Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основы работы над предлогами
1.1. Лингвистические основы изучения предлогов 5
1.2. Классификация предлогов 7
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи 11
Глава II. Экспериментальное изучение навыка использования предлогов дошкольниками с общим недоразвитием речи
2.1. Цель, задачи и содержание изучения 19
2.2. Материал для обследования 20
2.3. Анализ результатов 24
Глава III. Использование приёмов изобразительной деятельности в логопедической работе по коррекции понимания значения и употребления предлогов старшими дошкольниками
3.1. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 27
3.2. Содержание коррекционной работы 29
3.3. Контрольный эксперимент 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Предлоги в составе речи играют важную организующую роль. Они занимают значительное место и по частоте использования в языке. Одни лишь простые предлоги составляют в русском языке 11,8% всех слов.
Дети с общим недоразвитием речи плохо овладевают грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно их употреблять. Это речевое нарушение связано с недоразвитием пространственных ориентировок и временных представлений.
Кроме того, правильное употребление предлогов – неотъемлемая часть культуры речи. Поэтому необходимо внимательно следить за правильностью употребления предложно-падежных конструкций.
Таким образом, проблема употребления предлогов является актуальной.
Объект нашего исследования – предлоги в речи дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – задания и упражнения изобразительной деятельности, способствующие формированию навыков употребления предлогов.
Цель: коррекция недостатков при употреблении предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Задачи:
- проанализировать научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
- подобрать задания для проведения констатирующего эксперимента;
- провести обучающий эксперимент по формированию навыка употребления предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Гипотеза нашего исследования: у дошкольников с общим недоразвитием речи в достаточной степени нарушен грамматических строй речи и, в частности, недостаточно сформированы представления о предлогах. Необходима целенаправленная коррекционная работа по формированию навыков употребления предлогов у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных заданий и упражнений и в младшем школьном возрасте с учащимися с ограниченными возможностями здоровья различной этиологии.
Предлоги в составе речи играют важную организующую роль. Они занимают значительное место и по частоте использования в языке. Исследование показало, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются разнообразные ошибки в употреблении предлогов. Наиболее частыми предлогами в употреблении являются простые предлоги, сложные предлоги употребляются редко. Некоторые дошкольники испытывают трудности в усвоении правильного употребления предлогов, замене требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу, дети часто пропускают предлоги.
Уровень выполнения заданий в исследуемой группе показал разные результаты: у 20 % детей уровень выполнения заданий высокий, у 50% детей – средний, у 30 % детей – низкий. Дети с высоким уровнем выполнения задания из благоприятных семей, не пропускают занятий. С данными детьми дома занимаются родители. В ходе выполнения заданий все дети нуждались в помощи экспериментатора.
Самым трудным заданием для детей оказалось четвертое, практически никто с ним не справился. Большая часть детей испытывала трудности в употребление предлогов от, без, перед, из-за.
Исходя из данных обследования, можно сделать вывод: нарушения в использовании предлогов у младших школьников с общим недоразвитием речи обусловлено не только несформированностью языковых средств, но и недостаточной степенью сформированности пространственных представлений.
Таким образом, данная группа детей нуждается в коррекционной работе. Основное внимание нужно уделять формированию у детей понятий о лексическом значении каждого предлога, дифференциации предлогов, выделению предлогов как самостоятельных слов.
Для проведения формирующего эксперимента была разработана программа, направленная на развитие пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР и на уточнение понимания значения предлогов. В программу формирующего эксперимента были включены задания с элементами изобразительной деятельности. Эффективность этих заданий в уточнении значений пространственных предлогов обеспечивает то, что, в процессе изобразительной деятельности, устранение недостатков пространственных представлений происходит не только за счёт объяснения, но и при помощи включения детей в деятельность, при помощи согласованной работы глаз и рук, что обеспечивает всестороннее воздействие на интеллектуальное развитие детей.
Проведенный контрольный эксперимент доказал эффективность использования изобразительной деятельности в логопедической работе и выдвинутую нами гипотезу.
1. Баранов, М. Т. Русский язык / Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
2. Белошапкова, В. А., Современный русский язык / В. А. Белошапкова, Е. А. Земская, И. Г. Милославский, М. В. Панов. – М.: Высш. школа, 1981. – 560 с.
3. Виноградов, В. В. Русский язык. Учебное пособие для вузов / В. В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 1986. – 639 с.
4. Гвоздев, А. Н. Современный русский язык / А. Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1973. – 350 с.
5. Елецкая, О. В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Методическое пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская; научн. ред. О. В. Защиринская. – СПб: Речь, 2005. – 180 с.
6. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
7. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка / Т. Ф. Ефремова. – М.: Издательство ACT, 2004. – 814 с.
8. Жаренова, Е. С. Связная устная речь младших школьников // Речевое развитие младших школьников. – 1970. – С. 26-40.
9. Жукова, Н. С., Если ваш ребенок отстает в развитии / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. – М.: Медицина, 1993. – 105 с.
10. Касаткин, Л. Л. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. Л. Касаткин. – М.: «Академия», 2004. – 768 с.
11. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. – СПб: ИД «МиМ», 1997. – 224 с.
12. Костромина, Н. В. Русский язык / Н. В. Костромина, К. А. Николаева, Г. М. Ставская, Е. Н. Ширяев. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
13. Крейдлин, Г. Е. Метафора семантических пространств и значение предлога // Вопросы языкознания. – 1994. – №5 – С. 19-27.
14. Крейдлин, Г. Е. Служебные и строевые слова // Семантика служебных слов: Сборник научных трудов. – 1982. – С. 106-113.
15. Курганов, С. Ю. Русский язык для начальной школы в таблицах и схемах: правила и орфограммы, определения и примеры, разбор слов и предложений / С. Ю. Курганов. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 64 с....35