ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ 6
1.1 Понятие Комплексного развития территорий 6
1.2 Анализ программ КРТ в субъектах Российской Федерации 14
2 КАДАСТРОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ 24
2.1 Состав кадастровой информации 24
2.2 Роль и влияние использования кадастровой информации при КРТ 30
3 ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ 38
3.1 Проблемы и недостатки использования кадастровой информации 38
3.2 Предложения по решению выявленных проблем 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
Приложение А 56
Приложение Б 57
Данная выпускная квалификационная работа «Использование кадастровой информации при реализации программ комплексного развития территорий» написана в рамках образовательной программы «Кадастр недвижимости: оценка и информационное обеспечение». Тема работы выбрана в связи с её нарастающей актуальностью. Современное развитие городов предполагает необходимость освоения незастроенных территорий и обновления старой застройки, для чего на федеральном и региональном уровнях запущены программы комплексного развития территории. Это говорит об объективной необходимости в развитии территорий, в том числе для повышения уровня жизни населения и более эффективного использования земель.
Как и любая градостроительная деятельность комплексное развитие территорий (далее – КРТ) напрямую связано с землёй: земельными участками и объектами недвижимости, расположенными на них, правами, ограничениями и правоотношениями. Достоверные данные об этом в нашей стране хранятся в едином государственном реестре недвижимости, конкретнее в кадастре недвижимости. Для градостроительной деятельности необходимы кадастровые сведения или кадастровая информация как официальные данные об объектах недвижимости. Кроме того, кадастровая информация позволяет оценить и спрогнозировать экономическое, хозяйственное или экологическое состояние территорий, целесообразность их развития.
Хоть комплексное развитие территории и довольно популярно в наше время, по поводу него довольно часто возникают дискуссии на всех уровнях, а реализации программ в большинстве субъектов не продвигаются дальше первых «бумажных» этапов. Без сомнения, комплексное развитие территории – сложный разносторонний процесс, требующий привлечения крупных инвестиций, серьёзного планирования будущей застройки и повышения заинтересованности граждан вообще в данном процессе. В настоящее время накопилось уже довольно много работ, обсуждений и предложений по комплексному развитию территории, которые могли бы помочь улучшению ситуации в данной области. Однако, на мой взгляд, практически не рассмотрена роль фундаментальных при градостроительной деятельности кадастровых данных. Чаще всего рассматриваются такие аспекты как экономический вопрос, правовая база, социальные предубеждения. Очевидно, что кадастровая информация кардинально не может влиять на ситуацию. Но, на мой взгляд, своё определённое значение в данном вопросе она всё-таки имеет, и как основополагающий элемент в общей структуре комплексного развития территории может повлиять на её состояние.
Целью работы является выявление роли и влияния использования кадастровой информации при реализации программ комплексного развития территории.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
‐ рассмотрение основ законодательства по комплексному развитию территории и кадастровой информации;
‐ анализ проектов комплексного развития на территории Российской Федерации на предмет использования кадастровой информации;
‐ оценка роли и влияния использованной кадастровой информации;
‐ выявление существующих проблем использования кадастровой информации в комплексном развитии территорий и предложение их решения.
Объектами исследования в данной работе являются программы комплексного развития территорий в субъектах Российской Федерации. Предметом – необходимая для использования в данных программах кадастровая информация.
В данной дипломной работе были определены роль и влияние использования кадастровой информации при комплексном развитии территории. Для этого была изучена нормативно-теоретическая база комплексного развития, основу которой составляет Градостроительный кодекс, проанализированы программы комплексного развития в десяти субъектах Российской Федерации, и оценены роль и влияние использованной или, наоборот, неиспользованной при этом кадастровой информации. На основе исследования были выявлены существующие проблемы и недостатки в использовании кадастровой информации и предложены оптимальные по затратам и возможностям их решения.
Градостроительный кодекс является основополагающим документом в комплексном развитии территории и определяет порядок его реализации, в частности предписывает субъектам Российской Федерации самостоятельно составлять нормативно-правовые акты, устанавливающие границы территории развития, дополнительные параметры подходящих под развитие объектов недвижимости и дополнительные сведения, использующиеся в решения о комплексном развитии.
Было выявлено, что в регионах страны отнеслись к составлению такой документации без должного внимания, и практически не внесли собственных параметров сведений, кроме обязательных по Градостроительному кодексу. Также были вовсе не установлены или нерационально установлены параметры выделения границ территории, попадающей под комплексное развитие и упущена важная при принятии решения о комплексном развитии кадастровая информация.
