Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЦЕПЦИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИИ А. ПУШКИНА И М. ЛЕРМОНТОВА УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Работа №25499

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы63
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические аспекты рецепции 7
1.1 Научные определения рецепции 7
1.2 Рецепция как вид деятельности обучающихся 11
2 Рецепция лирики А. С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова в старших классах 16
2.1 Лирика А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в современных учебно-методических комплексах для старших классов 16
2.2 Рецепция стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Пророк»
учащимися 10 класса 37
3. Структурно-логические схемы на уроках изучения лирики А.С. Пушкина и
М.Ю. Лермонтова 42
3.1 Системный подход в обучении литературе 42
3.2 Структурно-логические схемы как формы обучения и контроля за уровнем
рецепции обучающихся 46
Заключение
Список использованных источников


Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию рецепции лирических произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова учащимися старших классов.
Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова является предметом научных исследований уже много лет, существует большое количество работ, в которых исследуются проблемы восприятия лирики русских классиков, учителя-практики в периодических изданиях делятся своим опытом обучения литературе, и в частности, обсуждают уровень восприятия классики современными школьниками. Но часто в подобных публикациях содержится либо история создания произведения, либо интерпретация лирических сюжетов отдельных стихотворений, либо аспектный анализ. Системное изучение восприятия художественных произведений русской классики на сегодня становится одним из важных направлений в филологических и психолого¬педагогических исследованиях.
Актуальность изучения названной темы в рамках выпускной квалификационной работы обусловлена личным опытом обучения в школе, результатами профессиональной деятельности в период педагогической практики. Практическая значимость рассматриваемой проблемы заключается в актуализации знаний в области психолого-педагогических дисциплин и дисциплин предметной подготовки, формировании навыков использования методов психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач, развитии ответственности за результаты своей профессиональной деятельности и умений проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе избрано обучение литературе в старших классах на материале лирических произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Предмет изучения - рецепция старшеклассников лирических произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Цель изучения - выявление оптимальных средств развития рецепции при обучении и контроля качества знаний, умений и навыков, формируем на уроках литературы.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- определиться в понимании рецепции как вида деятельности;
- раскрыть основные тенденции в содержании школьного обучения по литературе на основе учебно-методических комплексов;
- описать результаты экспериментального среза уровня рецепции обучаемых литературе в 10 классе;
- обосновать оптимальные приемы формирования рецепции лирических произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Цель и задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, трех разделов (реферативного, аналитического, практического) и заключения. К работе прилагается список использованных источников, состоящий из сорока семи наименований.
Материалы выпускной квалификационной работы апробированы в форме доклада на Внутривузовской студенческой научно-практической конференции, в форме публикации в сборнике научно-практических исследований

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Различные исследования ученых, их подходы к пониманию термина «рецепция» раскрывают суть данного понятия, заключающегося в понимании текста культуры не как единожды сложившейся данности, а как открытого явления, художественная ценность и смысловое поле которого исторически мобильны и поддаются переосмыслению в процессе восприятия. Текст предстаёт элементом диалогической системы: «автор - художественное произведение - реципиент». Под реципиентом можно понимать, в широком смысле, человека, который воспринимает и воспроизводит текст.
Рецепция является основной категорией в понятийном аппарате рецептивной эстетики - направления в критике и литературоведении, исходящего из идеи, что произведение полностью реализует свой потенциал только в процессе встречи, контакта литературного текста с читателем.
Рецепция обучающихся опосредована не только их литературными способностями и знаниями законов искусства, но и личностным восприятием текста учителем. Чем грамотнее учитель выстраивает процесс обучения, тем глубже и живее восприятие литературных произведений учащимися.
Системное исследование содержания программы позволяет сделать предположение, что им выбраны тексты, которые в большей степени склоняют школьников к восприятию «недовольного жизнью» Пушкина, понимающего противоречия в обществе и отразившего их в лирике. Так светоносная основа пушкинского наследия, его гуманистический пафос заглушаются, не становятся концептуальным подходом в обучении литературе, что вызывает большие вопросы к автору программы.
