ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Художник Отто Дикс 8
1.1. Биография Отто Дикса. 8
1.2. Наиболее масштабные работы художника и его метод. 11
Глава 2. Фриц Лёффлер и его рецепция искусства Отто Дикса 14
2.1. Фриц Лёффлер. Один из ключевых специалистов по искусству Отто Дикса. 14
2.2. Анализ Лёффлером тем Дикса, его художественных приёмов. 15
2.3. Восприятие рецепции Фрица Лёффлера. 24
Глава 3. Рецепция творчества Отто Дикса в России 27
3.1. Влияние Дикса на художественную сцену России. 27
3.2. Критика Дикса советскими искусствоведами. 29
3.3. Рецепция И.Д. Чечота. 32
Глава 4. Особенности рецепции. Общее и различное в рецепциях 43
4.1. Отличия постсоветской от советской рецепции искусства Дикса. 43
4.2. Общее и различное в рецепциях Дикса в постсоветской России. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Первая мировая война навсегда изменила характер войн и, что важно, отношения к образу смерти на войне, к самой смерти. До этого война скорее не была столь массовой, тотальной, разрушающей (на многострадальном севере Франции до сих пор есть т.н. «красные зоны», земля в пределах которых отравлена и там не рекомендовано жить), поражающей миллионы людей своими ядовитыми осколками и превращающей их в одинокие немецкие, английские, русские и французские кресты. Сама Первая мировая, по сути, стала сломом эпох, разделила мир на две половины, породив что ли новые «предел» жестокости и болевой порог человеческого общества (как выяснится в дальнейшем в мировой истории, «предел» весьма быстро преодолеваемый). Смерть же, повторюсь, тоже поменяла свой характер: она стала, как и эта война, абсолютно массовой, обезличенной, заполняющей все пространство – и физическое, и метафизическое. В этом отношении Отто Дикс – один из ключевых не только немецких, но и вообще мировых художников, отражавших образы и впечатления, связанные с Первой мировой войной. Дикс был важнейшим автором, работавшим в рамках «Новой вещественности» и изображавшим впечатления в том числе от своего военного опыта – с 1915 по 1918 год он большую часть времени провел на фронте (Шампань, Реймс, Оберив и пр.). Интересно отметить, что Дикс отправился на войну не по призыву, не по мобилизации, а добровольно, желая испытать на себе опыт войны. В дальнейшем мы отдельно затронем аспект этого, вероятно, важнейшего решения в жизни Дикса, повлиявшего на всю его и дальнейшую жизнь, и искусство. Дикс, как справедливо отмечает Иван Дмитриевич Чечот в своей книге «От Бекмана до Брекера», описывающей его основные мысли, искания в искусстве, некоторое время был забыт в самой Германии: сначала он не был полностью принят из-за критики со стороны тех, кого мы, наверное, можем назвать «правыми реакционерами», чуть позже к нему с некоторым холодом относились в Западной Германии, а в ГДР же – критиковали за, если можно так выразиться, идеологические «просчеты» . Смею предположить, что ситуация в России даже несколько хуже, и не только потому, как отмечает И.Д. Чечот, один из ключевых исследователей немецкого искусства в современной России, что он был слишком «немецким» для нашей страны: в самой России история и тема Первой мировой не сказать, что забыты, но, как минимум, очень плохо освещены: это касается и памятников архитектуры (несмотря на появляющиеся новые образы) и, тем более, русского искусства, связанного с этой войной. Однако же Дикс – это действительно ярчайшая фигура всего мирового искусства, если мы говорим про тематику войны, смерти, человеческой плоти, такой, скажем так, «неустроенности», «болезненности». Дикс смерть, эту «болезненность» не просто изображает, он, разумеется, сам ее переживает и дает возможность зрителями постараться почувствовать то же самое. Искусство Дикса в этом плане, конечно, несколько провокативно: его ты или принимаешь, или «воротишь» нос (и, с другой стороны, неудивительно, почему) , но это и есть один из основных методов Дикса, используемых им, да и это связано, помимо всего прочего, с его немецким характером. Дикс изображает войну в ее разных формах, он продолжает культурную традицию восприятия «немецкой смерти» (да и вообще мировой), но выводит свои образы на новый уровень – это первый художник, изобразивший смерть от войны массовую, ту, которая и стала наиболее яркой чертой, следствием Великой войны. Тем интереснее и, мне кажется, актуальнее исследовать эту тему, посмотреть на то, из чего, собственно, состоит искусство Отто Дикса, какие методы и образы использовал Дикс для выражения своих мыслей, как они описывалось одним из ключевых искусствоведов, писавших об этом художнике, - Фрицем Лёффлером, а также поговорить о том, как оно воспринималось и воспринимается нашими современниками – искусствоведами, посвящающими ему свои статьи, научные заметки и т.д.
