Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие коммуникаций и особенности коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Организация самообслуживания в дошкольном учреждении и процесс общения детей 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
2.1. Организация и результаты исследования развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе самообслуживания в ДОО 34
2.2. Рекомендации по развитию коммуникативных способностей в процессе самообслуживания 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность исследования. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. При этом, неумение организовать общение, может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствуют появлению замкнутости или чувству отверженности.
На каждом шагу мы видим признаки усиления коммуникативной основы жизни человечества. В самом общем виде коммуникацией называют обмен информацией посредством общей системы знаков в биологических, механических, социальных системах. Техническая коммуникация, культурная коммуникация, межличностная коммуникация, массовая коммуникация – эти словосочетания стали привычными.
Жизнь показывает, что коммуникативные умения, готовность и способность к коммуникативной деятельности не возникают в опыте человека сами по себе. Они являются предметом специального приложения сил, что выдвигает специфические задачи перед системой непрерывного образования, в рамках которого человек осваивает на практике различные способы коммуникации. Изменения в информационно-коммуникативной среде ведут к появлению новых педагогических задач, связанных с формированием коммуникативной грамотности, которая для современного человека является важнейшей составляющей его социальной компетентности.
Коммуникативные способности (умение общаться) – представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Коммуникативные способности включают в себя такие составные части, как желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении [12]. Всему этому ребенок учиться по мере своего взросления: в семье, в детском саду в школе и в процессе общения со взрослыми.
Степень изученности темы. Вопросы развития коммуникативных способностей дошкольников нашли отражение в работах таких психологов и педагогов как Л.С. Выготский, З.И. Васильева, А.В. Запорожец, И.А. Колесникова, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова и другие. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми. Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка.
Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в ее достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Самообслуживание – это основа освоения ребенком культурно-гигиенических навыков: навыков приема пищи, раздевания и одевания, умывания и мытья рук. Оно формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то ребенок легче адаптируется к жизни в современном обществе....
Коммуникативные способности представляют собой индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие и взаимопонимание между людьми в процессе общения или во время совместной деятельности. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста способствует установлению дружеских отношений в группе, взаимопомощи среди ребят, умению четко выражать свои мысли, быть открытым для общения.
Ребенок, который мало общается со своими сверстниками, часто не принимается ими в игру, поскольку не умеет организовать общение, влиться в игру. Из-за этого он чувствует себя уязвленным и отвергнутым, Это в свою очередь может привести к снижению самооценки, робости, замкнутости, формированию чувства тревожности, к снижению собственной самооценки, или наоборот к агрессивному поведению и демонстративности в поведении.
Чем раньше будет обращено внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в дальнейшем.
Вопросами общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста занимались такие отечественные педагогии психологи как А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова и другие.
На этапе дошкольного детства ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя свой собственный опыт коммуникативного развития и опыт взаимодействия с окружающими людьми, достигая при этом значимые для него цели в разных видах деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста:
– соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;
– самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;
– самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
– способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;
– испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.
Для подтверждения гипотезы о том, что процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, был разработан комплекс способов руководства с постепенным усложнением коммуникативных задач, возникающих перед участниками.
Был проведен формирующий эксперимент с воспитанниками в количестве 15 человек. На основании проведенного анализа результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что проводимые нами педагогические игры и занятия повлияли на часть формируемых коммуникативных способностей в процессе самообслуживания. Дети стали употреблять в речи, обращаясь к кому-либо, слова вежливости, стали проявлять заботу друг к другу, слушать друг друга, договариваться.
Подтвердилась гипотеза о том, что в процессе работы по развитию педагогом коммуникативных способностей, дети начинают лучше общаться друг с другом, находят взаимопонимание, лучше организуется процесс самообслуживания.
В современных условиях реформирования системы образования проблемы формирования коммуникативных способностей выходят на один из важных уровней педагогической работы, поскольку от этого во многом зависит не только успешность межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, но и успешность последующей социализации детей.
1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольника как условие гуманного отношения к сверстникам. // Вопросы психологии. – 1989. – №3. – С. 14-21.
2. Ведерникова Т.В. Обучение старших дошкольников навыкам бесконфликтного взаимодействия. // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2013. – №2. – С. 29-38.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2001. – 243 с.
4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Просвещение, 2009. – 246 с.
5. Гребенникова О.В. Генезис детской эмоциональной отзывчивости в пространстве социального взаимодействия. // Психолог в детском саду. – 2012. – №2. – С. 88-99.
6. Дьябелко О.А., Омельченко Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. // Дошколенок.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dohcolonoc.ru.
7. Жмурин И.Е. Психологические особенности проявления лидерства у детей дошкольного возраста. // Психолог в детском саду. – 2014. – №2. – С. 59-84.
8. Иовлева Т.Е. Исследование умения вставать на позицию другого у детей дошкольного возраста. // Психолог в детском саду. – 2006. – №3. – С. 81-92.
9. Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников. // Человек и образование. – 2012. – №4 (33). – С. 161-164.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2014. – 416 с.
11. Коковина О.В. Развитие коммуникативных навыков у детей. // Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ped-kopilka.ru.
12. Колесникова А.Э. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников. // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru.
13. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2014. – 336 с.
14. Колесникова О.Н. Методика изучения особенностей отношения ребенка к себе, значимым взрослым и сверстникам, определение статусного места в группе. // Психолог в детском саду. – 2006. – №1. – С. 73-78.
15. Кремлякова А.Ю. Исследование межличностных отношений в детском коллективе. // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2015. – №7. – С. 19-36....35