Введение 3
Глава 1. Тюркская интеграция после появления новых независимых тюркских государств в 1990-е гг.8
1.1 Активизация Турции после распада СССР 8
1.2 Процесс определения геополитического вектора стран Центральной Азии 18
Глава 2. Новый поворот в отношениях между странами Центральной Азии и Турцией в 2021 г. 31
2.1 Организация тюркских государств 31
2.2 Причины и цели членства тюркских государств Центральной Азии в ОТГ 43
Глава 3. Борьба между державами 49
3.1 Турция и развитие концепции «Великого Турана» 49
3.2 Китай 56
3.3 Россия 61
3.4 США 63
Заключение 66
Список литературы 69
В научно-исследовательском отношении тема работы является актуальной, поскольку внешняя политика современной Турции в отношении государств с преобладающим тюркским населением характеризуется как «неопантюркизм» актуализация пантюркизма, причем не только в плане связки Турция-Азербайджан, но и в отношении стран Центральной Азии, требует, наряду с рассмотрением фактов недавнего времени, анализа новостных данных СМИ из тюркоязычных стран региона. Пантюркизм начал свое существование в качестве интеллектуального течения. Это течение проповедовало языковую, культурную, религиозную общность тюркоязычных народов. Впоследствии течение приобрело политический характер, а также поставило такую цель как создание тюркского государства, в составе которого проживали бы все тюркские народы. Само возникновение и развитие этого течения проходило параллельно с развитием капитализма в Османской империи и в городах Российской империи. Одним из родоначальников этой идеологии был АрминийВамбери (1832-1913), который выдвинул гипотезу о том, что венгерский язык родственен тюркским языкам. Пантюркизм, в его трактовке, стал ответом на панславизм и в этом смысле имел острую антироссийскую направленность.
Советская национальная политика, направленная на «размежевание» тюркского населения и акцентуализацию этнических особенностей каждого из тюркских народов, исходила из концепции опасности идеологии пантюркизма, возникшей в конце XIX века и ставшей важным политическим фактором в первой четверти ХХ века. Татарские, башкирские и турецкие теоретики и практики пантюркизма (И. Гаспринский, Ю. Акчура, З. ВалидиТоган (Валидов), З. Гёкальп и др.) по-разному понимали пантюркизм. Для одних он был неразрывно связан с мусульманским реформаторством (джадидизмом), другие мечтали о создании единого тюркского языка и культурном сближении тюркских народов через посредство печати, третьи вынашивали планы строительства единого тюркского государства на развалинах других государств (в том числе Российской империи). Разумеется, последняя идея, будучи подхваченной широкими тюркскими «массами», представляла бы собой угрозу как для Российской империи, так и для Советской России и СССР. Это объясняет ту настойчивость, с которой советское правительство во главе с И. Сталиным, проводило политику «разделяй и властвуй» в отношении тюркских народов и в известной мере (через нациестроительство) поощряло этнонационализм.
Вслед за распадом СССР и появлением новых независимых государств, Центральная Азия, бывшая в XIX в. важнейшим объектом геополитического противостояния великих держав (Российской и Британской империи), вновь вернулась в геополитику. При этом новые независимые государства сами стали субъектами геополитики, самостоятельно выстраивающими линию внешнеполитического поведения и борющимися за влияние в регионе и в Евразии в целом. Некоторый геополитический «откат» России из региона в 1990-е годы неизбежно привел к активизации на этом направлении таких крупных игроков, таких как США, ЕС, Китай.
Турецкая Республика особенно выделяется среди всех стран. Анкара постоянно обращалась к «общим тюркским корням» и при этом считала, что может помочь странам Центральной Азии осуществить поставки своей продукции в Европу. Турецкая Республика поставила цель стать региональной державой, воспользовавшись ситуацией.