Одна из наиболее важных теоретических основ этой работы – книга «Отто Дикс. Жизнь и работа», написанная Лёффлером и впервые изданная на английском языке в Нью-Йорке в 1982 году. Шестидесятые и семидесятые годы - это как раз тот период, когда, наверное, Дикса стали больше воспринимать: цены на его работы постепенно росли, а само немецкое общество, вероятно, под влиянием немецкого неоэскпрессионизма начало больше обращать на него свое внимание. Лёффлер дает очень целостное понимание Дикса как человека и как художника, описывая основные, важные для понимания его искусства, элементы биографии, художественные приемы и наиболее масштабные темы, появляющиеся в работах этого немецкого автора. Собственно, главная цель исследования состоит в стремлении проанализировать, показать то, как Леффлер, к слову, лично знакомый и общавшийся с художником, воспринимает его работы, а также, что немаловажно, как современные российские искусствоведы откликаются на творчество Дикса – интересно проанализировать, какие общие и различные черты в рецепциях мы можем наблюдать. В этом отношении нельзя не сказать, в частности, об упомянутом выше Иване Дмитриевиче Чечоте – ключевом современном исследователе немецкого искусства и его произведении «От Бекмана до Брекера». Дикс является довольно известным художником на постсоветском пространстве и в России в том числе, однако степень его изученности может вызывать вопросы, что требует дополнительного изучения искусства этого автора и подведения промежуточных итогов с целью определить текущее состояние образа искусства Дикса в России, общего и различного в его восприятии разными авторами.
Актуальность работы. В последние годы в мире все большую роль играют различные военные конфликты, социальная напряженность, связанная с ними. Отто Дикс–художник, безусловно, военной эпохи, живший во время слома предыдущего общественного и мирового «строя» и описывавший в своих произведениях эту эпоху и свою роль в ней. В этом отношении интересно, как Дикса, художника тех сложных времен, через призму нынешней эпохи оценивают наши современники, а также как Дикс в принципе воспринимался в России – стране, во многом связанной с Германией.
Цель исследования – выявить закономерности восприятия художника Отто Дикса искусствоведом Фрицем Лёффлером и российскими искусствоведами, а также нахождение особенностей рецепций этого автора в постсоветской России, общих и различных черт между ними.
Объектом настоящего исследования являются предметы искусства Отто Дикса, а также научные труды Фрица Лёффлера, И.Д. Чечота и других авторов.
Предмет исследования: особенности критического восприятия искусства Отто Дикса его ключевым исследователем – Фрицем Леффлрем и российскими авторами.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные темы, с которыми работал Отто Дикс как художник, а также методы и приемы, используемые им;
2. Определить характеристики и особенности критики Отто Дикса Фрицем Лёффлером;
3. Проанализировать ключевые научные работы, связанные с восприятием Отто Дикса, в России;
4. Сравнить общие и различные особенности рецепций искусства Отто Дикса.
Методы исследования: анализ научных источников, анализ визуального материала (работ художника), сравнение искусствоведческой мысли разных авторов, исследование контекста эпохи.
Структура работы. Исследование состоит из введения, четырёх глав и заключения. Введение отражает степень научной изученности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также раскрывает теоретическую значимость работы. Первая глава этой работы будет посвящена описанию биографии Отто Дикса, что важно для понимания его искусства, его основной проблематики, и приемов, которые Дикс берет на вооружение, также будут рассмотрены наиболее яркие, масштабные художественные темы, находящие свое отражение в его работах. Вторая, ключевая глава связана непосредственно с анализом рецепции, которую проводит Лёффлер, третья – взгляду на искусство Отто Дикса в России, четвёртая, заключительная - различиям в оценке Дикса разными исследователями. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, а также анализируются финальные выводы по теме.
Теоретическая значимость работы заключается в следующем: полученный итог позволит обобщить имеющиеся материалы по исследованию Отто Дикса в России, показать особенности этого восприятия, а результат - внесет вклад в понимание искусства этого художника и его восприятия в нашей стране.
Литературная основа исследования состоит из, прежде всего, фундаментальной работы немецкого искусствоведа Фрица Лёффлера – «Отто Дикс: жизнь и работа», сборника статей И.Д. Чечота «От Бекмана до Брекера», части статей современных менее известных исследователей (Д. Житинев, М.А. Беликова и др.), а также ключевых авторов советской критики, писавших об Отто Диксе (Я.А. Туггенхольд, А.А. Фёдоров-Давыдов, Яровская Н.В. и др.).