Кадастровая информация была определена как сведения Единого государственного реестра недвижимости, представленные достоверной, всеобъемлющей, упорядоченной информацией об учтённых объектах недвижимости. Её роль при КРТ состоит в представлении официальных достоверных сведений единого государственного реестра недвижимости, на основании которых можно вынести инициативу о необходимости комплексного развития территории, а также составить и утвердить проект решения о комплексном развитии территории. Её неполное использование, а также её состав оказывают существенное влияние на реализацию программ КРТ, такое как возможность рассмотрения необходимости развития какой-либо территории, изменение сроков реализации проектов, ограничение предельных параметров зданий и сооружений и возможность их эксплуатации, а также возможность неправильного экономического расчёта затрат на начальном этапе реализации программ.
На основе анализа программ комплексного развития территории в субъектах Российской Федерации и оценки роли и влияния кадастровой информации при этом, были выявлены существующие проблемы использования кадастровой информации в такой деятельности, заключающиеся в неполноте сведений реестра недвижимости и их неиспользование в программах комплексного развития регионами. Решены такие проблемы могут быть более ответственным подходом к наполнению реестра недвижимости и к составлению постановлений о реализации программ комплексного развития и самим решениям о комплексном развитии территории. Поспособствовать этому может мониторинг со стороны правительств субъектов Российской Федерации за неучтёнными объектами и мониторинг со стороны министерства строительства за постановлениями регионов, позволяющий отправлять им на доработку их нормативные документы, пока они не будут содержать в себе все установленные требования и отображать обоснование комплексного развития и препятствия к нему.
В целом, комплексное развитие территории актуальный и нужный в наше время механизм улучшения территорий и качества жизни населения. Ответственный подход к его реализации и полное использование при этом кадастровой информации, являющейся одним из элементов оценки экономического и социального состояния территорий Государства, позволят выполнять программы в установленные изначально сроки и без изменения установленных видов разрешённого использования и строительно-архитектурных концепций.
1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения 05.05.2023).
2. «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2023).
3. Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения 15.04.2023).
4. Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.03.2023).
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 01.03.2023).
6. Закон Челябинской области от 20.04.2021 № 339-ЗО «О комплексном развитии территории в Челябинской области»// Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 20.03.2023).
7. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 (ред. от 03.03.2022) «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 30.03.2023).
8. Постановление Правительства Архангельской области от 30.06.2021 № 326-пп «О комплексном развитии территорий в Архангельской области»// Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 10.03.2023).
9. Постановление Правительства Белгородской области от 16.08.2021 № 330-пп «О порядке осуществления комплексного развития территории» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 20.03.2023).
10. Постановление Правительства Брянской области от 30.08.2021 № 353-п «Об отдельных вопросах комплексного развития территорий в Брянской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 19.03.2023).
11. Постановление Правительства Калужской области от 05.10.2021 № 661 «Об утверждении Порядка реализации решения о комплексном развитии территории» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 11.04.2023).
12. Постановление Правительства Мурманской области от 30.08.2021 № 611-пп «Об утверждении порядка реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки в Мурманской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 01.03.2023).
13. Постановление Правительства Новосибирской области от 27.07.2021 № 298-п «Об установлении Порядка реализации решений о комплексном развитии территории жилой застройки, принимаемых Правительством Новосибирской области или главой местной администрации, и Порядка определения границ территории, подлежащей комплексному развитию» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 16.03.2023).
14. Постановление Правительства Омской области от 01.10.2021 № 430-п «О порядке осуществления комплексного развития территории Омской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 30.03.2023).
15. Постановлением Правительства Пермского края от 15 июня 2021 г. № 410-п «Об утверждении Порядка реализации решения о комплексном развитии территории в Пермском крае, Порядка согласования проектов решений о комплексном развитии территории жилой и нежилой застройки, подготовленных главой местной администрации муниципального образования Пермского края, Порядка заключения договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 16.03.2023).
16. Постановление Правительства Самарской области от 20.07.2021 № 489 «Об утверждении Порядка согласования проекта решения о комплексном развитии территории жилой застройки, проекта решения о комплексном развитии территории нежилой застройки, подготовленных главой местной администрации, с уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 16.03.2023).
17. Постановление Правительства Самарской области от 21.07.2021 № 505 «Об утверждении Порядка определения начальной цены торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории в случае, если решение о комплексном развитии территории принято высшим органом исполнительной власти Самарской области или главой местной администрации»// Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 01.03.2023).
18. Постановление Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 26.12.2019 № 38-п «Об утверждении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Архангельск» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 20.03.2023).
