Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика формирования читательских интересов у старших дошкольников

Работа №148839

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .6
1.1. Сущность понятия «читательский интерес»…………………………. 6
1.2. Особенности восприятия литературных произведений старшими дошкольниками……………………………………………………………...12
1.3. Педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………………......15
1.4. Отбор художественных произведений для чтения детям……………17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………27
2.2.Создание условий для формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………39
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64


С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге, а литературный опыт читателя у ребенка 6-7 лет ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих воспитателей в дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что рубеж XX-XXI века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь его к чтению, развивать читательский интерес.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательной области «Речевое развитие».
Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется осмыслением понятия «интерес к книге», «читательский интерес», определением его компонентов, теоретическим обоснованием психолого-педагогических условий развития читательского интереса у детей дошкольного возраста 6-7 лет в образовательном процессе дошкольной организации.
Объект исследования – процесс формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является анализ результатов апробациипедагогических условий формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста и составление методических рекомендаций для педагогов ДОО.
Задачи исследования:
1) исследовать сущность понятия «читательский интерес»;
2) составить краткую характеристику особенностей восприятия литературных произведений старшими дошкольниками;
3) выявить эффективные педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести опытно-экспериментальную работу по исследованию и формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
5) составить рекомендации для воспитателей и родителей по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
6) составить конспекты НОД, направленные на формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены. Изучение и анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы и проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы исследования и явились основой для следующих выводов.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный. Развитие у детей читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Осуществление диагностики читательского интереса с учетом выделенных компонентов происходило по уточненным нами показателям. В мотивационно-ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте было выявлялось: умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию.
Результаты диагностики показали необходимость построения более эффективной роботы с детьми по развитию читательского интереса.
На формирующем этапе развитие читательского интереса у детей 6- 7 лет происходило поэтапно (мотивационный, когнитивный, деятельностный). Были реализованы следующие психолого-педагогические условия:
– включение в образовательный процесс содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих знакомство детей с книгой как с предметом рукотворного мира и как с источником литературного произведения;
– поэтапная работа с детьми по освоению компонентов читательского интереса с использованием педагогически обоснованных методов и средств, учитывающих индивидуальные литературные предпочтения детей;
– организация совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с книгой, чтению произведений, с демонстрацией детям образца-ориентира в проявлении читательского интереса;
– создание книжного уголка как элемента предметно-пространственной среды, который в совокупности компонентов стимулирует и обеспечивает процесс формированию читательского интереса дошкольников.
Результаты повторной диагностики показали более значительную положительную динамику развития читательского интереса у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы с детьми в созданных психолого-педагогических условиях и верность выдвинутой гипотезы.



1. Азарова Л.И., Курганская Л.М. Чтение как социокультурное явление // Наука. Искусство. Культура. – 2013. – №2. – С.163-168.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Андреев О. А. Техника быстрого чтения. – М.: Книга, 1987. – 280 с.
4. Аскарова В. Я. Юный читатель и книга: проблемы культурного посредничества // Библиотековедение.2004. № 6. С. 62-66.
5. Бабанский Ю. К. Познавательная активность. — М.: Просвещение, 1999. - 180 с.
6. Беленькая Л. И. Ребенок и книга: о читателе восьми-девяти лет //М.: Книга, -1969. -167 с.
7. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения: сб. статей [Электронный ресурс] – Электронная библиотека ГНПБУ – http://elib.gnpbu.ru/text/davydov_o-ponyatii-razvivayuschego-obucheniya_1995/ (16.04.2016)
8. Демьянкова, Т.Н. Опыт педагогической деятельности учителя начальных классов ГУО «Средняя школа № 1 г. Быхова»Демьянковой Татьяны Николаевны «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения» – /Текст/ электронное пособие [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Foshsc3.by%2Fres_centr% (04.10.16)
9. Доманский, В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе/ В.А. Доманский. — Учебное пособие. — М.: Флинта, Наука, 2002. — 368 с.
10. Ефимова, С.Е. Формирование навыков чтения у дошкольников на уроках литературного чтения, учитель начальных классов [Электронный ресурс] – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – http://festival.1september.ru/articles/509967 (18.04.17)
11. Калинкина Л.Н. Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия произведения [Электронный ресурс] – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/610400/ (29.11.16)
12. Колодезникова, С. И. Особенности восприятия литературного произведения дошкольниками [Текст] // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – №6. –С. 139-143.
13. Комарова, О. В. Привитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности путем использования современных технологий [Текст] // Современная практика модернизации образования: Материалы IV городской конференции 23 марта 2015 года. – Дубна: МБУ «Центр развития образования», 2015. – С. 27-41.
14. Короткова, Н. В. Системный подход к обучению чтению на уроках русского языка [Текст] // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №1 – С.15.
15. Коробейникова, Я. Ю.Формированиечитательской самостоятельности у детей [Электронный ресурс] – https://rae.ru/forum2012/265/1174 (13.12.16) ....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