Методика формирования читательских интересов у старших дошкольников
|
ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .6
1.1. Сущность понятия «читательский интерес»…………………………. 6
1.2. Особенности восприятия литературных произведений старшими дошкольниками……………………………………………………………...12
1.3. Педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………………......15
1.4. Отбор художественных произведений для чтения детям……………17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………27
2.2.Создание условий для формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………39
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .6
1.1. Сущность понятия «читательский интерес»…………………………. 6
1.2. Особенности восприятия литературных произведений старшими дошкольниками……………………………………………………………...12
1.3. Педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста…………………………………......15
1.4. Отбор художественных произведений для чтения детям……………17
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика сформированности читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………27
2.2.Создание условий для формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………39
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста……….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
С внедрением телевидения, компьютерных технологий поток информации поступает с большой скоростью. По оценке психологов, современный ребенок, получая большие информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Ребенок дошкольного возраста овладевает умениями управления компьютером и телевизором раньше, чем чтением книг, приобретает навык ориентироваться в клавиатуре быстрее, чем в оглавлении книге, а литературный опыт читателя у ребенка 6-7 лет ограничивается просмотренными мультфильмами. В связи с этим у многих воспитателей в дошкольной образовательной организации возникают трудности в формировании у детей дошкольного возраста читательского интереса, интереса к чтению книге.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что рубеж XX-XXI века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь его к чтению, развивать читательский интерес.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательной области «Речевое развитие».
Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется осмыслением понятия «интерес к книге», «читательский интерес», определением его компонентов, теоретическим обоснованием психолого-педагогических условий развития читательского интереса у детей дошкольного возраста 6-7 лет в образовательном процессе дошкольной организации.
Объект исследования – процесс формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является анализ результатов апробациипедагогических условий формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста и составление методических рекомендаций для педагогов ДОО.
Задачи исследования:
1) исследовать сущность понятия «читательский интерес»;
2) составить краткую характеристику особенностей восприятия литературных произведений старшими дошкольниками;
3) выявить эффективные педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести опытно-экспериментальную работу по исследованию и формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
5) составить рекомендации для воспитателей и родителей по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
6) составить конспекты НОД, направленные на формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста....
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что рубеж XX-XXI века ознаменовался кризисом чтения во всемирном масштабе. Выросло поколение «экранных» детей, не имеющих интереса к чтению. Книга как носитель духовности перестала так сильно воздействовать на юного читателя, как раньше. Во многом это обусловлено тем, что современное образование динамично развивается в области информационно-компьютерных технологий.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно поэтому нужно уже в дошкольном возрасте привлечь его к чтению, развивать читательский интерес.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных, художественно-эстетических качеств у ребенка дошкольного возраста. Знакомство детей с книжной культурой, детской литературой является задачей образовательной области «Речевое развитие».
Актуальность на научно-теоретическом уровне определяется осмыслением понятия «интерес к книге», «читательский интерес», определением его компонентов, теоретическим обоснованием психолого-педагогических условий развития читательского интереса у детей дошкольного возраста 6-7 лет в образовательном процессе дошкольной организации.
Объект исследования – процесс формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия формирования читательских интересов детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является анализ результатов апробациипедагогических условий формирования читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста и составление методических рекомендаций для педагогов ДОО.
Задачи исследования:
1) исследовать сущность понятия «читательский интерес»;
2) составить краткую характеристику особенностей восприятия литературных произведений старшими дошкольниками;
3) выявить эффективные педагогические условия формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
4) провести опытно-экспериментальную работу по исследованию и формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
5) составить рекомендации для воспитателей и родителей по формированию читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста;
6) составить конспекты НОД, направленные на формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста....
В ходе проведенного исследования поставленные задачи были решены. Изучение и анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы и проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы исследования и явились основой для следующих выводов.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный. Развитие у детей читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Осуществление диагностики читательского интереса с учетом выделенных компонентов происходило по уточненным нами показателям. В мотивационно-ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте было выявлялось: умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию.