Содержание обязательного минимума Государственного образовательного стандарта и программ в некоторых случаях совпадают в целом или частично, в некоторых программах расширен список изучаемых произведений. Учителю в данной ситуации необходимо сделать выбор при подборе программы для каждого класса индивидуально, соотнеся предлагаемое авторами программы количество произведений для изучения с уровнем подготовки обучающихся своего класса. В школьной программе есть часы, отведенные для изучения творчества того или иного писателя, которые дают возможность учителю включить, кроме названных в программе, и другие эстетически значимые произведения, если это не входит в противоречие с принципом доступности и не приводит к перегрузке учащихся
Проведенный нами анализ учебной литературы, сопровождающей учебные программы по литературе, показал, что их структура и содержание учитывают личностные и индивидуальные качества школьников, а основные элементы учебников структурированы, в том числе и в логике деятельности учащихся, конструирующих в ходе обучения систему личностных смыслов по отношению к изучаемому предмету. Анализируя авторские программы по литературе для 9 и 10 классов под редакцией В.Г. Маранцмана, В. Я. Коровиной, Ю. В. Лебедева, пришли к пониманию, что более удачной для обучения является авторская программа и учебник Ю. В. Лебедева.
Авторы современных учебников используют множество творческих и интересных заданий для закрепления изученного материала, которые направлены на понимание прочитанного, отражают собственное восприятия текста, и приводят читателя к возникновению собственных идей, выводов, умозаключений и так далее. Здесь мы с полной уверенностью можем говорить о стремлении развития у обучающихся индивидуально-личностного восприятия лирических произведений классических авторов.
Сравнение программ и учебников по литературе с программами и учебниками по другим предметам дает основание говорить о том, что очевидным является резкое отличие учебно-методических материалов на уровне концепции обучения. Даже ученику очевидно то, что без усвоения какой-то темы по математике невозможно качественное восприятие последующих тем. Этот же эффект можно наблюдать и при рассмотрении последовательности погружения в материал по биологии, по химии и даже по физической культуре. Иными словами, обучение по многим школьным предметам строится на основе системного подхода к обучению.
Если с этой точки зрения посмотреть на литературу как сквозной предмет (от первого до одиннадцатого класса), то складывается впечатление, что нет системного обучения, нет в программах и учебниках вектора, который бы определял направление в обучении литературе. К такому выводу можно прийти, если поговорить с учениками-старшеклассниками. Практически остается без ответа вопрос о том, чем отличаются (или в чем родственны) стихотворения Пушкина и Лермонтова. Все это позволяет говорить о том, что рецепция литературных явлений обучающимися находится на самом низком уровне.
За пределами учебного класса школьники не могут ничего сказать о Пушкине или Лермонтове как классических поэтах, как об идейных антагонистах, как о поэтах, исповедующих разные эстетические принципы. Отсутствие самостоятельной рефлексии у обучающихся должно стать проблемой для научного осмысления в современных психолого-педагогических исследованиях.
Практические наблюдения за ответами обучающихся на очень простые вопросы, требующие осмысленного и самостоятельного обобщающего ответа (на уровне рецепции, интерпретации), подвигли к проведению экспериментальных наблюдений в Лесосибирской школе №1 с целью поиска ответа на вопросы: что затрудняет рецепцию учеников изученных лирических произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; способны ли учащиеся понимать разность в мировосприятии Пушкина и Лермонтова и уметь объяснить эту разность.
Неутешительные результаты проверки рецепции старшеклассников, проведенные в период практики в школе №1 г. Лесосибирска обусловлены во многом практикой обучения литературе. Системный подход в обучении, который успешно реализуется в диалектическом методе обучения, при создании структурно—логических схем произведений и творчества отдельных авторов, в методе проектов, кейс—технологии и др., способствует искоренению разрыва между предметом «Литература» и личностной практикой обучающегося.
В потоке разнородной информации учащимся трудно найти время не для суетного, побыть один на один с голосом автора, который всегда звучит в его книгах. Чтобы не утонуть, быть на плаву, обучаемые включают мозаичное или клиповое мышление, и, как следствие, диагноз большинства адаптировавшихся к переизбытку информации, особенно молодежи, — неспособность системно мыслить, анализировать, заниматься настоящей творческой деятельностью, а не ее имитацией.
Получается в итоге, что на уроках стихотворения изучили, о чем-то поговорили - и благополучно забыли. В голове задержались лишь общие фразы, заученные из учебника или конспекта, составленного по словам учителя. По большому счету, на уроках литературы не формируется культуроведческая компетенция, которая и определяет уровень образованности ученика в области гуманитарных дисциплин. А это значит, что он не сможет продолжать самообразование: самостоятельно развивать свою картину художественного мира на основе новых прочитанных книг, они будут им читаться безотносительно к пушкинским или лермонтовским текстам.
Использование на уроках литературы структурно-логических схем - один из эффективных приемов познавательного вдумчивого чтения. Он помогает учителю сделать процесс постижения художественного текста на уроке упорядоченным, организованным, целенаправленным и, одновременно, более творческим, оригинальным. Этот прием может одинаково успешно использоваться как при осмыслении содержания художественного произведения, так и в процессе анализа особенностей художественной формы. Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны, — в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям.