На основных принципах и слиянии идей пантюркизма, пантуранизма и тюркизма возник неопантюркизм. Пантюркизм можно считать одним из ответвлений идеологии пантуранизма, который подразумевает общее происхождение всех тюркских народов на территории «великого Турана». Пантюркизм в самом широком смысле – «это идеологическое, политическое и до некоторой степени культурное движение, нацеленное на достижение большей степени единства между всеми тюркскими народами вплоть до создания конфедерации тюркских государств или даже тюркской федерации» . В основе неопантюркизма лежат такие идеи, как объединение народов по их этнической принадлежности к тюркам, приверженность исламу, общность языка, исторической культуры и восточного менталитета.
В наше время сторонниками пантюркистской идеологии в Турции считаются ультраправая консервативная политическая партия «Партия Националистическое движение» (ПНД) и военное крыло ПНД – националистическо-радикальная группировка «Серые волки».
Изучением пантюркистской идеологии и её роли в политике Турции занимались О.М. Омаров, Р.С. Терехов, А.В. Чесноков.
На сегодняшний день вопросом пантюркизма в рамках общих тюркологических исследований занимался ряд отечественных авторов: Ю.Г. Барсегов, Дж. Гасанлы, М.А. Гасратян, В.А. Гордлевский, В.И. Данилов, И. Г. Дроговоз, Д.Е. Еремеев, П.П. Моисеев, В.А. Надеин-Раевский и другие.
Иностранными исследователями, которые внесли особый вклад в изучение истории и развития пантюркизма, являются Я. Ландау, Р. Мевлан-заде, Д. Робинсон, Ч.У. Хостлер и другие. Кроме того, необходимо отметить турецких исследователей, работы которых посвящены идеологии пантюркизма в наши дни: М. Айдын, Б. Акгун, Б. Араз и другие.
Объектом исследования является неопантюркизм концепции «Великого Турана».
Предметом исследования являются практика неопантюркизма в тюркоязычных странах Центральной Азии и процессы тюркской интеграции после распада СССР в 1991 г.
Целью является изучение влияние неопантюркизма на геополитические процессы, касающихся стран Центральной Азии.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Изучить развитие концепции «Великого Турана» и охарактеризовать её, а также изучить основные процессы тюркской интеграции;
2. Определить время появления идеологии неопантюркизма и определить её характер и связи с нынешними геополитическими тенденциями тюркоязычных стран;
3. рассмотреть ряд новостных источников разных стран, чтобы определить общность политических курсов;
4. выявить роль пантюркизма в идеологическом процессе в Турецкой Республике и в странах Центральной Азии;
5. Обозначить ключевые международные организации, которые играют решающую роль для Центральной Азии;
6. Сопоставить влияние мировых держав в регионе, дабы определить уровень процессов тюркской интеграции.
Хронологические рамки исследования охватывают период от распада СССР в 1991 г., когда со стороны Турции начались попытки консолидации тюркских народов стран Кавказа и Центральной Азии, по наши дни.
Источниковую базу составляют документы и программные статьи на тему отношений стран Центральной Азии с Турцией, Китаем, Россией и США на русском, английском, турецком, казахском и узбекском языках.
Данная исследовательская работа является продолжением моей курсовой работы 3 курса, в которой я подробно описал историю возникновения и развития пантюркизма.
В наши дни Центральная Азия является приоритетным регионом в геополитическом курсе Турции. Создание Организации тюркских государств и других механизмов сотрудничества с центральноазиатскими государствами – это стремление Турции достичь определенные задачи на мировой арене: укрепить политические связи на региональном и международном уровнях, а также вывести сотрудничество на новый уровень. Анкара является сильным игроком, оказывающим влияние на центральноазиатскую географическую зону, сотрудничая с государствами региона в социально экономической, военно-политической, военно-технической, культурной, образовательной сферах.
Идеи неопантюркизма оказывают существенное влияние на внешнюю политику Турции, что проявляется во внешней политике путем поддержки организаций, которые расширяют сотрудничество со странами Центральной в различных сферах (ТИКА и ТЮРКСОЙ).