Результаты диагностики показали необходимость построения более эффективной роботы с детьми по развитию читательского интереса.
На формирующем этапе развитие читательского интереса у детей 6- 7 лет происходило поэтапно (мотивационный, когнитивный, деятельностный). Были реализованы следующие психолого-педагогические условия:
– включение в образовательный процесс содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих знакомство детей с книгой как с предметом рукотворного мира и как с источником литературного произведения;
– поэтапная работа с детьми по освоению компонентов читательского интереса с использованием педагогически обоснованных методов и средств, учитывающих индивидуальные литературные предпочтения детей;
– организация совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с книгой, чтению произведений, с демонстрацией детям образца-ориентира в проявлении читательского интереса;
– создание книжного уголка как элемента предметно-пространственной среды, который в совокупности компонентов стимулирует и обеспечивает процесс формированию читательского интереса дошкольников.
Результаты повторной диагностики показали более значительную положительную динамику развития читательского интереса у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы с детьми в созданных психолого-педагогических условиях и верность выдвинутой гипотезы.
Анализ различных подходов современных педагогов к определению понятия «читательский интерес» позволяет рассматривать читательский интерес как личностное образование, определяющее направленность духовно-эмоциональной и интеллектуальной сферы человека на книгу и ее содержание в процессе чтение (слушание). Компонентами читательского интереса являются: мотивационно-ценностный, интеллектуальный, регулятивный. Развитие у детей читательского интереса связывается с формированием представлений о книге, жанрах, писателях и поэтах, с привитием уважительного отношения к книге, стимулированием стремления читать (слушать) литературные произведения, с формированием читательских предпочтений, собственной позиции к прочитанному литературному произведению.
Осуществление диагностики читательского интереса с учетом выделенных компонентов происходило по уточненным нами показателям. В мотивационно-ценностном компоненте исследовалось проявление положительного отношения к книге, к деятельности читателя и желания читать (слушать) книгу (произведение). В интеллектуальном компоненте изучались: наличие сосредоточенности, увлеченности самим процессом слушания чтения книги взрослым; наличие вопросов о книге, авторах и содержании; наличие личных предпочтений к книгам и произведениям. В регулятивном компоненте было выявлялось: умение выразить свое отношение, собственное мнение о книге; умение выразить в разных формах свое отношение читателя к книге, ее содержанию.
Результаты диагностики показали необходимость построения более эффективной роботы с детьми по развитию читательского интереса.
На формирующем этапе развитие читательского интереса у детей 6- 7 лет происходило поэтапно (мотивационный, когнитивный, деятельностный). Были реализованы следующие психолого-педагогические условия:
– включение в образовательный процесс содержания и форм работы с детьми, обеспечивающих знакомство детей с книгой как с предметом рукотворного мира и как с источником литературного произведения;
– поэтапная работа с детьми по освоению компонентов читательского интереса с использованием педагогически обоснованных методов и средств, учитывающих индивидуальные литературные предпочтения детей;
– организация совместной деятельности родителей и детей по ознакомлению с книгой, чтению произведений, с демонстрацией детям образца-ориентира в проявлении читательского интереса;
– создание книжного уголка как элемента предметно-пространственной среды, который в совокупности компонентов стимулирует и обеспечивает процесс формированию читательского интереса дошкольников.
Результаты повторной диагностики показали более значительную положительную динамику развития читательского интереса у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Это свидетельствует об эффективности проведенной работы с детьми в созданных психолого-педагогических условиях и верность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Проектная деятельность как средство формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Проектная деятельность как средство формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Лэпбук как средство развития читательского
интереса детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ИМИ РУКОТВОРНОЙ КНИГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условии формирования читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - Развитие интереса к чтению детей старшего дошкольного возраста (Дошкольное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе ознакомления с детской литературой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы (Томский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017