Структурно-логические схемы используют предпочтение учащихся с клиповым мышлением к нетекстовой, наглядно-образной информации, но при этом упорядочивают ее.
Составление структурно-логических схем целесообразно применять на разных этапах изучения произведения, но эффективнее схемы работают на этапе контроля. Составление структурно-логических схем наиболее полно раскрывают рецепцию обучающихся. Они отражают системный подход к обучению, который способствует формированию необходимых компетенций.
Безусловно, составлению структурно-логических схем должен обучать учитель. Для того, чтобы эта работа была продуктивной, содержательной, учитель должен обладать системными знаниями, которые в основном он получает в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Если, будучи студентом, он не усвоил системный материал, не сформировал навыки применения на практике системного метода, он не сможет научить этому своих учеников. Отсюда вытекает вывод: школе еще долго нужно ждать учителей, которые обладают конвергентным сознанием и будут развивать его в учениках.
Таким образом, структурно-логические схемы являются и формой обучения, и формой контроля качества знаний, умений и навыков, определяющих универсальные учебные действия обучающихся.



1. Абрамовских, Е. В. Роман Ингарден как основоположник рецептивной эстетики/ Е.В. Абромовских // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - №2-2. - С. 414-416.
2. Абрамовских, Е.В. Креативная рецепция незаконченных произведений как литературоведческая проблема: на материале дописываний незаконченных отрывков А.С. Пушкина: автореф. дис. . докт. филол. наук: 10.01.08 / Абрамовских Елена Валерьевна. - М., 2007. - 44 с.
3. Аристова М.А.ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. М., 2016. - 288 с.
4. Баранова, К. М. Основные идейные и сюжетно-образные мотивы в литературе Новой Англии XVII-XVIII веков. Становление традиций в литературе США: дис. . докт. филол. наук: 10.01.03 / Баранова Ксения Михайловна. - М., 2011. - 490 с.
5. Барт, Р. Избранные работы: сборник татей/ Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. -426 с.
6. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/ Ю. Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. - 511с.
7. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
8. Васенева, Н.В. Рецепция эстетики и драматургии Б. Шоу в русской литературе XX в.: на материале комедии «Пигмалион»: дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / Васенева Надежда Владимировна. - Омск, 2011. - 169 с
9. Дранов, А. В. Рецептивная эстетика Западное литературоведение ХХ века: учебное пособие/ А. В. Дранов.- М.: Интрада - ИНИОН, 2004. - 350 с.
10. Дроздова, М. С. Рецепция поэзии в творчестве Дж. Фаулза 60-70-х годов ХХ века :дис. . канд. филол. наук : 10.01.03 / Дроздова Мария Сергеевна. - Москва, 2016. - 208 с.
11. Евсеева, И. С. Рецепция творчества Оливера Голдсмита в конце XVIII - первой трети XIX века в России: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Евсеева Ирина Сергеевна. - Томск, 2011. - 229 с.
12. Жирмунский, B. M. Сравнительное литературоведение/В. М. Жирмунский//-л.: наука, 1979. -358 с.
13. Журавлёв, В. П. Фонохрестоматия как компонент учебно - методического комплекта/В. П. Журавлёв // Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии. XV Голубковские чтения. - М., 2007. - С. 54 - 55
14. Загидуллина, М. В. Ранние статьи Гоголя о Пушкине: к вопросу о «внутрицеховой» рецепции / М. В. Загидуллина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2004. - №1. - С. 34-41.
15. Зиннатуллина, З. Р. Художественная концепция национального в творчестве Джона Фаулза (на материале романов «Женщина французского лейтенанта, «Дэниел Мартин», «Червь»): дис. . канд. филол. наук: 10.01.03 / Зиннатуллина Зульфия Рафисовна. - Казань, 2012. - 183 с.
16. Изер, В. Рецептивная эстетика. Герменевтика и переводимость
[Электронный ресурс]/В. Изер// Независимая академия эстетики и свободных искусств. - 1999. - №6. -- Режим доступа:
http://www.independentacademy.net/science/library/iser.html
17. Ковылкин, А. Н. Вопросы рецептивной эстетики /А.Н. Ковылкин// ОНВ. - 2007. - №2 (54).- С.153-157
18. Ковылкин, А. Н. Читатель как теоретико-литературная проблема (рецептивная эстетика) :дис. . канд. филол. наук : 10.01.08 / Ковылкин Андрей Николаевич. - Москва, 2007. - 125 с.
19. Коровина, В. Я. Литература, 9 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил.уровни В.2.Ч.1 /В. Я. Коровина.- 14-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 369с.
