Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Определение биоритмологического типа студентов ФФКиС и СХФ и его влияние на успеваемость

Работа №16735

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биофизика

Объем работы39
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обзор литературы 6
1. 1 Историческая справка 6
1. 2 Классификация биоритмов 9
1. 3 Инфрадианные ритмы 10
1. 4 Лунные ритмы 11
1. 5 Ультрадианные ритмы 11
1. 6 Циркадианные (околосуточные) ритмы 11
1. 7 Теория «трёх ритмов» 12
Глава 2. Методы исследования 15
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 16
Выводы 30
Заключение 32
Список используемой литературы 34

Одним из фундаментальных направлений в биологии и медицине является изучение нейрогуморальных механизмов регуляторных процессов адаптации. Потенциальным подходом к анализу приспособительных возможностей организма является изучение его функционального состояния (ФС), которое отражает относительную длительность протекающих процессов тоническую составляющую активности. Базовый уровень ФС определяется в условиях спокойного бодрствования (оперативного покоя) и зависит от индивидуальных особенностей организма. Эндогенные источники, отражающие активные процессы е живой системе, подвергают его модуляциям. Автономные колебания деятельности этих систем представляют собой эндогенные биологические ритмы-рабочие циклы отдельных систем. Согласно классификации известного хронобиолога Ф.Х'альберга, ритмы дыхания, работы сердца, а также электрических явлений в головном мозге относят к ритмам высокой частоты с периодом до получаса. Биоритмы с одинаковыми периодами часто сопряжены по иерархическому принципу: выделенные группы клеток одной из систем могут играть роль центров синхронизации ритмов водителей для другой
системы.
Еще в начале XX века было установлено, что людей можно разделить на определенные хронотипы по времени повышения их работоспособности: "жаворонки" - с пиком работоспособности в утренние часы, "совы"- с максимумом работоспособности в вечернее время, "голуби" - с одинаковой работоспособностью в течение дня. Рождаются люди "жаворонками" и "совами" или их такими делает жизнь? В целом ряде работ показана взаимосвязь между хронотипом и родом деятельности человека. Но есть и другие исследования доказывающие, что индивидуальные ритмологические особенности обусловлены генетически, высказываются предположения о наличии "часовых" генов. Однако полный механизм еще до конца не изучен. В связи с этим комплексная разработка вопросов взаимодействия
ритмической активности мозга и вегетативных систем, их зависимость от хронотипа остается актуальной.
Актуальность изучения проблемы личностей с разными хронотипами обусловлена тем, что в настоящее время внимание специалистов привлекает проблема биоритмологичееских коррелят личностных черт. Еще в начале 20 века было замечено, что не все люди одинаково активны утром и вечером. Одни легко справляются с нагрузками в утренние часы, другие предпочитают вечерне время для осуществления той или иной деятельности, а третьи нее имеют четких суточных предпочтений. Условно выделяют 3 основных хронотипа: утренний, вечерний и индифферентный.
Под хронотипом понимается индивидуальный суточный тип человека, который характеризуется особенностями протекания всех физиологических и психофизиологических функций в течение дня.
Люди с утренним хронотипом обычно отдают предпочтение выполнению энергозатратной деятельности в утренние часы, с вечерним - в вечерние часы, а с индифферентным - нее имеют четко выраженных суточных предпочтений. В нашей стране пик исследований проблем хронотипа приходится на 70 — 90 годы, но к настоящему времени интерес к проблеме хронотипа несколько упал.
Однако очевидно, что исследование данной проблемы необходимо как в теоретическом, так и в практическом плане. В литературе приводятся противоречивые данные о таких коррелятах хронотипа как пол, возраст, психологические и поведенческие особенности
Цель: Определение хронотипа студентов 1,3 курса факультета физической культуры и 1 курса спорта и сельскохозяйственного факультета и его влияния на успеваемость.
Задачи:
1. Определить хронобиологический тип по тесту-опроснику Остберга.