Идея единства этнически родственных народов, бесспорно, существует и сейчас, что позволяет говорить о перспективах дальнейшего сотрудничества стран Центральной Азии и Турции. Хотя взаимный интерес государств друг к другу растет, нельзя забывать о том, что в данный момент Турция соперничает за влияние в Центральной Азии с двумя другими странами– Россией и Китаем. Укрепление сотрудничества с этими державами имеет колоссальное значение для стран Центральной. КНР, являясь ведущей экономикой региона, инвестирует огромные средства в экономику Центральной Азии. Структура безопасности Центральной Азии была построена под влиянием Москвы, которая является гарантом безопасности в рамках ОДКБ до сих пор. Центральноазиатские республики занимают промежуточную позицию, то есть стараются развивать свои отношения с Россией, Китаем и Турецкой Республикой, которая по причине недостатка прежде всего экономических ресурсов является только альтернативным вариантом для сотрудничества.
Вашингтон считает Центральную Азию «плацдармом» для реализации своих геополитических целей в регионе и планирует активнее участвовать в совместных экономических проектах, чтобы оказать свое политическое влияние и предрасположить страны Центральной Азии к своим установкам в этой части Евразии. США пытаются помешать Китаю, России и Турции расширять свое влияние в регионе.
Реализация идеи России по созданию Евразийского союза, который бы обеспечил стабильность и безопасность для стран Центральной Азии также является целью для Китая, так как это бы стало ключевым фактором стабилизации западной части страны. По этой причине Китай способствует евразийской экономической интеграции. В независимости от интеграционных процессов стран Центральной Азии, Китай продолжит укрепление двусторонних связей с каждой из них.
Что касается Организации тюркских государств, то её перспективы развития ограничены вследствие многовекторной политики тюркоязычных стран. Спектр интересов стран-членов и стран-наблюдателей ОТГ препятствует эффективному развитию по ряду вопросов. Интеграция государств Центральной Азии происходила постепенно, а цель ОТГ к более обширной и скоротечной интеграции является труднодостижимой. Отсутствие сильной руководящей силы также препятствует протеканию процессов тюркской интеграции. На данный момент страны Центральной Азии дорожат своим суверенитетом и опасаются, что в итоге неопантюркизм поставит под угрозу их независимость. В рамках ОТГ на данный момент нет выявленного лидера, главными центрами являются Турция, Казахстан и Узбекистан, которые имеют собственные амбиции и желают извлечь выгоду из сотрудничества между тюркскими странами. Экономика Турции вряд ли обеспечит функционирование всего тюркского мира, однако ОТГ может стать организацией по типу ЕС, если цели тюркоязычных стран будут лежать в одной плоскости. На данный момент каждая страна-член ОТГ преследует прежде всего достижение своих собственных целей. Но не будем забывать, что присоединение Узбекистана и активизация Туркменистана может дать толчок для развития ОТГ на фоне геополитической ситуации в регионе и мире.
1. 5. DPT. General Economic Index. Ankara 1996, pp. 57, 68; 2002, pp. 49, 60, 6.
2. Астанинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/supplement/5206 (дата обращения: 22.05.2023).
3. Договор между Правительством РК и ТР об оказании безвозмездного военного содействия Республике Казахстан Турецкой Республикой от 29 июля 1998 г. //Министерство иностранных дел Республики Казахстан [Электронный ресурс] //http://www.Mfa/kz/rus/PHP/dogovor.php,?dogovor=1&selected=8 (дата обращения: 15.05.2023).
4. Договор о вечной дружбе между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан от 31 октября 1998 г. //Министерство иностранных дел Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: //https://lex.uz/docs/2553826 (дата обращения: 15.05.2023).
5. Соглашение между Правительством РК и Правительством ТР о сотрудничестве в области военного образования// Казахстан–Турция: 5 лет дружбы и сотрудничества. – Анкара, 1996. С.338-354
6. The Program of the 59th Government, Ankara, 18 March 2003 - www.mfa.gov.tr (Датаобращения 23.05.2023).
Список литературы
На русском языке
7. 16 марта в Анкаре пройдет внеочередной саммит Организации тюркских государств. Он посвящен стихийным бедствиям // Посольская жизнь. URL:https://embassylife.ru/post/23759 (Дата обращения: 23.05.2023).
8. Абиесова H. Турция - Центральная Азия: вчера и сегодня // Казахстан-Спектр. 2003. №3. С. 14.
