Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые проблемы противодействия манипулированию рынком и неправомерному использованию инсайдерской информации при совершении сделок с ценными бумагами

Работа №125512

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
Глава 1: Теоретические аспекты манипулирования рынком и торговли инсайдерской информации 7-25
§1. Манипулирование рынком ценных бумаг. Определение и способы 7-15
§2: Понятие инсайдерской информации. Определение, способы и классификация 15-20
§2.1. Субъекты использования инсайдерской информации и их обязанности 20-25
Глава 2: Проблемы противодействия использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком 26-44
§1. Теория методологии противодействия рыночному злоупотреблению 26-29
§2. Российское регулирование противодействия рыночному злоупотреблению 30-33
§3. Иностранное регулирование противодействия рыночному злоупотреблению 33-36
§ 4. Практика противодействия рыночному злоупотреблению 36-40
§ 5. Тенденции развития мер, направленных на противодействие рыночному злоупотреблению 40-44
Глава 3: Гражданско-правовые последствия для сделок, заключенных с целью манипулирования рынком ценных бумаг и торговли инсайдерской информацией 45-56
§ 1. Проблема доказывания рыночного злоупотребления в гражданском процессе и размера причиненных убытков 45-48
§ 2. Правовая природа убытков, причиненных рыночным злоупотреблением 48-56
Глава 4: Способы улучшения законодательства в рамках борьбы с использованием инсайдерской информации 57-63
Заключение 64-66
Список использованной литературы 67-75

Рынок ценных бумаг является неотъемлемым институтом во всех развитых государствах и занимает особую нишу как в национальной, так и в мировой экономике. История рынка ценных бумаг насчитывает более 400 лет, и буквально с момента его появления участники рынка и государство столкнулись с проблемами применения мошеннических схем с целью извлечения наибольшей прибыли на финансовых рынках.
Экономическая безопасность государства зависит от многих факторов. Одним из таких является устойчивость финансовой и банковской системы и развитие фондового и других рынков.
Одними из самых серьезных угроз стабильного функционирования, как для организованных торговых площадок, так и для внебиржевых торговых площадок являются способы рыночного злоупотребления, такие как:
1. манипулирование рынком ценных бумаг с помощью спекулятивных схем обмана, направленных на искусственное воздействие на курсовую стоимость ценных бумаг с целью извлечения наибольшего дохода от операций с ними. При манипулировании рынком, влияние на курсовую стоимость ценных бумаг достигается путем активного введения участников рынка в заблуждение относительно цены, состояния и тенденций в отношении того или иного предмета торговли. Целью манипулятора является повысить или ослабить интерес инвесторов к тому или иному активу. Манипулирование рынком осуществляется не только информационными способами, но и путем совершения операций с активами (ценными бумагами, товарами и иными финансовыми инструментами).
2. использование инсайдерской информации участниками рынка ценных бумаг, полученной вследствие участия или наличия должности в соответствующих хозяйственных обществах, государственных органах или какой- либо иной связи с ними, например, предоставление услуг в качестве профессионального участника ценных бумаг (реестродержатель, брокер, аудитор и пр.). При использовании инсайдерской информации, влияние оказывается за счет необоснованного сокрытия от других инвесторов используемых сведений, т.е. происходит своего рода «пассивная» манипуляция, тем самым приобретается преимущество при совершении сделок с активами на биржевом и внебиржевом рынках.
Несмотря на отличие в приемах воздействия на рынок, и та, и другая недобросовестная рыночная практика ведут к подрыву информационной прозрачности рынка, лишая его участников равных возможностей и доступа к информации. Таким образом, и манипулирование рынком, и неправомерное использование инсайдерской информации можно рассматривать в качестве составляющих единого явления - манипулирования информацией на рынке. В зарубежном законодательстве для объединения понятий манипулирование рынком и торговля инсайдерской информацией принято использовать термин «рыночное злоупотребление» (market abuse). 1
Манипулятивным действиям больше подвержены биржевые рынки, в связи с информированием биржевыми электронными системами других участников рынка о совершении сделок и средней котировкой того или иного актива, через которые уже возможно опосредованно воздействовать на стоимость активов на внебиржевых рынках.
Проблемы использования инсайдерской информации для участников финансовых рынков возникают как на биржевом рынке, так и на внебиржевом в связи с тем, что недобросовестный инвестор одинаково может вводить в заблуждение или пользоваться неведением своих контрагентов по сделке о реальном положении актива. В первую очередь риск убытков из-за использованной инсайдерской информации несут сами хозяйственные общества и владельцы акций данных обществ, так как действия лиц, владеющих инсайдерской информацией, могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для вышеуказанных субъектов, независимо от намерений последних. Иными словами, наличие или отсутствие умысла на обогащение или использование, как инсайдерской, так и недостоверной информации в целях увеличения уровня инвестиционной привлекательности и поддержания рыночной стоимости ценных бумаг на высоком уровне, не имеет значения.