2. Проанализировать результаты зимней сессии
3. Определить влияние хронотипа на успеваемость студентов.
4. Определить хронотипы студентов проживающих в общежитии.
При выполнении тестового задания мы предлагаем студентам придерживаться следующих рекомендаций:
1. Прежде чем ответить, добросовестно прочитать каждый вопрос.
2. Отвечать на все вопросы в заданной последовательности.
3. На каждый вопрос надо ответить не зависимо от другого вопроса.
4. Выбирать только один, наиболее подходящий, ответ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наука о биологических ритмах - биоритмология - еще очень молода. Но уже сейчас она имеет большое практическое значение. Искусственно изменяя сезонные циклы освещения и температуры, можно добиться массового цветения и плодоношения растений в теплицах, высокой плодовитости животных. В настоящее время фактор времени учитывают при лечении многих заболеваний, и в первую очередь при лечении рака.
Биоритмологические разработки необходимы и для совершенствования системы медицинского обеспечения людей, участвующих в освоении северных и восточных регионов страны, для улучшения методов ранней диагностики заболеваний, качества медицинских прогнозов и повышения эффективности лечебных мероприятий. Нужны научные рекомендации по оптимальной временной структуре учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся - суточной динамики показателей памяти, внимания, образного и конкретного мышления. Научные резервы для решения этих задач имеются. Исследованием вопросов биоритмологии занимаются во многих учреждениях. Однако работы ведутся разрозненно, обмен информацией затруднен. Отсутствует единая общегосударственная программа биоритмологических исследований. Не уделяется достаточно внимания подготовке специалистов. Нет должного финансирования со стороны государства. Все эти проблемы могут привести к затруднениям в развитии биоритмологии, что, несомненно, скажется на здоровье людей. Однако эта молодая наука уже имеет множество достижений, которые очень важны для человечества.
Основные достижения биоритмологии:
Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы - от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика - одно из наиболее общих свойств живых систем.
Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и
процессы адаптации в биологических системах.
Установлено, что биологические ритмы, с одной стороны, имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, с другой, их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды, так называемых датчиков времени. Эта связь в основе единства организма со средой во многом определяет экологические закономерности.
Сформулированы положения о временной организации живых систем, в том числе - человека - одним из основных принципов биологической организации. Развитие этих положений очень важно для анализа патологических состояний живых систем.
Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической (среди них лекарственные средства) и физической природы. Это стало основой для развития хронофармакологии, т.е. способов применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.
Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний.
Биологические ритмы оказывают большое влияние на все аспекты жизнедеятельности людей.
Выделяют различные классификации биоритмов. Они базируются на строгих определениях, которые зависят от выбранных критериев. Существуют: классификация биоритмов Ю. Ашоффа, классификация биологических ритмов по Халбергу, классификация биоритмов Н.И. Моисеевой и В.Н. Сысуева.


1. Губин Г. Д., Герловин Е. Ш. Суточные ритмы биологических процессов и их адаптивное значение в онто- и филогенезе позвоночных.— Новосибирск: Наука, 1980;
2. Хронобиология и хрономедицина / Под ред. Ф. И. Комарова.— М.: Медицина. 1989. ISBN 5-225-01496-8 Пэрна Н. Ритм, жизнь и творчество Под ред. П. Ю. Шмидта — Л.-М.: Петроград, 1925.