9. АкказиеваГульнураИльясовна Факторы эволюции геополитического положения стран Центральной Азии // Вестник МГИМО. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-evolyutsii-geopoliticheskogo-polozheniya-stran-tsentralnoy-azii (дата обращения: 15.05.2023).
10. Армейская дружба: как Турция ищет союзников в Средней Азии // Газета.ru. URL:https://www.gazeta.ru/politics/2020/10/28_a_13337641.shtml?updated (Дата обращения: 23.05.2023).
11. Балиев, А. (2020) ‘Киргизия в планах турецкой экспансии в Центральную Азию’, Военно-политическая аналитика, 9 ноября. URL: https://vpoanalytics.com/2020/11/09/kirgiziya-v-planah-turetskoj-ekspansii-v-tsentralnuyu-aziyu/ (дата обращения: 15.05.2023).
12. Баталова А. Десять лет «арабской весны» // URL: https://tengrinews.
kz/opinion/desyat-let-arabskoy-vesnyi-1093/ (Дата обращения: 23.05.2023).
13. Бурашникова А.Б. Неопантюркизм и неоосманизм во внешней политике Турции // Известия Саратовского ун-та. 2013. Т. 13. Вып. 2.
14. Бурашникова А.Б. Неопантюркизм и неоосманизм во внешней политике Турции // Известия Саратовского ун-та. 2013. Т. 13. Вып. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neopantyurkizm i neoosmanizmvovneshneypolitike turtsii.pdf (дата обращения: 23.05.2023).
15. В Кремле прокомментировали идею Эрдогана о «тюркском мире» // БИЗНЕС Online. URL:https://m.business-gazeta.ru/news/533492 (дата обращения: 23.05.2023).
16. В Стамбуле проходит VIII саммит лидеров Тюркского совета // AnadoluAjansı. https://www.aa.com.tr/ru/турция/в-стамбуле-проходит-viii-саммит-лидеров-тюркского-совета/2419070 (дата обращения: 23.05.2023).
17. Васильева Светлана Анатольевна. Пантюркизм на современном этапе: теоретическая база и практическая деятельность // Социум и власть. 2011. №3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pantyurkizm-na-sovremennom-etape-teoreticheskaya-baza-i-prakticheskaya-deyatelnost (дата обращения: 23.05.2023).
18. Взаимоотношения Узбекистана и Казахстана: основные тенденции и фактор устойчивости Центральной азии [Электронный ресурс] // StanRadar. 2016. 21 апр. URL: http://www.stanradar.com/news/full/20534-vzaimootnoshenija-uzbekistana-i-kazahstana-osnovnye-tendentsii-i-faktor-ustojchivosti-tsentralnoj-azii.html (дата обращения: 15.05.2023)
19. Главы МИД стран Тюркского совета обсудят в Стамбуле ситуацию в Афганистане // ТАСС. URL:https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12511611 (дата обращения: 23.05.2023).
20. Грозин А. В. Политика Турции в постсоветской Центральной Азии: подходы, институты, перспективы // Постсоветский материк, 2021, 2(30), с. 26.
21. Девятый саммит Организации тюркских государств – каспийские аспекты и экспертные оценки // Каспийский вестник. URL:http://casp-geo.ru/strong-devyatyj-sammit-organizatsii-tyurkskih-gosudarstv-kaspijskie-aspekty-i-ekspertnye-otsenki-strong/ (Дата обращения: 23.05.2023).
22. Дуйсен Г.М., Айтжанова Д.А., Тесля П.Н. Возможна ли экономическая интеграция в Центральной Азии? Региональный вектор политики Казахстана // ЭКО. 2020. №10 (556).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhna-li-ekonomicheskaya-integratsiya-v-tsentralnoy-azii-regionalnyy-vektor-politiki-kazahstana (дата обращения: 15.05.2023).
23. Жизнин Станислав Захарович, Гулиев Игбал Адиль. Оглы Энергетическая дипломатия в Каспийском регионе // Вестник МГИМО. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/energeticheskaya-diplomatiya-v-kaspiyskom-regione (дата обращения: 15.05.2023).
