ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .6
1.1. Сущность понятия «читательский интерес»…………………………. 6
1.2. Особенности восприятия литературных произведений старшими дошкольниками……………………………………………………………...12
1.3. Педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………………......15
1.4. Отбор художественных произведений для чтения детям……………17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………27
2.2.Создание условий для формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………39
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге, а литературный опыт читателя у ребенка 6-7 лет ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих воспитателей в дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что рубеж XX-XXI века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь его к чтению, развивать читательский интерес.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательной области «Речевое развитие».
Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется осмыслением понятия «интерес к книге», «читательский интерес», определением его компонентов, теоретическим обоснованием психолого-педагогических условий развития читательского интереса у детей дошкольного возраста 6-7 лет в образовательном процессе дошкольной организации.
Объект исследования – процесс формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является анализ результатов апробациипедагогических условий формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста и составление методических рекомендаций для педагогов ДОО.
Задачи исследования:
1) исследовать сущность понятия «читательский интерес»;
2) составить краткую характеристику особенностей восприятия литературных произведений старшими дошкольниками;
3) выявить эффективные педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести опытно-экспериментальную работу по исследованию и формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
5) составить рекомендации для воспитателей и родителей по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
6) составить конспекты НОД, направленные на формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста....
В ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены. Изучение и анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы и проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы исследования и явились основой для следующих выводов.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный. Развитие у детей читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Осуществление диагностики читательского интереса с учетом выделенных компонентов происходило по уточненным нами показателям. В мотивационно-ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте было выявлялось: умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию.
Результаты диагностики показали необходимость построения более эффективной роботы с детьми по развитию читательского интереса.
На формирующем этапе развитие читательского интереса у детей 6- 7 лет происходило поэтапно (мотивационный, когнитивный, деятельностный). Были реализованы следующие психолого-педагогические условия:
– включение в образовательный процесс содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих знакомство детей с книгой как с предметом рукотворного мира и как с источником литературного произведения;
– поэтапная работа с детьми по освоению компонентов читательского интереса с использованием педагогически обоснованных методов и средств, учитывающих индивидуальные литературные предпочтения детей;
– организация совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с книгой, чтению произведений, с демонстрацией детям образца-ориентира в проявлении читательского интереса;
– создание книжного уголка как элемента предметно-пространственной среды, который в совокупности компонентов стимулирует и обеспечивает процесс формированию читательского интереса дошкольников.
Результаты повторной диагностики показали более значительную положительную динамику развития читательского интереса у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы с детьми в созданных психолого-педагогических условиях и верность выдвинутой гипотезы.
1. Азарова Л.И., Курганская Л.М. Чтение как социокультурное явление // Наука. Искусство. Культура. – 2013. – №2. – С.163-168.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Андреев О. А. Техника быстрого чтения. – М.: Книга, 1987. – 280 с.
4. Аскарова В. Я. Юный читатель и книга: проблемы культурного посредничества // Библиотековедение.2004. № 6. С. 62-66.
5. Бабанский Ю. К. Познавательная активность. — М.: Просвещение, 1999. - 180 с.
6. Беленькая Л. И. Ребенок и книга: о читателе восьми-девяти лет //М.: Книга, -1969. -167 с.
7. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения: сб. статей [Электронный ресурс] – Электронная библиотека ГНПБУ – http://elib.gnpbu.ru/text/davydov_o-ponyatii-razvivayuschego-obucheniya_1995/ (16.04.2016)
8. Демьянкова, Т.Н. Опыт педагогической деятельности учителя начальных классов ГУО «Средняя школа № 1 г. Быхова»Демьянковой Татьяны Николаевны «Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения» – /Текст/ электронное пособие [Электронный ресурс] https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Foshsc3.by%2Fres_centr% (04.10.16)
9. Доманский, В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе/ В.А. Доманский. — Учебное пособие. — М.: Флинта, Наука, 2002. — 368 с.
10. Ефимова, С.Е. Формирование навыков чтения у дошкольников на уроках литературного чтения, учитель начальных классов [Электронный ресурс] – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – http://festival.1september.ru/articles/509967 (18.04.17)
11. Калинкина Л.Н. Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия произведения [Электронный ресурс] – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/610400/ (29.11.16)
12. Колодезникова, С. И. Особенности восприятия литературного произведения дошкольниками [Текст] // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – №6. –С. 139-143.
13. Комарова, О. В. Привитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности путем использования современных технологий [Текст] // Современная практика модернизации образования: Материалы IV городской конференции 23 марта 2015 года. – Дубна: МБУ «Центр развития образования», 2015. – С. 27-41.
14. Короткова, Н. В. Системный подход к обучению чтению на уроках русского языка [Текст] // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №1 – С.15.
15. Коробейникова, Я. Ю.Формированиечитательской самостоятельности у детей [Электронный ресурс] – https://rae.ru/forum2012/265/1174 (13.12.16) ....30