Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

Работа №148876

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
1.1. Понятия «гуманность» и «гуманные чувства» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Формирование гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста 14
1.3. Значение сюжетно-ролевой игры для формирования гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННЫХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста 32
2.2. Система работы по формированию гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр 41
2.3. Анализ эффективности использования сюжетно-ролевых игр на формирующем этапе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

Воспитание гуманности – это процесс воспитания гуманных чувств, к которым относятся доброта, милосердие, сострадание, эмпатия. Эти чувства находят проявление в деятельности, когда человек заботится о ком-либо, ухаживает, проявляет сострадание, оказывая помощь, и делает это осознанно и искреннее, то есть благодаря им формируется отношение к окружающему миру, та эмоционально-волевая установка, которая стимулирует к осознанно-правильной деятельности.
В ФГОС дошкольного образования отмечено, что образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, формированием готовности к совместным мероприятиям со сверстниками, формирование уважения и чувство принадлежности семье и сообществу детей и взрослых в организации и т. д. [24].
Актуальность данной темы возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая, она выступает основным средством формирования и воспитания маленького человека. В процессе игры воспитываются те гуманные чувства, которые делают ребёнка нравственно чище и лучше, после чего у него появляется желание поступать в соответствии с правилами и нормами, не позволяя себе наносить вред и ущерб окружающим, стремление воздерживаться от плохих поступков и не позволять это делать другим, так как чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучались средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В. Черник и др.
Гуманное отношение к окружающим вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. В этой связи актуальность темы определяется необходимостью выбора и определения способов и средств воспитания гуманных чувств дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр.
Объект исследования: процесс воспитания гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения сюжетно-ролевых игр для формирования гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста;
2) Изучить возможности использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста;
3) Провести исследование уровня сформированности гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста;
4) Разработать и реализовать систему сюжетно-ролевых игр, направленную на формирование гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста;...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование было посвящено проблеме формирования гуманных чувств детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
В начале работы мы определили актуальность данной проблемы тем, что гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени дети дошкольного возраста проводят в игре, которая в свою очередь является мощным средством развития гуманных отношений.
В соответствии с этим была выдвинута гипотеза о том, что организация системы сюжетно-ролевых игр в процессе формирования гуманных чувств у детей среднего дошкольного возраста возможно при осуществлении методического сопровождения деятельности воспитателей, разработке поэтапной и пошаговой стратегии развития сюжетных игр, предполагающей:
– диагностику развития чувства гуманности у детей;
– проектирование педагогом вариативных и инвариантных игровых сюжетов для совместной игровой деятельности с детьми;
– организацию развивающей предметно-пространственной среды.
В процессе работы нами был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования гуманных чувств и отношений средних дошкольников и изучения значения сюжетно-ролевой игры в данном процессе. В ходе теоретического исследования были раскрыты основные понятия: «гуманность», «сюжетно-ролевая игра», «оценка», «социальная компетентность», «эмпатия» и другие. Также в ходе теоретического исследования педагогической литературы рассмотрено значение сюжетно-ролевой игры в формировании гуманных чувств и отношений у детей среднего дошкольного возраста.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Кроме того, игра служит средством развития и самореализации дошкольников, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству. Все это говорит о том, что ребенок, играя, включается в процесс социализации.
Именно поэтому необходимо правильно руководить игрой ребенка. Неправильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка будет проходить с различными затруднениями.
Проведенная экспериментальная работа показала: к педагогическим условиям, обеспечивающим более успешное формирование гуманных чувств и отношений дошкольников, следует отнести:
• расширение социального опыта ребенка через общение со сверстниками;
• нравственное воспитание с опорой на социокультурные ценности;
• разработку комплекса сюжетно-ролевых игр.
Проведенное исследование показало, что формирование гуманных чувств дошкольника будет эффективной и успешной при реализации комплекса мероприятий.
Результаты практического исследования, проведенного нами, позволили подтвердить выдвинутую в начале работы гипотезу о том, что организация системы сюжетно-ролевых игр будет способствовать повышению уровня сформированности гуманных чувств и отношений у детей среднего дошкольного возраста.


1. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей. – Якутск: Нац. изд-во «Бичик», 1995. – 228 с.
2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 380 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
4. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986. – 188 с.
5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004. – 314 с.
6. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М.: Педагогика, 1976. – 287 с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1989. – 255 с.
8. Густомясова А. Воспитание социальной компетенции. // Дошкольное воспитание. – 2008. – №5. – С. 106-111.
9. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 172 с
10. Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста. // Начальная школа плюс: до и после. – 2007. – №10. – С.89-92.
11. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М.: Академия педагогических наук, 1963. – 216 с.
12. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1975. – 142 с.
13. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 2006. – 418 с.
14. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.; Учебное пособие для педагогических уч. заведений. / Под. ред. академии РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера 2001. – 587 с.
15. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 386 с.....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