3. Биоритмы, спорт, здоровье. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н.-М: Физкультура и спорт, 1989;
4. Биологические ритмы. Краткая Медицинская Энциклопедия. В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева-М.:Советская Энциклопедия, издание второе, 1989;
5. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. Коц Я.М. - М.:Физкультура и спорт, 1986;
6. Суточные ритмы биологических процессов и их адаптивное значение в онто- и филогенезе позвоночных. Губин Г. Д., Герловин Е. Ш. - Новосибирск: Наука, 1980;
7. Хронобиология и хрономедицина/Под ред. Ф. И. Комарова.-М.: Медицина, 1989;
8. Время по биологическим часам. Уинфри А. Т. -М.: Мир, 1990;
9. Биологические ритмы.Под ред. Ю. Ашоффа.-М.: Мир, 1984;
10.От часов к хаосу: Ритмы жизни. Гласс Л., Мэки М. -М.: Мир, 1991;
11. Биоритмы, спорт, здоровье. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н.-М: Физкультура и спорт, 1989;
12. Биологические ритмы. Краткая Медицинская Энциклопедия. В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева-М.Советская Энциклопедия, издание второе, 1989;
13. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. Коц Я.М. - М.:Физкультура и спорт, 1986;
14. Суточные ритмы биологических процессов и их адаптивное значение в онто- и филогенезе позвоночных. Губин Г. Д., Герловин Е. Ш. - Новосибирск: Наука, 1980;
15. Хронобиология и хрономедицина/Под ред. Ф. И. Комарова.-М.: Медицина, 1989;
16. Время по биологическим часам. Уинфри А. Т. -М.: Мир, 1990;
17. Биологические ритмы.Под ред. Ю. Ашоффа.-М.: Мир, 1984;
18.0т часов к хаосу: Ритмы жизни. Гласс Л., Мэки М. -М.: Мир, 1991;
19. Гомеостаз / Науч. ред. П.Д. Горизонтов, - М.: Медицина, 1981. - 576 с.
20. Судаков К.В. Системная интеграция функций человека: новые подходы к диагностике и коррекции стресоорных состояний / К.В.Судаков // Вести. РАМН. - 1996. - N 6. - С. 15-25.
21. Гор го Ю.П. Психофизиология (прикладни аспекта)/ Ю.П. Горго - К.: МАУП, 1999. - 123 с.
22. Галеев А.Р. Использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния школьников с учетом возрастных особенностей и уровня двигательной активности: автореф. Дис. на соискание науч. степени канд. биол. наук / А.Р, Галеев. Новосибирск. - 1999.-20 с.
23. Герасимов 1.Г. Механизми та модел1 регулювання функцюнальних сташв оргашзму жшок при дп ендогенних та екзогенних фактор1в: автореф. дис. на здобуття наук, ступеня докт, бюл. наук / ГГ. Герасимов. - КиТв. -2002.-31 с.
24. Курко Я.В. Психофизиологични особливоси oci6, яки занимаются плаваниям за разных типов погоди: автореф. дис. на здобуття наук, ступеня канд. мед. наук/Я.В. Курко. Львив. - 2007. - 20 с.
25. Криволапчук И.А. Возрастная динамика и адаптационные изменения функционального состояния детей 5-14 лет под влиянием занятий физическими упражнениями: автореф. дис. на соискание уч. степени докт. биол. наук f И.А. Кргволапчук. - Москва, 2008. - 48 с.
26. Lipsirza Lewis A. Dynamics of Stability The Physiologic Basis of Functional Health and Frailty/ Lewis A. Lipsiiza // The Journals of Gerontology Series A: Biological Sciences and Medical Sciences. - 2002, - VoL57. - P. 115-125.
27. Halberg r. Spectral resolution of iow-frequency small amplitude rhythms I F. Halberg. M. Engeli, C. Humberger et. al. //Acta Endocr. Copenh. -1965. - supph.103. - P. 1-5.
Halberg F. Chronobioengineering toward cost- effective quality health care/F.Halberg. K.Tamura, G. Cor- nelissen // Frontiers Med. Biol. Engeng. -1994. - Vol.6, №2. P. 83-102.
28. Доскин З.А. Ритмы жизни/В.А. Доскин, Н.А.Лаврентьева. - М.: Медицина. 1991. - 176 с.
29. Арушанян Э.ь. Колебания противотревожного эффекта валерианы и грандаксина у людей разного хронотипа на протяжении дневного бодрствования Э.Б. Арушанян, О.А. Мастягина, С,С. Мастягин, А.П. Попова Физиология человека, - 2005. -Т.31, №2. - С. 8-9.