20. Лебедев, Ю. В. Литература, 9 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил.уровни. В 2 ч. Ч.1/ Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова; под ред. Ю. В. Лебедева. - М.: Просвещение, 2011
21. Лебедев, Ю. В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.1/ Ю. В. Лебедев. -14-е изд. - М.: Просвещение, 2012. -365 с
22. Левакин, Н.Н. Художественная рецепция как литературоведческое понятие (к вопросу понимания термина) / Н.Н. Левакин // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 27. - С. 308
23. Летина, Н. Н. Теоретические основания рецепции в провинциальном искусстве/Н. Н. Летина // Регионология. - 2008. - № 3. - С. 295-302.
24. Лернер И. Я, Скаткин М.Н. Классификация методов обучения [Электронный ресурс]. URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26920- klassifikaciya-metodov-obucheniya-lerner-iya-skatkin-mn.html
25. Литература, 10 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил.уровни В.2.Ч.1 /В. Я. Коровина и др. - М.: Просвещение, 2006
26. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профил.уровни. В 2 ч.Ч.1/В. Г. Маранцман, Е. К. Маранцман, О. Д. Полонская и др. - М.: Просвещение, 2009.-383 с
27. Литература и методы ее изучения. Системно-синергетический поход: учеб.пособие/ В. Г. Зинченко, В. Г. Зусман, З. И. Кирнозе. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 280 c.
28. Лотман, Ю. М. Семиосфера/ Ю. М. Лотман// Искусство-СПБ -2004. -№3. -С. 219-220.
29. Майер, Р. В. Определение уровня абстрактности, сложности и информативности различных тем школьного учебника физики/ Р. В. Майер // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 2. - С. 55-58
30. Маранцман, В. Г. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ В. Г. Маранцман,Н А. Колкова; под ред. В.Г. Маранцмана. -М.: Просвещение, 2012
31. Меркулова, М. Г. Роль Б. Шоу в становлении двухчастной модели национальной шекспиросферы / М.Г. Меркулова // Вестник МГПУ. Сер. «Филология. Теория языка. Языковое образование». - 2015. - № 1. - С. 8-13.
32. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 196 с.
33. Науман, М. Литературное произведение и история литературы / М. Науман// - М.: Радуга, 1984. - 424 с.
34. Окольская, Л. А. Жизненные ценности в учебниках для старшей школы/Л. А. Окольская // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 93-125.
35. Переписка А.С. Пушкина. В 2 тт. - М.: Худож. лит.,1982.Т2. с. 97.
36. Русская литература: учебное пособие для 11-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с белорусским и русским языком обучения с 11-летним языком обучения / Мищенчук Н.И., Потолков Ю.В. и др.; под ред. Мищенчука Н.И. и Мушинской Т.Ф. - Мн., 2006. - 45 с.
37. Советский энциклопедический словарь: Советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М., 1989. - 1632 с
38. Трунин, С.Е. Рецепция Достоевского в русской прозе конца XX - начала XXI вв. / С.Е. Трунин// - Минск: Логвинов, 2006. - 156 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] : от 17 декабря 2010. - Режим доступа : http://минобрнауки.рф/documents/938/.
40. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089. - Режим доступа: https://goo.gl/4bBBF3
41. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. [Электронный ресурс] Часть II. Среднее (полное) общее образование. // Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа:https://goo.gl/JjK8BT
42. Шанский, Н.М. Лингвистический анализ художественного текста Л.: Просвещение, 1990. - 23 с.
43. Электронный каталог «Сообщества учителей» [Электронный ресурс]: база содержит методические материалы для учителей. - Нижний Новгород. - Режим доступа:http://pedsovet.su/publ/42—1—0—5767
44. Эренберг, О. Приёмы запоминания информации [Электронный ресурс] / О. Эренберг // Психология. - Режим доступа: http:// sovremennie- priemi-i-metodi-zapominaniya.html.
45. Evaluating and Comparing the Textbooks of General Science: A Comparative Study of Published Textbooks in Pakistan // International Journal of Social Sciences and Education. Vol. 4. No 2. P. 551-555.
46. Garvin, D. A. (1984) What does «Product quality» Really Mean? // MIT Sloan Management Review. Vol. 26. No 1. P. 25-43
47. Mahmood, Kh. (2011) Standardization of Textbook Evaluation Criteria through Development of Quality Textbook Indicators [Электронный ресурс]// Pakistan 12th International Convention on Quality Improvement and 2nd ANQ Regional Conference, Lahore PIQC Institute of Quality. - Режим доступа: http://piqc.edu.pk/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