24. Зафар Э. Мирсамадов. Геополитические интересы России в Центральной Азии // OJHPL. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geopoliticheskie-interesy-rossii-v-tsentralnoy-azii-1 (дата обращения: 23.05.2023).
25. Иванова И. Турция в Центральной Азии, партнер или соперник? // Азия и Африка сегодня: 2019,б №7, с. 39-47.
26. Илюхин Л. Турецкий гамбит, или возможно сегодня реанимирование идей объединения тюркских народов Центральной Азии? // ЦентрАзия. 2007. 10 декабря.
27. Илюхин Л. Турецкий гамбит, или возможно сегодня реанимирование идей объединения тюркских народов Центральной Азии? // ЦентрАзия. 2007. 10 декабря. URL:
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1197303780 (дата обращения: 23.05.2023).
28. Как Китай забрал территорию у бывших советских республик // Взгляд. URL:https://vz.ru/world/2021/1/8/1078238.html (дата обращения: 22.05.2023).
29. Киргизия и Таджикистан громко ссорятся // Коммерсантъ. URL:https://www.kommersant.ru/doc/5619937 (дата обращения: 23.05.2023).
30. Куртов А.А. Политика Турции в отношении Республики Казахстан // Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. М.: РИСИ, 1995.
С. 395–406.
31. Лаумулин. M. Исламские игроки на центральноазиатском поле: интересы ближайших мусульманских
государств в странах региона // Центральная Азия и Кавказ. 2003. No2. С. 69.
32. Ли Синь Экономические интересы России и Китая в Центральной Азии: сравнительный анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-interesy-rossii-i-kitaya-v-tsentralnoy-azii-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 21.05.2023).
33. Лидеры стран ОТГ оценили вклад Чингиза Айтматова в единство тюркского мира // Ритм Евразии. URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2022-11-13--lidery-stran-otg-ocenili-vklad-chingiza-ajtmatova-v-edinstvo-tjurkskogo-mira-63024 (дата обращения: 15.05.2023).
34. Лихачев М. А. Казахстанско-турецкое сотрудничество в контексте стратегического партнерства Астаны и Москвы / Проблемы национальной стратегии № 4 (49) 2018. С.131 – 148.
35. Малышев Дмитрий Валерьевич. Политика нейтралитета на постсоветском пространстве. На примере Туркменистана и Молдавии // Свободная мысль. 2019. №6 (1678). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-neytraliteta-na-postsovetskom-prostranstve-na-primere-turkmenistana-i-moldavii (дата обращения: 14.06.2023).
36. Мамбеталиев Канат Уркашевич. Единство этноспортивной и этнокультурной программ Всемирных Игр кочевников: историческое и социокультурное значение // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. №4 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinstvo-etnosportivnoy-i-etnokulturnoy-programm-vsemirnyh-igr-kochevnikov-istoricheskoe-i-sotsiokulturnoe-znachenie (дата обращения: 17.05.2023).
37. Мамбеталиев Канат Уркашевич. Уникальность Всемирных Игр кочевников // Манускрипт. 2017. №12-2 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/unikalnost-vsemirnyh-igr-kochevnikov (дата обращения: 17.05.2023).
38. Мирзеханов В. Восприятие Россией политики Турции в Централь-
ной Азии и перспективы российско-турецкого сотрудничества в регионе // URL: http://histrf.ru/uchenim/blogi/post/post-310 (дата обращения: : 23.05.2023).
39. Муратшина К.Г. Приоритеты стран Центральной Азии в шос в контексте их взаимоотношений с Китаем // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-stran-tsentralnoy-azii-v-shos-v-kontekste-ih-vzaimootnosheniy-s-kitaem (дата обращения: 22.05.2023).
40. МуроджонМустофаев. Приоритеты Узбекистана в рамках Организации Тюркских государств (ОТГ) // OT. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-uzbekistana-v-ramkah-organizatsii-tyurkskih-gosudarstv-otg (дата обращения: 21.05.2023).
