Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы психосексуального развития. 6
1.1. Особенности психосексуального развития детей и подростков. 6
1.2 Изучение "психосексуальной ориентации" в истории и науке 13
1.3 Просветительская деятельность как средство работы с родителями
младших подростков 26
Выводы по главе 1 32
Глава 2 Экспериментальная часть 35
2.1 Методика организации эксперимента 35
2.2 Анализ результатов эксперимента. 45
2.3. Программа просветительской деятельности для родителей 61
Выводы по 2 главе 66
Заключение 68
Список используемых источников 72
Приложение 76
Актуальность исследования. Сексуальность является неотъемлемой частью жизни любого человека. Становление человека как личности женского или мужского пола неотъемлемо от развития сексуальности, и нарушения психосексуального развития в раннем возрасте может привести не только к тому, что человек в будущем будет подавлять свои желания и испытывать сложности в отношениях с противоположным полом, но и к тяжелым психологическим травмам.
Сексуальность как свойство личности формируется в непрерывном единстве с психическим развитием. С начала XX века в научном сознании укореняется положение о развитии сексуальности с момента рождения, которое впоследствии получило эмпирическое подтверждение. Формирование сексуальности — это долгий процесс, начинающийся до рождения человека и заканчивающийся в старости, и на протекание этого процесса оказывают влияние и биологические, и социальные факторы.
Изучением сексуальности занимались такие ученые как И. С. Кон, Д. Гальперин, З. Фрейд, А. Кинси.
В современном мире все чаще встречается упоминания о различных сексуальных ориентациях. Они появляются в СМИ, в кино, на улицах и в интернете. Можно сказать, что данная тема набирает определенную популярность. В связи с этим у многих взрослых людей, чаще всего у родителей или тех, кто тесно общается с детьми, появилась тенденция утверждать, что акцентирование внимания общества на теме выбора сексуальной ориентации влияет на психосексуальное развитие детей. Иными словами, если ребенок видит проявление не традиционной ориентации на улице, в интернете или в других источниках информации, то он попадает под её влияние.
И так как многие обеспокоены этим вопросом, мы можем предположить, что он достаточно актуален для изучения. Особенно учитывая, что направленность на определенную сексуальную ориентацию, 3
начинается с раннего детства ребенка, а в дальнейшем развивается под воздействием различных факторов окружающей среды. Понимание, каким образом, и в ходе каких действий происходит подобное, так же важно для данного исследования.
Целью нашего исследования является выяснение особенностей психосексуального развития в младшем подростковом возрасте и создание программы просветительской деятельности для родителей младших подростков.
Объектом исследования является психосексуальное развитие человека.
Предметом исследования являются особенности психосексуального развития в младшем подростковом возрасте.
Гипотеза исследования заключается в том, что мы полагаем, что младшие подростки, имеющие недостаток любви и внимания в семье, негативный взгляд на противоположный пол при положительном взгляде на свой собственный пол и напряженные отношения со сверстниками, склонны испытывать проблемы в психосексуальном развитии. В то же время, подростки с теплыми отношениями в семье, и положительными отношениями со сверстниками, не испытывают проблем в общении со своим или противоположным полом.
Задачи исследования:
1. Определить особенности психосексуального развития в детском и подростковом возрасте в научной литературе.
2. Выявить факторы, влияющие на выбор психосексуальной ориентации.
3. Выделить критерии для измерения состояния психосексуального развития и подобрать диагностический инструментарий.
4. Проанализировать полученные результаты констатирующего эксперимента.
...
Становление человека как личности женского или мужского пола неотъемлемо от развития сексуальности, и нарушения психосексуального развития в раннем возрасте может привести не только к тому, что человек в будущем будет подавлять свои желания и испытывать сложности в отношениях с противоположным полом, но и к тяжелым психологическим травмам.
1. В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нам удалось определить особенности психосексуального развития в детском и подростковом возрасте. Исходя из анализа, мы выяснили, что психосексуальное развитие происходит на протяжении всей жизни человека, начиная с раннего детства.
На этапе дошкольного возраста через ролевую игру ребенок реализует важнейшую для него потребность - потребность в общении. Кроме этого, особенностью данного возраста в психосексуальной сфере является переживание Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек, активно подкрепляемого заинтересованностью в строении и отличии половых органов, а также вопросами о любовных отношениях.
