Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА И АДАПТАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 12-17 ЛЕТ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Работа №148830

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, ИЗМЕНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЙ 7
1.1 Понятие о двигательной активности 7
1.2 Особенности физиологического развития подростков 8
1.3 Влияние двигательной активности на физическое 12
функциональное состояние подростков 13

12
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
17
2.1 Задачи исследования
17
2.2 Методы исследования 17
2.3 Организация исследования 23
ГЛАВА 3. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА И АДАПТАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 12-17 ЛЕТ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ 25
3.1 Оценка физического развития подростков 25
3.2 Оценка физической подготовленности подростков 29
3.3 Оценка функционального состояния подростков 31
3.4 Оценка психологического состояния подростков35
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ….. 34
ВЫВОДЫ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

ПРИЛОЖЕНИЯ 56





Актуальность темы. Исследование, подготовленное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и опубликованное в журнале «The Lancet Child & Adolescent Health» отмечает, что показатели физической активности более 80% посещающих школу подростков в мире — 84,7 % девочек и 77,6 % мальчиков — находится ниже рекомендованного уровня (не менее одного часа в сутки) [49].
Анализ структуры заболеваемости школьников показывает, что в период обучения в школе увеличивается степень распространения нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (ОДА). Исследователи считают, что умеренная физическая активность в подростковом возрасте позволяет сохранить и укрепить здоровье опорно-двигательного аппарата, мышечной подготовленности [3, 5, 16]. В мире разрабатываются и тестируются инновационные подходы к повышению физической активности в школьной среде, основанные на научных исследованиях [6, 11, 12, 16, 17, 24, 37, 42]. Однако данные исследований, которые являются основой для внедрения школьных программ физической активности, в основном ограничиваются детьми младшего подросткового возраста [9, 21, 23, 25, 30, 34, 40].
Физическое развитие зависит от большого числа факторов: особенностей питания, состояния здоровья, природно-климатических факторов, материально-бытовых условий, национальных и региональных особенностей уклада и стиля жизни, и, конечно, характера двигательной деятельности. Это обстоятельство ведёт к исследованию причин стремительного ухудшения здоровья населения, снижения физического развития и двигательной подготовленности детей и подростков [30, 46]. Согласно результатам исследования, проведенного М.М. Солтан [42], порядка 60% школьников имеют дисгармоничное развитие. Вышесказанное диктует необходимость использования потенциала средств физической культуры и спорта в процессе воспитания подрастающего поколения [24]. Однако для этого требуются знания о состоянии индивидуально-типологических характеристик детей и подростков, в том числе параметров их физического развития [27]. В своем исследовании Е.В. Крукович [25] подчеркивает, что оценка роста и анализ физического развития должны проводиться с расчетом индексов, позволяющих оценить не только уровень развития параметров тела, но и гармоничность (соразмерность) этих показателей.
Кроме этого, существуют исследования, посвященные проблемам, связанным с чрезмерной физической активностью (профессиональные занятия спортом) в подростковом возрасте или неправильной организацией занятий спортом, показывая, что это может приводить к травмам, переутомлению, психоэмоциональному дискомфорту [6, 12, 15, 23, 29]. Одновременно с этим недостаточно данных, которые показывают влияние физической активности на функциональное состояние занимающихся с использованием объективных методов.
Таким образом необходимо проводить исследования, в которых показано влияние факторов, связанных с физической активностью, на возникновение симптомов нарушений опорно-двигательного аппарата подростков, показатели физической подготовленности, функциональные показатели и последствий мер вмешательства с учетом влияния сопутствующих факторов [34].
В жизни ребенка физические упражнения являются фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным перед развитием различных заболеваний и факторами риска. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма. Недостаток двигательной активности в этом возрасте способствует ограничению роста и развития ребенка, неполной реализации функциональных возможностей, тяжело восстанавливаемых даже путем систематической физической тренировки. Если ребенок ограничен в этой естественной потребности, его природные задатки постепенно утрачивают свое значение. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме.
Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является достаточная двигательная активность [18].
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека, воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания ребенка. Только при строгом научном подходе физическое воспитание становится действительным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.
Большие сложности возникают при спортивной работе с подростками. Данный период характеризуется бурным развитием физических способностей ребят и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий в большинстве видов спорта [45].
Осознание своего физического облика, чёткий самообраз, являются одними из важнейших внутренних условий, активно участвующих в формировании личности подростка. Та или иная оценка своей внешности влечет за собой определенное самочувствие и может определять характер взаимоотношений между людьми. Осознание особенностей своей внешности влияет на формирование многих важных качеств личности (например, таких, как уверенность в себе, жизнерадостность, замкнутость, индивидуализм). Именно в подростковом возрасте степень созревания, соответствие физического развития человека стандартам, принятым в группе его сверстников и друзей, может стать определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Физическое развитие детей и подростков – это совокупность морфологических, анатомических, физиологических, гистологических признаков, обусловливающих процессы роста и развития. Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детского населения, и оно зависит от экзогенных (особенностей питания, климата, соблюдения режима, социальных условий и т.д.) и эндогенных (наследственности, состояния здоровья и т.д.) факторов [6]. Основной направленностью изменений функционального состояния целостного организма при реализации напряженной информационной нагрузки в период 12-17 лет является снижение физиологической цены и повышение продуктивности интеллектуальной деятельности, совершенствование ее вегетативного обеспечения. Эта возрастная тенденция преобразований функционального состояния, проявляющаяся в улучшении адаптации детей к интенсивной умственной работе, отражает более общую закономерность увеличения надежности живой системы в процессе онтогенеза.
Недостаточность двигательной активности подростков это социальный, а не биологический феномен. Современные школьники в своем большинстве испытывают двигательный дефицит. Количество движений, производимых ими в течение дня, ниже их возрастных норм.
 Множество исследователей отмечают, что физическая активность улучшает состояние опорно-двигательного аппарата, является профилактикой сколиоза, улучшает мышечную силу школьников [7, 10, 20, 21].
Большинство исследований подтверждают, что физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В основном в таких исследованиях используются субъективные методы оценки нервной системы [22, 23]. В нашем исследовании проводился анализ влияния физической активности на функциональное состояние нервной системы подростков с помощью методики М.П. Мороз, включающей в себя оценку таких объективных показателей, как функциональный уровень нервной системы, устойчивость реакции и уровень функциональных возможностей.
2. Определены информативные показатели для оценки функционального состояния и физического развития подростков 12-17 лет.
В соответствии с приказом Минздрава РФ № 621 «О комплексной оценке здоровья» (2003) программа исследования физического развития детей и подростков включает оценку минимум трех признаков:
- морфологические признаки: длина тела (рост), масса тела (вес) и окружность грудной клетки (в покое);
- функциональные признаки: частота сердечных сокращений (ЧСС), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц кистей рук и др.;
- уровень развития: успеваемость, выполнение двигательных тестов.
3. Нами была проведена оценка физического развития и уровня физической подготовленности подростков. Эти же исследования сравнивались с показателями подростков с расширенным двигательным режимом. Расширенный двигательный режим оказывает положительное влияние на физическое развитие организма подростка.
Исследования констатировали, что показатели двигательных качеств и способностей у подростков из экспериментальной группы выше, чем у подростков из контрольной группы. Эксперимент показал увеличение быстроты и силовой выносливости.
В результате проведенного нами исследования было выявлено достоверное увеличение количественных показателей функционального состояния нервной системы при активных занятиях физическими упражнениями.
4. В результате проведенного исследования были получены результаты, которые выявили уровень физического развития, функционального состояния и уровня тревожности подростков, занимающихся на дополнительных занятиях физической культурой.
Адаптационные изменения, обусловленные физической нагрузкой, проявляются через призму возрастных закономерностей, определяющих процессы роста и развития, и приспособительные возможности детей на каждом возрастном этапе.
Проведенные исследования функционального состояния организма подростков говорят о том, что сердечно-сосудистая система у детей с расширенным двигательным режимом более устойчива к нагрузкам, показатели силы кисти рук у тренированных детей выше, чем у детей из контрольной группы, уровень тревожности у подростков из экспериментальной группы ниже, чем у их сверстников из контрольной группы. Таким образом, условия расширенного двигательного режима оказывают отчетливое влияние на весь комплекс функциональных признаков подростков, стабильность функционального состояния и снижение уровня тревожности подростков.
Расширенный двигательный режим является способом увеличения двигательной активности подростков, учитывая их физиологические данные и собственные предпочтения. Расширенный двигательный режим является так же наиболее доступным средством двигательной активности
5.Большинство подростков не соответствуют современным рекомендациям по физической активности. Для повышения активности подростков необходимо срочное расширение масштабов реализации известных эффективных стратегий и программ. В связи с этим разработана и апробирована педагогическая технология направленного использования средств физического воспитания, обеспечивающая оптимизацию функционального состояния детей и подростков при напряженной интеллектуальной деятельности....