41. Назарбаев Н. На пороге XXI века. Алматы, 1996. С.216-217.
42. Нифонтов В. Турецкая рокировка // Спецназ России.
М., 2007. No 4 (127). С. 10.
43. Новая эпоха развития: о чем говорили на саммите Организации тюркских государств // Газета.ru. URL:https://www.gazeta.ru/social/2022/11/14/15775459.shtml?updated (дата обращения: 23.05.2023).
44. Отношения между Турцией и Китаем: возможности и препятствия // Ankasam. URL:https://www.ankasam.org/%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83-%D1%82%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%B9-%D0%B8-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC/?lang=ru (дата обращения: 22.05.2023).
45. Пангиреева З. Соединенные Штаты Америки во внешней политике Казахстана — приоритеты взаимного сотрудничества. URL: https://articlekz.com/article/10759 (дата обращения: 22.05.
46. Парубочая Е. Ф. Военно-техническое и военно-образовательное сотрудничество в контексте казахстанско-турецкихотношений//Известия Алтайского государственного университета. 2008. № 4/1. Серия История. Политология. Барнаул. Издательство Алтайского государственного университета. С.98.
47. По газопроводу «Центральная Азия – Китай» в Поднебесную поставили 43,2 млрд кубометров газа - потребности КНР // Eurasia Today. URL: https://www.eurasiatoday.ru/economy/12143-%D0%BF%D0%BE-%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%83-%C2%AB%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F-%E2%80%93-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%C2%BB-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8-43,2-%D0%BC%D0%BB%D1%80%D0%B4-%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B0.html (дата обращения: 15.05.2023).
48. Пономарев В.А. Об основных направлениях политики США в Центральной Азии. Проблемы постсоветского пространства. 2020;7(4):445-459. https://doi.org/10.24975/2313-8920-2020-7-4-445-459(дата обращения: 23.05.2023).
49. Почему Россия уступает позиции в Центральной Азии // РБК. URL:https://www.rbc.ru/politics/21/05/2023/64677fc49a79472fac8cab00 (дата обращения: 22.05.2023).
50. Приграничный конфликт Киргизии и Таджикистана // РБК. URL:https://www.rbc.ru/politics/18/09/2022/632428299a794745d8046839 (дата обращения: 23.05.2023).
51. Сафонкина Елизавета Андреевна Турция как новый актор политики «Мягкой силы» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turtsiya-kak-novyy-aktor-politiki-myagkoy-sily (дата обращения: 12.06.2023).
52. Сман А., Дусанбекова М.А., Гахарманова Н.Б. О некоторых аспектах создания и деятельности Организации тюркских государств [Электронный ресурс] // Danish Scientific Journal. 2022. No 65.– С. 17–22. – Режим доступа: URL: http://www.danish-journal.com/ru (дата обращения: 15.05.2023).
53. Токаев назвал ШОС самой успешной международной организацией в настоящее время // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15771223(дата обращения: 21.05.2023).
54. Троицкий Е. Политика Турции в Центральной Азии (1992 – 2000 гг.) // Вестник Томского государственного университета. – 2009. С.84.
55. Турция и Казахстан договорились о военном сотрудничестве // TRT. URL:https://www.trtrussian.com/novosti/turciya-i-kazahstan-dogovorilis-o-voennom-sotrudnichestve-8825947 (дата обращения: 23.05.2023).
56. Тюркские государства обсуждают создание единого алфавита // TRT. URL:https://www.trtrussian.com/novosti-mir/tyurkskie-gosudarstva-obsuzhdayut-sozdanie-edinogo-alfavita-10617934 (дата обращения: 23.05.2023).
57. Тюркский мир: пора ли объединяться? Возможности интеграции
тюркского мира // URL: https://platon.asia/politika/tyurkskij-mir-pora-
li-ob-edinyatsya (дата обращения: 23.05.2023).
58. Тюркский совет переименовали в Организацию тюркских государств // ТАСС. URL:https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/12912505 (дата обращения: 23.05.2023).
59. Удастся ли турне Блинкена ослабить связи Центральной Азии с Россией // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/28/02/2023/63fe181e9a794704f86a70db?from=article_body (дата обращения: 23.05.2023).