Основная цель этой работы заключалась в изучении не только и не столько самого Отто Дикса как художника, хотя большая часть работы и была посвящена анализу тем, используемых им, художественных приемов и пр., сколько в восприятии этого немецкого художника его современниками-искусствоведами, а также современными российскими авторами. Безусловно, сама рецепция Лёффлера занимает, вероятно, ключевое место во всем пантеоне текстов о Диксе в силу своего объема, степени изученности темы, материала. Лёффлер дает тонкое, полномерное понимание художественных особенностей этого художника, его ярких высказываний, которые помогают зрителю понять мотивацию и цели Дикса, приводит большое количество цитат самого автора, его отношению к восприятию его произведений. Вместе с тем, в работе, при обсуждении рецепции Лёффлера, были предложены иные теоретические трактовки идей и концепций Лёффлера, связанных со сравнением Отто Дикса и Франсиско Гойи, а также дихотомией натуралистическое/ненатуралистическое. Была предложено новое сравнение восприятия Дикса и Гойи, указаны различия между этими авторами, а также подверглась обсуждению идея натурализма искусства Дикса. Такжев рамках данной работы была показана некоторая уязвимость советской критики Дикса, которая делала свой акцент на марксистской теории и скорее не уделяла должного внимания высказываниям самого художника о своих произведениях и мотивации. Вместе с тем, в работе были предложены идеи, связанные со сравнением советской и постсоветской рецепций искусства Отто Дикса и, как следствие, особенностям восприятия этого художника в новой России. Сравнение ключевой работы по Отто Диксу - “Война и искусство. Отто Дикс сегодня” с советскими образцами, а также работами ныне живущих современников позволило определить общие и различные тенденции в отношении к Диксу в России, понять, в чем авторы сходятся, а в чем их мнения разнятся, а также прийти к «общему знаменателю» в отношении восприятия Отто Дикса в России, показать, что многие клише, часто используемые в адрес этого автора («социальный критик», «пацифист» и пр.) не актуальны в полной мере.
Дединкин М. Первая всеобщая германская художественная выставка 1924-1925 годов, искусство немецкого авангарда и советская публика // Искусствознание. – 2021. - №4 – С. 218-255
2. Кравченко К. Современная немецкая гравюра и литография на выставке германского искусства в Москве // Гравюра и Книга. 1925. No 1–2. С. 20–29.
3. Луначарский А. В. Об искусстве. Т. 1. – М.: Искусство. 1982.
4. Маца И. Искусство эпохи зрелого капитализма на Западе. – М.: Изд-во Коммунистической академии, 1929.
5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – СПб.: Прометей, 1913.
6. Революционное искусство Запада (сборник). ОР ГМИИ. Ф. 13.Оп. II. Ед. хр. 125.
7. Терновец Б. Н. Революционное искусство в странах капитализма // Искусство. 1933. No 1/2. С. 187–210.
8. Туггенхольд Я.А. Художественная культура Запада. – Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1928.С. 65–82.
9. Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. Избранные статьи и очерки/Сост. Т. П. Каждан.– М.: Сов. художник, 1987.
10. Фёдоров-Давыдов А.А. О некоторых характерных чертах немецкой выставки // Печать и революция. 1924. №6. С. 116-123
11. ХофманнВ. идр. Schrecken und Hoffnung. Kunstler sehenfrieden und krieg. Страх и надежда. Мир и война глазами художников. – Гамбург; Мюнхен; Москва; Ленинград: Министерство культуры СССР, 1987-1988
12. Чечот И.Д. От Бекмана до Брекера. – СПб.: Сеанс, 2016.
13. Беликова Мария Андреевна Новая вещественность: взгляд современников из СССР // Искусствознание. 2018. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-veschestvennost-vzglyad-sovremennikov-iz-sssr, свободный (дата обращения: 16.05.2023).
14. Вернигорова Е.С. Отображение военных реалий в творчестве Отто Дикса // Культурное наследие России. 2014. №3. Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/otobrazhenie-voennyh-realiy-v-tvorchestve-otto-diksa, свободный (дата обращения: 28.04.2023).
15. Грабельников И. Выживание по канве // Коммерсантъ. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4986203, свободный (дата обращения: 28.04.2023).
16. Житинев Д. Война и смерть глазами Отто Дикса // Археология русской смерти. 2015. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/voyna-i-smert-glazami-otto-diksa, свободный (дата обращения: 02.05.2023).
17. Макаренко К.В. Форма триптиха в немецком искусстве 1920-1940-х годов // Вестник СПбГИК. 2016. №4 (29). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/forma-triptiha-v-nemetskom-iskusstve-1920-1940-h-godov, свободный (дата обращения: 03.05.2023).
18. Crockett D. The Most Famous Painting of the "Golden Twenties"? Otto Dix and the Trench Affair– Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/777257, свободный. – (дата обращения: 27.04.2023)
19. Löffler F. Otto Dix. Life and work. – New York: Holmes & Meier, 1982.