1. Алдарова С.Н., Романова К.А., Щербинина Н.П. Баскетбол. Методические указания к практическим занятиям. Пермь: ФГБОУ ВПО Пермская ГСХА, 2013. 58 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
3. Аршавский И.А. Физиологические закономерности индивидуального развития. М.: Медицина, 1990. 192 с.
4. Арнст Н.В. Спортивная культура студентов в процессе физического воспитания в вузе // Вестник ТГПУ. 2010. № 4. С. 103-107.
5. Беликова Р. М., Пятунина О. И. Индексы развития детей и подростков в условиях обучения в современной школе // Успехи современного естествознания. 2008. № 2. С.51-52.
6. Беляева Л.А. Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков: Вестник ТГПУ, 2009. № 1. С.22-26.
7. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 368 с.
8. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. М.: Флинта 2012. 144 с.
9. Влияние систематических занятий спортом на физическое развитие и физическую подготовленность детей 6-10 лет / Абрамова Т. Ф., Никитина Т. М., Полфунктикова А. В. [и др.] // Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология. 2019. № 3. С. 5-14.
10. Высочин, Ю.В., Шапошникова В.И Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1. С. 69-72.
11. Галкина Т.Н. Антропометрические и соматотипологические особенности лиц юношеского возраста в Пензенском регионе: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.02. Волгоград, 2008. 15 с.
12. Горбунов Н.П., Хамадиярова Т.А., Хамадияров Р.Н. Влияние двигательного режима на процесс адаптации к учебной деятельности подростков с психической задержкой развития / Физическая культура и спорт в жизни общества и человека // Часть 1. ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2002. С.124-128.
13. Деметр Р. Упражнения на силу для детей и подростков – Информационный справочник [Электронный ресурс] Режим доступа к интернет-изданию: https://medaboutme.ru (дата обращения: 20.11. 2022)
14. Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985. 335 с.
15. Додонова Л.П. Методы соматотипирования в возрастной и коституциональной антропологии: Учебное пособие. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2006. 160 с....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