Первая попытка противодействия рыночному злоупотреблению была зафиксирована в Нидерландах путем издания эдикта от 27 февраля 1610 года2, который запрещал совершение некоторых типов сделок (например, фьючерсных) и устанавливал определенные запреты и ограничения (срок передачи акций по договорам купли- продажи не должен был составлять более одного месяца), с целью защиты имущественных интересов добросовестных инвесторов.
Далее следует отметить закон США о Фондовых биржах (Securities Exchange Act 1934) и нормативные акты Комиссии по ценным бумагам и биржам США (Правила 10b5-1 и 10b5-2), которые дали первые наиболее полные определения, виды и критерии следующих понятий: «инсайдерская информация», «торговля инсайдерской информацией», «манипулирование рынком ценных бумаг».
Во Франции в 1967 году в Закон о торговых обществах от 24 июля 1966 г. № 66-537 были внесены изменения, связанные с ограничениями на распоряжение ценными бумагами торгового общества со стороны лиц, представляющих интересы этого общества, его сотрудников, располагающих привилегией на техническую, коммерческую или финансовую информацию о состоянии дел в обществе, а также их родственников. Обо всех своих сделках с ценными бумагами общества его инсайдеры должны были сообщать в Комиссию биржевого надзора.
Также одним из самых значимых нормативно-правовых актов с точки зрения установления определения и критериев рыночного злоупотребления является ныне утратившая силу Директива 2003/6/ЕС от 28.03.2003 «Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании (злоупотреблениях на рынке)», установившая рамки для гармонизации национальных законодательств в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также создала инструменты для выявления и предотвращения соответствующих рыночных правонарушений.
На уровне российского законодательства, нормативно-правовой акт, в котором были даны легальные дефиниции вышеуказанных явлений, гармонизированы и консолидированы нормы, регулирующие вопросы использования технологий рыночного злоупотребления, был принят в 2010 году: это Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ценных бумаг» от 27.07.2010 №224. Нормы данного федерального закона стали в последующем дополняться подзаконными актами ФСФР РФ, а с 2013 года актами Центрального Банка РФ. До принятия указанного федерального закона нормы, устанавливающие регулирование в отношении инсайдерской торговли и манипулирования на рынке ценных бумаг, содержались в разрозненных актах ФСФР РФ, регулирование в соответствующей сфере не было систематизированным.
Таким образом, можно сделать вывод, что в странах с развитым рынком вопросы противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком находятся в сфере внимания законодателя на протяжении не одного десятка лет, а порой и нескольких веков. За это время было разработано развернутое правовое регулирование в указанной сфере, а также были выработаны теоретические подходы и сформирован массив судебной практики, о которых будет сказано в дальнейшем.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В работе были рассмотрены следующие аспекты: понятие виды и способы рыночного злоупотребления (манипулирование рынком и торговля и использование инсайдерской информации); проблемы противодействия рыночному злоупотреблению; гражданско-правовая ответственность за рыночное злоупотребление.
В ходе работы были выявлены такие пробелы в регулировании рынка ценных бумаг, как вопрос об обязательности наличия умысла на обогащение, поскольку как было сказано выше рыночное злоупотребление может осуществляться с непосредственным умыслом на обогащение, так и с целью донести соответствующую информацию до неопределенного круга лиц без цели обогащения.
На сегодняшний день можно говорить о том, что система противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в РФ работает неудовлетворительно, что объясняется: сравнительной молодостью законодательства, направленного на регулирование, выявление и раскрытие правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком, и ее следствием - отсутствием массовой правоприменительной практики; ограниченными функциями и полномочиями регулятора в плане выявления использования инвесторами недобросовестных рыночных практик по сравнению с аналогичными зарубежными институтами; отсутствием наработанного и эффективного инструментария и опыта в плане выявления инсайда и недостаточной квалификацией сотрудников осуществляющих деятельность по раскрытию и расследованию случаев рыночного злоупотребления; отсутствием специализированной организации в системе противодействия использования инсайдерской информации и манипулированию рынком, наподобие
Росфинмониторинга, занимающегося вопросами противодействия легализации денежных средств, полученных незаконными способами.
