ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1 Сущность понятия «тревожность» 4
1.2. Особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома 12
1.3 Особенности эмоциональных переживаний детей младшего школьного
возраста, воспитывающихся в условиях детского дома 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В
УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА 27
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования 27
2.2. Особенности проявления тревожности у детей младшего школьного
возраста, воспитывающихся в условиях детского дома 30
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности детей младшего
школьного возраста 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Психолого-педагогические исследования последних лет свидетельствует о том, что высокий уровень тревожности детей младшего школьного возраста - достаточно распространенное явления. Исследованием тревожности у детей занимаются такие ученые как: И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие.
Отсутствие своевременной психологической помощи может привести в дальнейшем к развитию тревожности, как устойчивой личностной черты, неуверенности в себе и окружающих, агрессии, что в дальнейшем может явиться препятствием для успешной адаптации ребенка к школе и последующего личностного развития.
В настоящее время остается актуальным исследование тревожности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома. В детском доме дети не получают должной поддержки и взаимопонимания со стороны взрослых, не имеют опыта близких межличностных отношений, которые являются залогом гармоничного развития личности. Развитие тревожности у детей, воспитывающихся в условиях детского дома, может привести к деформации личности, проблемам в развитии и социализации.
Цель исследования: выявить особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «тревожность»;
2. Рассмотреть особенности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома;
3. Раскрыть особенности эмоциональных переживаний детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома;
4. Подобрать методику для изучения тревожности детей младшего
школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома;
5. Выявить особенности проявления тревожности детей младшего
школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома;
6. Разработать рекомендации для коррекции тревожности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют особенности в проявлении тревожности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома от детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях семьи, а именно в видах страхов и уровне тревожности.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы.
Эмпирические: тестирование.
Методика: «Выбери нужное лицо» (Р Тэммл, М. Дорки, В. Амен), Методы количественной и качественной обработки полученных данных.
Методологические основы исследования: исследования тревожности А.И. Захарова, Е.Б. Ковалёва, а также исследования В.С. Мухиной, касающиеся психологических особенностей детей-сирот.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста. Могут использоваться психологами и педагогами при работе с детьми, воспитывающимися в условиях детского дома.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, можно сказать, что, несмотря на то, что проблемой тревожности детей младшего школьного возраста занимались многие ученые, данная проблема остается актуальной, т.к. тревожное поведение младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, имеет ряд специфических особенностей.
По мнению ученых, тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.
Психическое развитие детей, воспитывающихся в детском доме, подчиняется тем же закономерностям, что и детей, воспитывающихся в семье. Незначительные различия в темпах на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени до определенного этапа, когда вследствие систематических воздействий, различия перестают нарастать и даже уменьшаться.
Специфические условия жизни в учреждении закрытого типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребенка, искажают его эмоциональную сферу. Й. Лангмейер, З. Матейчек перечисляют своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость и т.д.
При работе с тревожными детьми, воспитывающимся в условиях детского дома, педагогам следует соблюдать некоторые рекомендации, в частности:
1. Важным условием благоприятного развития эмоциональной сферы детей является среда, в которой они находятся. Нужно понимать, что в отличие от детей, которые воспитываются в семье, дети из детских домов ограничены в контактах с внешним миром. Поэтому, окружающая их среда должна быть более развивающей и больше стимулировать их активность. Она должна стимулировать и побуждать на появление и развитие новых эмоций, качеств и волевых чувств.
2. В младшем школьном возрасте общение является неотъемлемой частью. Его содержание нужно значительно расширять. Взрослому необходимо продолжать знакомить ребенка с окружающим миром и предметами в нем, обучать новым знаниям, умениям и навыкам. Так же необходимо рассказывать ребенку о том, что он не может воспринимать непосредственно. Например, описание каких-то событий и явлений, чтение книг, просмотр фильмов и их обсуждение.
1. Абдулова И.Г., Доленко Г.Н. Особенности и последствия социальной депривации у детей // Проблемы современной науки и образования. 2015. №. 11 (41).
2. Азарова Е.А., Жулина Г.Н. Потенциал и ресурс социального педагога в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей или пребывающими в трудной жизненной ситуации // Инновационная наука. 2016. №. 3-2 (15).
3. Амбалова С. А. Проблемы и механизмы проявления тревожности учащихся младших классов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. - Т 5. - №. 3 (16).
4. Венгер А., Цукерман Г. Психологическое обследование младших
школьников. - Litres, 2017.
5. Гурьева В. А. и др. Страх и агрессия у детей младшего школьного возраста //Т 33 Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. - 2015. - С. 3.
6. Долгова В. И., Крыжановская Н. В., Грамзина Н. А. Исследование влияния самооценки на ситуативную тревожность младших школьников. - 2018.
7. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С.20-27.
8. Елькина О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития: книга для учителя. - Directmedia, 2015.
9. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. 45 с., 112 с.
10. Ильин Е. П. Психология страха. - Издательский дом «Питер», 2016.
11. Килошенко М. И. Своевременность субъекта моды //Инновационная наука. - 2015. - №. 12-3.
12. Киселева Н. А. Динамика социально-психологического здоровья детей- сирот. - 2016.
13. Колпакова А. С. Детские страхи и способы их коррекции у детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2014. - №. 3. - С. 789792.
14. Кочнева Е. М., Блохина М. А., Лебедева Е. Г. Социальная тревожность как предмет исследований в психологии // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №. 57-9. - С. 339-349.
15. Краснова С. Г., Орлова С. Ф. Психические состояния младших
школьников, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и их оптимизация //Научные исследования и разработки молодых ученых. - 2015. - №. 4. - С. 39-43.
... всего 34 источников