овладения младшими школьниками многозначной лексикой преимущественно средний, что выражается в не различении младшими школьниками прямых и переносных значений слов.
Методы исследования:
• теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
• педагогический эксперимент.
База исследования: исследование проходило в МБОУ
«Большеулуйская СОШ» Красноярского края, Большеулуйского района, с. Большой Улуй в 3 «Б» классе. В исследовании участвовало 17 обучающихся 3 «Б» класса. Возраст детей 9-10 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Роль изучения многозначности слова младшими школьниками, безусловно, высока, поскольку ученик, зная особенности многообразия значений слова, повышает свой культурный уровень и подготавливает себя к дальнейшему обучению в среднем звене, где он столкнется с более трудными оборотами речи.
На основе анализа литературы по рассматриваемой проблеме была выдвинута гипотеза: мы предполагаем, что актуальный уровень овладения младшими школьниками многозначной лексикой преимущественно средний, что выражается в неразличении младшими школьниками прямых и переносных значений слов.
На констатирующем этапе нами было проведено исследование уровня освоения многозначной лексикой обучающимися младшего школьного
возраста. Анализируя результаты эксперимента, мы выявили низкий уровень освоения многозначной лексики обучающимися младшего школьного
возраста у 18% учащихся, средний - у 59%, высокий - у 23%. По результатам проведенного исследования мы можем говорить о том, что выбранная нами проблема актуальна и требует рассмотрения. Поэтому нами был составлен комплекс упражнений, направленных на повышение уровня овладения многозначной лексикой младшими школьниками.
Данные упражнения могут быть использованы педагогами в работе с младшими школьниками на уроках русского языка.


1. Антонова Е.С. Русский язык с методикой преподавания: Учебник / Е.С.Антонова, Т.М. Воителева. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
2. Арапов М. В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
3. Архипова, Е.А. Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения / Е. А. Архипова // Начальная школа. - 2006. - № 7. - С. 34­37.
4. Баранов М. Т. Словарная работа в школе. / М. Т. Баранов // Педагогическая энциклопедия, т. 3. М., 1969. - 879 с.
5. Баранов М. Т. Обогащение словарного запаса учащихся / М. Т. Баранов // Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. — М. : Просвещение, 1990
6. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2002-№:6.- С.76- 80
7. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников // Начальная школа. - 2003. - № 4. - С. 47 - 52.
8. Виноградова Н.Ф. Актуальные проблемы современного начального образования / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа : журнал . - 2017 .- № 9 .
9. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и
лексикография. Основные типы лексических значений слова. - М.,
1977.
10. Виноградов В.В. Об омонимии в русской лексикографической традиции // Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977.
11. Волина В. В. Русский язык (Серия «Учимся играя»). ТОО Издательство «АРГО», 1996.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
13. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва: АПН РСФСР, 1961. - 470 с.
14. Зализняк А. А. Феномен многозначности и способы его описания / А.А.Зализняк // Вопросы языкознания. - 2004. - No2. - С. 20-45.
15. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001.
• 432 с.
... всего 43 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