60. Удастся ли турне Блинкена ослабить связи Центральной Азии с Россией // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/28/02/2023/63fe181e9a794704f86a70db?from=article_body (дата обращения: 23.05.2023).
61. Узбекистан и Организация тюркских государств: какие инициативы выдвинул Шавкат Мирзиёев? // Darakchi.uz. URL: https://darakchi.uz/ru/155754 (дата обращения: 15.05.2023).
62. Уразова Е. И. Турция сегодня: экономическое сотрудничество со странами Южного Кавказа и
Центральной Азии. М 2012. С. 20.
63. Уразова Е. Проблемы российско-турецких отношений в Центральной
Азии // Российско-турецкие отношения: 2002–2012 годы (материалы круглого стола, г. Москва, 4 апреля 2013 г.) / Под ред. В. Аваткова, С. Дружиловского, А. Федорченко. М.: Изд-во МГИМО, 2013. С. 137.
64. Ханова Ирина Евгеньевна Казахстан - Узбекистан: история сотрудничества и перспективы взаимодействия // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2017. №4-1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kazahstan-uzbekistan-istoriya-sotrudnichestva-i-perspektivy-vzaimodeystviya (дата обращения: 15.05.2023).
65. Шавкат Мирзиёев дал интервью накануне визита в Казахстан [Электронный ресурс] // Новости Узбекистана. 2017. 22 марта. URL: http://novosti-uzbekistana.ru/shavkat-mirziyoev-dal-intervyu-nakanune-vizita-v-kazaxstan/ (дата обращения: 15.05.2023).
66. ЮйяньЧжан Организация тюркских государств (ОТГ): происхлждение, мотивы, особенности и влияние // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-tyurkskih-gosudarstv-otg-proishozhdenie-motivy-osobennosti-i-vliyanie (дата обращения: 18.05.2023).
На английском языке
67. Akkok F., Balci A., Demir C. E. The Role of Turkish Schools in the educational system and social transformation of Central Asian countries: the case of Turkmenistan and Kyrgizstan // Central Asian Survey, 2000, 19:1, p. 142.
68. Army Of Great Turan: Erdogan’s Neo-Ottoman Ambitions Move Forward // South Front. URL:https://southfront.org/army-of-great-turan-erdogans-neo-ottoman-ambitions-move-forward/ (Дата обращения: 23.05.2023).
69. Blinken’s Central Asia Visit Raises Questions on US Role, Assistance // VOA. URL: https://www.voanews.com/a/blinken-s-central-asia-visit-raises-questions-on-us-role-assistance-/6987471.html (дата обращения: 23.05.2023).
70. C5+1 Diplomatic Platform // U.S. Department of State. URL: https://www.state.gov/c51-diplomatic-platform/ (дата обращения: 23.05.2023).
71. David Biro. The Turan Army. Opportunities for a new military cooperation led by Turkey // Nuova AntologiaMilitare, 2021, 8:2, p. 347-348.
72. Robins Ph. Turkey’s Ostpolitik: Relations with the Central Asian states // Central Asia Meets the Middle East. L., Portland, Or., 1998. P. 129-149.
73. Tomar, C. (2021) ‘From Turkic-speaking countries to Turkish states: Transformation of Turkic Council into «Organization of Turkic States» in such short time has great meaning in terms of institutional change, future’, Anadolu Agency, November 16 [online]. Available at: https://www.aa. com.tr/en/analysis/analysis-from-turkic-speaking-countries-to-turkish-states/
74. Tomar, C. Turkish Council: From one nation to six states, Kazakhstan, Uzbekistan, Azerbaijan, Kyrgyzstan, as well as Hungary to participate in informal Turkish Council summit, 01 April 2021 at https://www.aa.com.tr/en/analysis/analysis-turkish-council-
from-one-nation-to-six-states/2195343 (Датаобращения: 23.05.2023).