30. Путилов А.А. "Совы", "жаворонки" и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер / А.А. Путилов. - Сиб. универе, изд. - 2003. - 608 с.
31. Будкевич Р.О. Перспективы хронопсихофизио- логического подхода при выявлении скрываемой информации на полиграфе / Р.О. Будкевич, М.В. 14.Макушин, Е.В. Будкевия // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. ■ 2006.
32. Корягина Ю.В. Хронобиологичеокие механизмы адаптации подростков и юношей к развитию силы и выносливости / Физкультура и спорт в современных условиях: состояние, тенденции и перспективы: Мате¬риалы Всероссийской научно-практической конференции. -Омск: СибГАФК, 2000. - С. 167-170.
33. Комаров Ф.И. Хронобиология и хрономедицина / Ф.И. Комаров, С.И. Рапопорт. - М,: Триада-Х. - 2000.
34. Агаджанян Н.А. Хроноархитектоника биоритмов и среда обитания Н.А Агаджанян., Г.Д Губин., Д.Г Гу- бин., И.В. Радыщ//Тюмень.: Изд- воТГУ.- 1998.-166с.
35. Биологические ритмы / науч. ред. Ю. Ашофф, - М.: МирЛ 1984.J- Т. 1. - 414 е.; Т.2-260 с.
36. Бреус Т.К. Влияние солнечной активности на физиологические ритмы биологических систем. Биофизика. - 1995. - Т.40, Na4. - С. 737-747.
37. Бреус Т.К. Хроноструктура биоритмов сердца и факторы внешней среды. - М.: изд-во Российского университета дружбы народов. - 2002. - 232 с.
38. Агулова Л.П. Синхронизирующая роль электромагнитных полей в биосфере: аргументы против. Биофизика. - 1995.-Т. 40. - № 4. - С. 929- 935.
39. Александров С.И. Атлас временных вариаций природных, антропогенных и социальных процессов.
40. М.: Научный мир. 199S. - -28 с.
41. Афанасьев С.Л. Вариации длительности сна по собственным наблюдениям. Атлас временных вариаций природных антропогенных и социальных процессов. - М.: "Янус-К". - Т. 1. - 2002. - С. 566-568.
42. Григорьев П.Е. Влияние переменного магнитного поля
сверхнизкочастотного магнитного поля на синхронизацию ритмики физиологических процессов с электромагнитным фоном / П.Е. Григорьев, В.С. Марты- нюк, Н.А. Темурьянц//Таврический медико¬биологический вестник. - 2003. - Т. 7. -|»1. - С. 154 -158.
Арушанян Э.Б. Значение хронотипических особенностей здоровых людей для вариативности сердечного ритма. Физиопогия человека. - 2006. - Том 32. №2 ■ - С. 80-83.
43. Kline Christopher Е. Circadian variation in swim performance. J. Appl. Physiol. - 2007. - Vol. 102. - P. 641-649.
44. Агаджанян Н. А. Биологические ритмы Н.А. Агаджанян. - Мд Медицина. 196". - 11S с.
45. Безопасность жизнедеятельности: [учеб, пособие] / [под ред. Э.А. Арустамова]. - Мд Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 476 с.
46. Моисеева Н. И. Время в нас и время вне нас / Н.И. Моисеева. - Л.: Лениниздат, 1991. - 158 с.
47. Панкратов О.М. Безпека життед1яльност1 людини у надзвичайних ситуащях: [навч. поЛбник] / О.М. Панкратов, О.К. Мшяев. - К.: КНЕУ, 2005.-286 с.
48. Сержов Я.О. Безпека життед1яльностк [навч. поЛбник] / Я.О. Сержов.
- ХарЛв: ХНАМГ, 2005. - 298 с. Ужегов Г. М. Биоритмы на каждый день / Г.М. Ужегов. - М.: Фаир, 1997. - 608 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