Младший школьный возраст характеризуется активной учебной и познавательной деятельностью, развитием самооценки и критичности мышления. В этот период сексуальная сфера развития у ребенка не так явно выражена, и связанна с латентной стадией развития, но тем не менее, интерес к теме сексуальности остается.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, в ходе которого усваиваются новые мотивы, нормы поведения, уважение и равенство. Немало важным, в данном периоде является физическое и половое созревание, тесно связанное с пубертатным периодом или подростковым кризисом. Именно в ходе этого, у подростка появляется так называемое сексуальное поведение, которое представляет собой взаимодействие индивидов, мотивированное половой потребностью.
На подростковое сексуальное поведение, кроме биологического влечения, оказывают большое влияние культурные нормы общества, в котором он живет, мнение ровесников, воспитание, семья и многое другое.
2. Помимо особенностей возраста, анализ психологической литературы позволил нам выявить факторы, способные повлиять на выбор психосексуальной ориентации. Среди факторов способных оказать влияние на выбор психосексуальной ориентации выделяют: отсутствие теплых отношений в семье, формирование половой идентичности с ориентацией на свое индивидуальное «Я», страх и неуверенность перед отношениями с лицами другого пола, отрицательный опыт, сексуальное насилие и постоянное моральное унижение лицами противоположного пола, появления гомосексуальных действий как следствия личностного неблагополучия и отражения внесексуальных проблем, потребность соответствовать моде. Некоторые из этих факторов так же способны стать причиной не только изменения ориентации, но и так же нарушения психосексуального развития.
3. В процессе изучения научной литературы мы смогли определить критерии позволяющие заметить возможные нарушение психосексуального развития у младших подростков. К таким критериям относятся: негативное отношение к противоположному полу, негативное отношение к своему полу, а также отсутствие необходимого тепла и внимания со стороны родителей и частые ссоры, и скандалы в семье. Далее на основании этих критериев мы подобрали диагностический комплекс, включающий следующие методики: специальный опросник, модифицированная методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, проективная методика «Рисунок мужчины и женщины», работа с метафорическими ассоциативными картами «Дитя и зверь».
4. Проведенный в ходе нашей работы констатирующий эксперимент позволил нам увидеть состояние психосексуального развития у младших подростков. По результатам эксперимента были выявлены три группы детей: с нормой психосексуального развития (30%), с сохранным состоянием психосексуального развития (22%) и с вероятным нарушением психосексуального развития (48%).
...
1. Абелав. Г. Исследования геев и лесбиянок/ Г.Абелав, М. Барал, Д. Гальперин. - Нью-Йорк: RoutledgePsychologyPress. 1993.
2. Акимова Л. Н.Психология сексуальности. - Одесса: СМИЛ, 2005. 198 с.
3. Алексеева М.Н. Психологические аспекты половой идентификации
детей младшего школьного возраста // Психология телесности: теоретические и практические исследования.- Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского,
2009. [Электронный ресурс] URL
http://psyjournals.ru/psytel2009/issue/40841.shtml
4. Амбросино Б. Как и зачем люди изобрели гетеросексуальность/ ВВС
Future, 2017// [Электронный
ресурс]URLhttp://www.bbc.com/future/story/20170315-the-invention-of- heterosexuality
5. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976. — 158 с.
6. Бланк Х. "Удивительно короткая история гетеросексуальности".Beacon, 2012 - 86 с.
7. Боряк А. Гомосексуализм в Японии или дискриминация гетеросексуализма //Faqafrica&asia 08.01.2018 - [Электронный ресурс] URL: https://medium.eom/@faq.africa.asia.team.
8. Васильченко Г.С. Сексопатология Справочник - М. 1990.- 432 с.
9. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
10. Глуговский Д.В. Развитие и сексуальность 2005, №1[Электронный ресурс]URLhttp://psyjournal.ru/articles/razvitie-i-seksualnost
11. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - М:АСТ,
Харвест.С. Ю.Головин. 1998.
12. Грицанов А.А.
КнижныйДом. 1999.
13. Дольто. Ф. На стороне подростка. - Екатеринбург: Рама Паблишинг. 1988. - 292 с.
14. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - Владос: Владос-Пресс. 2005 - 264 с.
15.Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — М.: Прайм- ЕВРОЗНАК. Под ред. Б. Г. Мещерякова. 2003.
... всего 58 источников