75. Turkish foreign policy. Vol. 2, 1980-2001, p. 382
На турецком языке
76. 4. DünyaGöçebeOyunları'nınkapanıştöreniyapıldı // AnadoluAjansı. URL:https://www.aa.com.tr/tr/spor/4-dunya-gocebe-oyunlarinin-kapanis-toreni-yapildi/2700889 (дата обращения: 17.05.2023).
77. AvrasyaBultem issue number 10, Осак 2003.
78. AvrasyaBulteni issue number 10, Mayis 2003.
79. AvrasyaBulteni issue number 11, Haziran 2003.
80. AvrasyaBulteni issue number 16, Aralik 2003.
81. AvrasyaBulteni issue number 16, Kasim, 2003.
82. ÇareTuranOrdusu // Türkiye. URL: https://m.turkiyegazetesi.com.tr/gundem/741999.aspx (Датаобращения: 23.05.2023).
83. CumhurbaşkanıErdoğanTürkDevletleriTeşkilatıAksakallarKonseyiHeyeti'nikabuletti // Anadolu Ajansı. URL:https://www.aa.com.tr/tr/gundem/cumhurbaskani-erdogan-turk-devletleri-teskilati-aksakallar-konseyi-heyetini-kabul-etti/2500151 (Дата обращения: 23.05.2023).
84. TürkDevletleriTeşkilatı'ndanKırgızistanveTacikistan'amüzakereyleçözümçağrısı // TRT. URL:https://www.trthaber.com/haber/dunya/turk-devletleri-teskilatindan-kirgizistan-ve-tacikistana-muzakereyle-cozum-cagrisi-649906.html (Дата обращения: 23.05.2023).
85. Türkiye-ÇinİlişkileriUygurSorununaRağmenDerinleşiyor // VOA. URL:https://www.voaturkce.com/a/turkiye-cin-iliskileri-uygur-sorununa-ragmen-derinlesiyor/5826904.html (дата обращения: 22.05.2023).
86. Zeyrekli S. TurkiyeninOrtaPolitikasindaDemirel in Rolu // Elektronic Journal of Political Studies, June 2013,p.28.
На казахском языке
87. ҚазақстанРеспубликасысыртқысаясатының 2020 – 2030 жылдарғаарналғантұжырымдамасытуралы // ҚазақстанРеспубликасыПрезидентініңресми сайты. URL:https://www.akorda.kz/kz/legal_acts/decrees/kazakstan-respublikasy-syrtky-sayasatynyn-2020-2030-zhyldarga-arnalgan-tuzhyrymdamasy-turaly (дата обращения: 23.05.2023).
88. Президент Түркімемлекеттеріұйымыныңсаммитінеқатысты // ҚазақстанРеспубликасыПрезидентініңресми сайты. URL: https://www.akorda.kz/kz/prezident-turki-memleketteri-uyymynyn-sammitine-katysty-11104513 (дата обращения: 23.05.2023).
89. Сотрудничество Республики Казахстан с Турецкой Республикой // Министерство иностранных дел Республики Казахстан. Офиц. сайт. URL: http://www.mfa.kz/ru/contentview/sotrudnichestvorespublikikazakhstansturetskojrespublikoj (дата обращения: 23.05.2023).
90. V ДүниежүзіліккөшпенділеройыныҚазақстандаөтеді // ЕгеменҚазақстан. URL: https://egemen.kz/article/324662-v-duniedguzilik-koshpendiler-oyyny-qazaqstanda-otedi (дата обращения: 12.06.2023).
На узбекском языке
91. SamarqanddaTurkiydavlatlartashkilotiningbirinchisammitio‘tkaziladi // TurkicWorld. URL:https://turkic.world/uz/articles/other/50110 (дата обращения: 15.05.2023).
92. Завершается демаркация границ между Узбекистаном и Казахстаном // Muslim.uz. URL:http://old.muslim.uz/index.php/rus/novosti-2018/item/19396 (дата обращения: 15.05.2023).
93. Туркийдавлатларташкилотисаммитиякунланди // ЯНГИ ЎЗБЕКИСТОН. URL:https://yuz.uz/news/turkiy-davlatlar-tashkiloti-sammiti-yakunlandi (дата обращения: 23.05.2023).