19. Постановление Администрации городского округа Самара от 23 июня 2022 года № 442 «О комплексном развитии двух несмежных территорий жилой застройки, расположенных в границах улиц Нагорной, Пугачевской, Ставропольской, Советской в Кировском внутригородском районе городского округа Самара» // Самарская газета [Электронный ресурс] - URL:https://sgpress.ru (дата обращения 01.03.2023).
20. Постановление главы администрации г. Архангельска от 18 марта 2022 года № 557 «О принятии решения о комплексном развитии территории жилой застройки городского округа «Город Архангельск» в границах ул. Попова, просп. Обводный канал, ул. Логинова, ул. Г. Суфтина» // Информационный портал города Архангельск [Электронный ресурс] - URL:https://www.arhcity.ru (дата обращения 01.03.2023).
21. Постановление Правительства Белгородской обл. от 5.12.2022 № 711-пп «О принятии решения о комплексном развитии территории жилой застройки квартала в границах Свято-Троицкого бульвара, пр. Славы, ул. 50-летия Белгородской области, пр. Б.Хмельницкого - Белого квартала в городском округе «Город Белгород» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения 20.03.2023).
22. Постановление Брянской городской администрации от 30 декабря 2021 года № 4306-п «О комплексном развитии территории жилой застройки по инициативе Брянской городской администрации, расположенной на двух смежных земельных участках по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Дуки, 46, ул. Бондаренко» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.03.2023).
23. Постановление Администрации г. Обнинска от 21 марта 2022 года № 517-п «Решение о комплексном развитии территории жилой застройки в границах 26 микрорайона города Обнинска» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 01.03.2023).
24. Постановление Правительства Мурманской области от 31 декабря 2021 года № 1036-ПП «О комплексном развитии территории жилой застройки города Мурманска, включающей улицы Академика Павлова, Радищева, Полухина, Чехова, Генерала Фролова, Куйбышева, проезд Рылеева, переулок Дальний (Больничный район и 1 микрорайон)» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 03.03.2023).
25. Постановление мэрии города Новосибирска от 14 марта 2022 года № 772 «О комплексном развитии территории жилой застройки по ул. 57 Грибоедова в Октябрьском районе» // Официальный интернет-портал правовой информации города Новосибирска[Электронный ресурс] - URL:https://nskpravo.info (дата обращения 20.03.2023).
26. Постановление Администрации города Омска от 30 ноября 2022 года № 936-п «О комплексном развитии территории жилой застройки в районе улицы 14-я Северная, улицы 1-я Совхозная в Центральном административном округе города Омска» // Официальный портал Администрации города Омска [Электронный ресурс] - URL:https://admomsk.ru/(дата обращения 20.03.2023).
27. Распоряжение Правительства Пермского края от 24 ноября 2022 года № 417-рп «О принятии решения о комплексном развитии территории жилой застройки в микрорайоне «Дом культуры железнодорожников» города Перми» // Официальный портал Администрации города Пермь [Электронный ресурс] - URL:https://www.gorodperm.ru (дата обращения 25.03.2023).
28. Распоряжение Администрации города Челябинска от 12 января 2022 года № 167 «О комплексном развитии территории жилой застройки в границах: Копейское шоссе, ул. Обуховская, ул. Туркменская, ул. Уральская в Ленинском районе города Челябинска» // Официальный портал Администрации города Челябинск [Электронный ресурс] - URL:https://cheladmin.gov74.ru (дата обращения 30.03.2023).
29. Извещение о проведении торгов в форме аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории в границах: Копейское шоссе, ул. Обуховская, ул. Туркменская, ул. Уральская в Ленинском районе города Челябинска// Официальный портал Администрации города Челябинск [Электронный ресурс] - URL:https://cheladmin.gov74.ru (дата обращения 10.04.2023).
30. Архитектурно-градостроительная концепция КРТ в городе Мурманск // Мирпроект[Электронный ресурс] - URL: https://mirproekt.ru(дата обращения:10.03.2023).
31. «Мониторинг практики реализации проектов комплексного развития территории жилой застройки в российских городах» // Институт экономики города [Электронный ресурс] - URL: https://urbaneconomics.ru(дата обращения:20.02.2023).
32. Государственная телерадиокомпания «Мурман» [Электронный ресурс] -URL: https://old.murman.tv/news/russian-1/novosti/1629178513-na-kakom-etape-renovaciya-bolnichnogo-gorodka (дата обращения: 01.05.2023).
33. Публичная кадастровая карта [Электронный ресурс] - URL:https://pkk.rosreestr.ru (дата обращения 15.05.2023).