Но также можно увидеть и тенденции в развитии соответствующего законодательства и противодействия использованию недобросовестных рыночных практик, о чем свидетельствует количество раскрытых фактов рыночного злоупотребления на сайте Банка России в разделе противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
В рамках развития системы противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком в РФ следует предложить следующие мероприятия: 1) развитие системы контроля за операциями на организованных рынках, при участии Банка России, организаторов торговли, специализированной организации или государственного органа по противодействию недобросовестным рыночным практикам, крупных участников (инвесторов) рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг (депозитарии, брокеры, клиринговые организации); 2) осуществлять ежегодное совершенствование, разработку и внедрение новых методик и критериев для выявления сделок, совершенных с использованием недобросовестных рыночных практик; 3) повышение статуса биржи и наделение рядом полномочий, для проведения самостоятельных расследований по факту нарушения законодательства о запрете использования инсайдерской информации и манипулирования рынком; 4) создание организации или государственного органа, чьим основным направлением будет обнаружение, блокировка и раскрытие сделок, которые были совершены с использованием недобросовестных рыночных практик; создание механизма заинтересованности организаторов торговли и профучастников; не противодействия инсайду и манипулированию, например, по обмену информацией с биржами, проведению совместных проверок профучастников;
Так же хотелось бы отметить тот факт, современное законодательство нуждается в более гибком регулировании в отношении рынка ценных бумаг и сопряженных с ним правоотношений, так как императивное регулирование не должно быть единственным, они слишком жестко, с точки зрения установления обязанностей и запретов для носителей инсайдерской информации, либо лицо осуществляющих манипулирование рынком, но в тоже время слишком «мягкое» по части ответственности и взыскания убытков, поскольку коллизионность между нормами ГК РФ и федеральными законами регулирующими правоотношения в сфере организованных торгов на фондовых биржах, а именно возможности или невозможности признания сделок исходящих из манипулирования рынком недействительными, поскольку законодатель решил использовать формулировку о том, что факт манипуляции не является основанием для признания сделки недействительной и установил ограничения на признания сделок недействительными только в отношении сделок, признаваемых таковыми в соответствии со ст.168-169 ГК РФ, но не учел иных оснований недействительности, таких как притворные , мнимые сделки, которые могут быть способом манипуляции.
Государство должно побудить субъектов правоотношений соблюдать установленные нормы и «играть на равных» со всеми участниками финансового рынка, предоставляя какие-либо стимулы к правомерному поведению на рынке ценных бумаг. В противном случае нельзя исключать возможности, при которой инвестор предпочтет рискнуть ради увеличения капитала, так как «игра по правилам» может не принести никакой прибыли, что не в интересах инвестора.
Для решения проблем связанных с торговлей инсайдерской информацией и манипулированием рынком ценных бумаг в первую очередь необходимо развить среди населения культур инвестирования и поведения на рынке ценных бумаг, возможно, разработать некий этический кодекс инвестора, задействовав в его создании ЦБ РФ, руководство бирж, профучастников рынка ценных бумаг. Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком должно логичным образом дополнять развитие культуры инвестирования и формирования слоя отечественных инвесторов.


1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы:
1.1. Международные нормативно-правовые акты и иные официальные документы:
1) Регламент N 596/2014 Европейского парламента и Совета Европейского союза «О злоупотреблениях на рынке» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
2) Директива № 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «Об использовании инсайдерской информации в процессе торгов и манипулировании рынком (рыночных махинациях)» (утратил силу с 3 июля 2016 г.) // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
3) Регламент Европейского парламента и Совета Европейского Союза № 596/ 2014 «О злоупотреблениях на рынке и об отмене Директивы 2003/6/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС и Директив 2003/124/ЕС, 2003/125/ЕС и 2004/72/ЕС Европейской комиссии») // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации:
4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 23.06.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994 // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
5) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ: (в ред. от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
6) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39 «О рынке ценных бумаг» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
7) Федеральный закон от 29 июля 2004 г. №98 «О коммерческой тайне» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
8) Указание Банка России от 11.09.2014 № 3379-У «О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
9) Указание Банка России от 28.12.2015 № 3921-У «О составе, объеме, порядке и сроках раскрытия информации профессиональными участниками рынка ценных бумаг» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
10) Приказ ФСФР РФ от 24.05.2011 №11-22/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по утверждению органами и организациями, указанными в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
11) Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 ноября 2011 г. № 825 «Об утверждении Порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности и Правил контроля за соблюдением федеральными государственными гражданскими служащими (инсайдерами) ФАС России требований законодательства в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
12) Приказ ФСФР России от 19.05.2011 № 11-21/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения от цены ликвидных ценных бумаг» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
13) Приказ ФСФР России от 28.02.2012 № 12-9/пз-н «Об утверждении Положения о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц указанных в пунктах 1-4,11 и 12 статьи 4 Федерального закона «О противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
14) Приказ ФСФР России от 28 августа 2012 г. № 12-76/пз-н «Об утверждении Перечня информации, относящейся и инсайдерской информации Федеральной службы по финансовым рынкам» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
15) Приказ ФСФР от 12.07.2012 № 12-61/пз-н «Об утверждении Методических рекомендаций по установлению критериев существенного отклонения цены на иностранную валюту» // Доступ из СПС «Консультант Плюс».
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