Введение 3
Глава ГАнатомо-физиологические особенности детей 10-11лет 5
1.1. Физиологические особенности адаптации детей
среднего школьного возраста к физическим нагрузкам 12
1.2. Особенности возрастного развития двигательных качеств 17
1.3. Особенности методики занятий с учащимися 10-11 лет 19
Глава II. Методы, организация и методика проведения педагогического эксперимента 21
2.1 .Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 22
2.3. Содержание экспериментальной программы проведения
занятий по плаванию с детьми 10 -11 лет 23
Глава III. Результаты исследования 27
Выводы 31
Практические рекомендации 32
Литература 33
Приложения 36
Совершенствование структуры и содержательного компонента урочных форм занятий физической культурой является одной из наиболее значимых и привлекающих взгляды передовых умов и специалистов проблем в общей системе физического воспитания.
Предпосылками данного обстоятельства являются факты о неуклонно возрастающей тенденции в ухудшении состояния здоровья современных школьников[3]
Первостепенной причиной настоящего явления являетс я гиподинамия и гипокинезия (недостаточная двигательная активность), каждая из которых влечет за собой серьезные и порой необратимые последствия в физическом, функциональном и психическом развитии детей[1].
На сегодняшний день образуется слишком большая прослойка детей, для которых 721 и 1021 академический час, предусмотренного государственной программой по физическому воспитанию, являются единственной формой организованных занятий физическими упражнениями. В связи с чем, возникает необходимость изыскания и интегрирования наиболее эффективных средств и форм занятий физической культурой в учебно-познавательном процессе школьной системы образования в рассматриваемой области[17].
Введение третьего часа по физической культуре з начительно расширяет границы для творческого решения данного вопроса в частном порядке (конкретно учителями). Альтернативы свободного часа представляют прекрасную возможность для определения наиболее рационального и эффективного его использования в условиях конкретного общеобразовательного учреждения располагающими для этого определенными условиями [19].
Слабая разработанность предложенной тематики подтверждает актуальность отмеченных вопросов, которые побудили нас к специальному исследованию, проводимому на базе гимназии №10 г.
Дивногорска.
В нашем случае было принято решение использовать третий урок физической культуры для занятий плаванием.
Целью данной работы является - проследить динамику физического развития детей 10-11 лет под влиянием занятий плаванием в урочной форме занятий физической культурой.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние вопроса по литературным данным.
2. Определить уровень физического развития и двигательной подготовленности детей 10-11 лет;
3. На основании результатов тестов интегрировать и совершенствовать технологию физического воспитания;
4. Выявить эффективность предлагаемой методики.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование третьего урока физкультуры на основе занятий по плаванию окажет существенное влияние на физическое развитие детей 10-11 лет.
Объект исследования - учебный процесс по физическому воспитанию.
Предмет исследования - методика проведения третьего урока по физической культуре на основе занятий по плаванию.
Практическая значимость данной работы з аключаетс я в использовании полученных рез ультатов эмпирическим методов в практике специалистов по физическому воспитанию и выделении новых приоритетных сведений, представляющих широкие границы для дальнейших научных разработок в данной с фере деятельности.
1. Анализ научно - методических материалов свидетельствует о том, что на уроках физической культуры, уделяется недостаточное внимание на развитие двигательных способностей, что не благоприятным образом сказывается на уровне двигательной подготовленности школьников и соответственно их здоровью.
2. Использование третьего урока по физической культуре на основе определённого вида спорта (плавания) способствуют повышению интереса и мотивации учащихся к занятиям физической культурой и позволяют использовать разнообразные средства и методы физического воспитания в целях совершенствования подготовки занимающихся.
3. Анализ результатов двигательной подготовленности детей 10 - 11 лет подтвердил теоретические данные о положительном влиянии занятий по плаванию в качестве третьего урока по физической культуре. Было установлено, что в уровень двигательной подготовленности детей после эксперимента в экспериментальной группе был гораздо выше, чем в контрольной. В начале эксперимента у занимающихся отмечался низкий уровень двигательной подготовленности по всем показателям, по окончании же эксперимента уровень двигательной подготовленности повысился у всех учащихся по всем показателям и достиг уровня «выше среднего». Повышение уровня двигательной подготовленности обусловлено особым воздействием водной среды, в результате оказание дополнительного противодействия при выполнении упражнения, что благоприятным образом сказалось на развитии силовых, скоростно - силовых способностей и аэробной выносливости. Кроме того, в экспериментальной группе отмечается повышение уровня интереса и мотивации к занятиям физической культуры, о чём свидетельствует высокий уровень посещаемости
всех уроков физической культуры ( в течении недели).
4. У детей экспериментальной группы отмечается заметное улучшение осанки.
1. Апанасенко Г. В. Физическое развитие детей и подростков. - Киев.: Здоровье, 1985.
2. Ахун А. С. Урок физической культуры. - М.: ФиС, 1980.
3. Бажуков С. М. Здоровье детей - общая забота. - М.: ФиС, 1987.
4. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры - Издание 5-е переработка и дополнение. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -224 с.
5. Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: ФиС, 2000.
6. Васильева В. Е. Физиология школьника. - Киев.: Здоровье, 1981.
7. Волохитина М.И. Очерки психологии младших школьников. - М.: АПН РСФСР, 1959. - с.214.
8. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (Возрастные особенности с основами школьной гигиены). Изд. 2-е, перераб. и доп. Учебное пособие для пед. ин-тов. М., “Высшая школа”, 1974.
9. Гридченко И. А. Основы физического воспитания. - М.: Медицина, 1982.
10. Гуревич Н.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Знание, 1988. -с.79.
11. Дубровинский В. И. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: ФиС, 1988.
12. Дембо А. Г. Спортивная медицина. - М.: ФиС, 1987.
13. Дембо А. Г. Врачебный контроль в спорте. - М.: ФиС, 1987.
14. Душанин С. А. Тренировочные программы для здоровья. - Киев.: Здоровье, 1985.
15. Куперина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека: Учебник для фак. пед. ин-тов. - 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1979. - 304....39